Портреты знакомые и неизвестные

    Живописные портреты Никиты и Акинфия Демидовых, о которых пойдет речь, случайно посчастливилось увидеть в запаснике Мордовского республиканского краеведческого музея. Подобные изображения людей, жизнь и деятельность которых вызывала большой интерес у многих поколений исследователей, можно пересчитать по пальцам.

    Портреты первых основателей и владельцев заводов на Урале и в Сибири хранятся в фондах Нижнетагильского музея-заповедника. Хочется только напомнить, что портрет Никиты Демидовича Антуфьева - Демидова является замечательной копией работы неизвестного мастера, выполненной в "парсунной", традиции. Второй портрет - Акинфия. Никитича - принадлежит кисти немецкого художника Георгу Кристофа Гроота, работавшего придворным живописцем в Петербурге. Он, очевидно, написан по заказу Демидова незадолго до его смерти.

    Живописные полотна идентичны тагильским, не при сравнении в них можно найти множество как общих, так и отличительных черт. Портреты из республиканского музея погрудные и меньше по размерам. У Никиты Антуфьева высвеченное, худощавое лицо аскетично. Крутой череп головы обнажен. Большие глаза таят в себе проницательность. Губы плотно сжаты. Черный оклад бороды и усов контрастирует с красным плащом, перекинутым через правое плечо. Облик этого человека носит отпечаток силы и ума. Именно таким, каким описывают историки первого хозяина горных заводов, и изобразил его живописец М. Петров, оставивший витиеватую роспись на оборотной стороне холста.

    Самое интересное, что кафтан родоначальника династии Демидовых украшает окаймленное дорогими каменьями и голубым бантом изображение молодого Петра I, чего не увидишь на тагильском портрете. Что это? Орден? Откуда? Ведь из истории известно, что Никита Антуфьев был прост во всем и отказывался принимать чины и награды, будучи сподвижником царя Петра. Хотя и необходимо отметить, что особым указом от 11 февраля 1709 года его жаловали в царские комиссары, а 21 сентября 1720 года возвели в "дворянское достоинство под фамилию Демидова".

    Оказывается, в России, как особый вид награды, существовала "парсуна" - миниатюрный эмалевый портрет царя. Он предназначался для ношения лицам, отличившимся как в военных, так и гражданских делах. Некоторые генералы в первой четверти XVIII века были жалованы столь редкой наградой. Электронная версия historyntagil.ru. Такой же "парсуны" был удостоен и Никита Демидов. В знак признательности Петр I прислал ему в 1722 году из Кизляра свой портрет с припиской: "Демидыч! Я заехал зело далеко в горячую сторону, велит ли бог видеться? Для чего посылаю к тебе мою персону: лей больше пушкарских снарядов и отыскивай, по обещанию, серебряную руду".

    Другой портрет - Акинфия Демидова, талантливого организатора горного дела в России и превосходного пушечных дел мастера, - тоже копия. Однако не менее интересен, тем более, что на подрамнике есть печать. Сургуч, правда, частично сколот, но в сохранившихся страусовых перьях и ленте с надписью "Стат. Совет." можно угадать рядовой герб дворян Демидовых. Нечасто такие печати встречаются.

    Как выяснилось, портреты принадлежали одному из многочисленных родственников Демидовых, проживавшему в XIX столетии в Темниковском уезде Тамбовской губернии. И только после бурных событий 1917 года в числе других бытовых предметов попали в музей Саранска.

А. МАКСЯШИН.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.10.85.

Главная страница