Не счесть сокровищ

    История "прихода" вещи и выяснения ее "музейности" иногда сродни интереснейшему роману, где есть место и счастливым случайностям, и долгому напряженному труду

    Можно услышать, что сейчас, мол, бесполезно что-либо искать - ведь столько исторических изменений произошло и происходит. Но работа и опыт тагильских музейщиков в последнее десятилетие решительно опровергают такое мнение. Ежегодно в заповедник поступает в среднем 5000 музейных предметов. В настоящее время в фондах хранится около 500000 экспонатов. Конечно, о каждом не расскажешь. Но о самых интересных поступлениях последнего десятилетия мы хотим вам поведать.

"Ника" от Богатыревых

Подсвечник "Ника" из семьи Богатыревых    Наш город - родина многих интереснейших "тагильских находок". Одна из них ныне общеизвестна: это подлинники писем семьи к Андрею Николаевичу Карамзину за границу, написанные в 1836-1837 годах и содержащие ценнейшие сведения о событиях в Петербурге в конце 1836 - начале 1837 годов, предшествовавшие дуэли А.С. Пушкина с Дантесом и гибели великого поэта.

    История знаменитой находки связана с тагильской семьей Богатыревых. Но ее вклад в музейное дело этим не ограничился. В конце 1990-х годов к нам поступили старинные предметы, бытовавшие в замечательной уральской семье. Хрустальная печатка с инициалами "М.Н." принадлежала когда-то Михаилу Никаноровичу Богатыреву - это очень типичное уральское изделие из хрусталя первой половины XIX века. Вещи, более свойственные столичному быту, - подсвечник "Ника" и колокольчик-сонетка. Фарфоровый сервиз фабрики Кузнецова, тоже ставший сейчас экспонатом, был куплен Федором Михайловичем Богатыревым в подарок на свадьбу своей сестре Капитолине Михайловне в Санкт-Петербурге в 1880-х годах. И наконец, замечательная реликвия - "Месяцеслов" 1840 года, летопись семьи Богатыревых.

"...Звони-утешай"

    В 1995 году в дар от Тагилбанка поступила коллекция из 153 поддужных колокольчиков, собранная О.Н. Лузяниновым.

    Полтора столетия, с конца XVIII века, поддужные колокольчики играли заметную роль в народном быту. Они использовались главным образом в почтовых и курьерских тройках, подвешивались под дугой коренника (центральной лошади).

    Помимо утилитарного, они имели и художественно-эмоциональное назначение. В дальней дороге, а на лошадях ездили через всю Россию, от западных до восточных рубежей - колокольчик утешал и радовал сердце путника, отгоняя грустные думы. На поверхности колокольчика мастера часто выводили надписи и крылатые выражения: "Купи - не скупись, с ним езди - веселись", "Езжай - поспешай, звони - утешай", "Звону много - веселей в дороге". Искусно отлитые и подобранные по тону, эти дорожные спутники издавали при езде "согласный" звон. Сейчас поддужным колокольчикам уже не звучать: с уходом из повседневной жизни гужевого транспорта исчезли и они.

    В собрании нашего музея представлено несколько центров поддужного колокольного литья - Валдай, Пурех. Один из самых ранних колокольчиков отлит в 1807 году в селе Слобоцком Василием Бородиным.

С автографом 1835 года

Так выглядит на чертеже несуществующая ныне Выйско-Никольская церковь.    В один из обычных дней 1997 года в музей пришел человек. Он принес альбом с четырьмя большеформатными чертежами. В разных ракурсах там была изображена церковь святых угодников Николая, Павла и Анатолия (Выйско-Никольская).

    Судьба этой церкви трагична. Она была построена в 1835-1845 годах как родовая усыпальница Демидовых. В ее склепе находились захоронения пяти представителей династии, а в специальных витринах размещались фамильные реликвии. Этот храм - первый памятник русско-византийского стиля на Урале. Первоначальный проект выполнен в 1835 году талантливым петербургским архитектором А.X. Крихом, после смерти которого в 1836 году строительство продолжалось под непосредственным кураторством его учителя К.А. Тона. В 1929-1963 годах церковь разрушена до основания.

    Поэтому альбом с чертежами и автографами А.X. Криха и П.Н. Демидова стал счастливой находкой. Он позволил значительно продвинуться в исследованиях архитектуры храма, который остался лишь на чертежах, фотографиях и в воспоминаниях старожилов города.

    Вероятно, чертежи хранились в самом здании и, когда его разрушали, были просто выброшены, а потом подобраны тагильчанином, жившим по соседству.

Альбом из Франции

    Как удалось выяснить, альбом 1902 года был подарен к 50-летию служебной деятельности (1852-1902 гг.) Анатолию Октавовичу Жонесу-Спонвилю, прошедшему путь от горного инженера тагильских заводов до главного уполномоченного по заводам и имениям Демидовых в России, участнику многих российских горно- и металлопромышленных съездов.

Альбом Жонеса Спонвиля    Альбом, подаренный ему служащими Нижнетагильского округа, выполнен по эскизу инженера Тагильского завода К. Серебрякова. Он содержит 100 фотографий кабинетного формата, многие снабжены дарственными надписями. В этой фотогалерее представлены ведущие деятели российского горного дела и металлургии рубежа XIX - XX веков. Среди них будущий первый президент Академии наук СССР А. П. Карпинский, профессор и ректор Горного института в Санкт-Петербурге В.Н. Липин, управляющие заводов Нижнетагильского округа и ряда казенных заводов Урала П.И. Замятнин, К.П. Поленов, иностранные ученые, работавшие по контрактам, - К.К. Фрелих, А.К. Бекман. Были тут и выдающиеся деятели русской медицины, А.А. Миславский - президент Уральского общества любителей естествознания, П.В. Кузнецкий. Для чествования юбиляра был создан комитет. Он и установил подарить фотоальбом, а для съемки пригласили известного тагильского фотографа Е.А. Шестакова.

    Все сведения, полученные в результате работы сотрудников музея, отправили М. Барюшу.

    И вот на открытии международной научной конференции "Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур. 1700 - 1950 гг." в Нижнем Тагиле 15 августа 1996 года, Морис Барюш лично сделал нашему музею-заповеднику замечательные подарки - исторический альбом 1902 года с фотографиями и книгу-альбом "Русские акварельные портреты 1825 -1855 гг." (издательство "Ален де Гуркюф"), автором-составителем которого он сам является.

    С величайшей благодарностью мы храним, изучаем и показываем дары М. Барюша.

Главная страница