Музею истории подносного промысла - 10 лет

В доме у Вогульских кузниц

    В Нижнем Тагиле, родине российского лакового дела, всегда уделялось внимание старинным подносам и знаменитым местным мастерам Худояровым. В 1968 году в краеведческом музее был создан небольшой экспозиционный раздел, посвященный Худояровым, с использованием архивных материалов, воспоминаний родственников, собранных научными сотрудниками Э. Боташевой, Л. Лепо. В результате поисков и исследовательской работы завязалась многолетняя переписка и дружба с потомками И.Ф. Худоярова (1807-1879), которые в течение многих лет жили в его двухэтажном доме 25 по улице Горького (до революции - Береговой у Вогульских кузниц).

    Постепенно стала складываться идея создания в доме Исаака Федоровича музея. Благодаря решению ученого совета, возглавляемого тогда заместителем директора по научной работе Л.П. Малеевой, она получила возможность реального воплощения. В те годы исследованием культурной жизни дореволюционного Тагила занималась зав. историческим отделом, член Общества охраны памятников Лидия Петровна Лепо, поэтому составление научного описания дома художников Худояровых было подготовлено именно ею.

    Двухэтажное бревенчатое здание под железной крышей, с парадным входом и крыльцом, массивными воротами, забором и 13 окнами на главном фасаде строилось в самом начале XIX века Федором Андреевичем Худояровым (1747-1828). В 1927-м дом продается потомками И.Ф. Худоярова и постепенно превращается в коммунальную квартиру, где проживало восемь семей. Поэтому для музеефикации здания Л.П. Лепо прежде всего пришлось заняться решением многотрудного вопроса предоставления другого жилья прописанным здесь людям.

    За многие десятки лет внутренняя планировка помещений значительно изменилась. Для получения достоверного представления о доме, когда в нем жили художники Худояровы, большую помощь оказали воспоминания (1974 г.) внучки Исаака Федоровича Ольги Андреевны Худояровой (1899-1987), написанные на листочках в клеточку синими чернилами красивым четким почерком. Младшая дочь Андрея Исааковича (1859-1919), младшего из тринадцати детей Исаака, Ольга была профессиональным скульптором, преподавала черчение и рисование в школе. С 1940 года вместе с сестрой Ангелиной жила в поселке Левиха, откуда и вела переписку с музеем.

    По воспоминаниям Ольги Андреевны, дом Худояровых строился "своими руками из кондового леса" на берегу реки Тагил, напротив острова. На первом этаже стояли две русские печи, одна - низкая и широкая, с выступами внутри, в ней сушили подносы. Здесь размещались кухня, сушилка. На втором этаже -"зало", спальни, две печи, русская и "голландка". Из дома дверь вела "в огородик" с теплицей. Позади сарая вход в сад, где росли вишня казанская (кислая) для варенья, владимирская (бурая) десертная, малина, смородина, сирень разных сортов, акация, крушина, орех. Теплица зимой отапливалась. В ней выращивали огурцы, лук, ананасные дыни, в горшочках - розы. Дедушка Исаак очень любил природу, зверей, птичек. В его доме жили две пушистые сибирские кошки.

Так выглядел будущий музей весной 1989 года.    В 1970 году на доме установили мемориальную доску с текстом: "В XIX веке здесь жили художники Худояровы".

    Главным образом потому, что здание находилось в стороне от улицы Тагильской с несколькими интересными памятниками архитектуры, которые планировалось включить в историческую зону, решили и дом Худояровых перенести с улицы Горького на Тагильскую. Однако из разобранных бревен вновь собрать его не удалось: строение просто не выдержало перекладки и разлуки с родным местом. Пришлось дом собирать заново из свежего леса. Каждое бревнышко тщательно подбиралось. Директор музея И.Г. Семенов лично следил за их качеством и сухостью.

    Реконструкция оказалась сложнейшим испытанием для плотников фирмы "Исток", возглавляемой Александром Андреевичем Боярских, сотрудников строительного участка музея Татьяны Михайловны Любиной, Риваля Эльфатьевича Фахретденова. Приходилось проникать в тайны древнего ремесла рубки деревянного дома, кладки печей. Проблемы возникали постоянно и в большом количестве. Дом Худояровых был жилым помещением со множеством внутренних перегородок, совершенно не рассчитанным для проведения экскурсий. Внутри несколько печей, на окнах родные зимние рамы - глухие, без створок и форточек и т.д. Вопреки исторической достоверности, эти и другие моменты надо было учитывать.

Вместо экспонатов - горы свежих стружек

    Сейчас, когда экспозиции уже десять лет и каждый музейный предмет имеет постоянное место, трудно представить, что когда-то в залах ничего не было. Именно таким я приняла будущий филиал весной 1989 года - две большие, наполненные солнечным светом и ароматом смолистого лесного дерева комнаты, серые, непобеленные печи на первом этаже, белые шероховатые некрашеные полы. Горы свежих стружек, на которых любила нежиться охранявшая музейный объект вместе со сторожем Николаем Михайловичем лохматая собака Ласка. Среди тишины иногда слышался писк мышей, первых новоселов. Осваивая совершенно пустое пространство, они вели себя свободно и уверенно.

    Создание уюта в доме Худояровых началось с цветов. В темно-коричневые горшочки были посажены собранные по всему музею отводки декоративной крапивки, березки, разноцветных фиалок. Чистый целебный дух дерева создавал особую среду, в которой все цветы не только приживались, но и великолепно росли.

Так выглядел будущий музей весной 1989 года.    Образ будущего музея, содержание экспозиции - плод длительных раздумий, споров и кропотливой работы авторов. Оказалось, что создать мемориальный дом-музей художников Худояровых не удастся из-за отсутствия подлинных предметов, недостатка материалов. Решили построить экспозицию музея истории подносного промысла в целом (XVII-XIX вв.) с показом всех материалов о Худояровых.

    Первый тематико-экспозиционный план разрабатывался зав. этнографическим сектором Тамарой Николаевной Петрухиной. Этот документ, который в дальнейшем дорабатывался и изменялся, лег в основу будущей экспозиции.

    При создании музея большую роль играет научно-исследовательская работа. Она была очень активной, насыщенной и интересной. Командировки в архивы, музеи, на предприятия для приобретения подносов, в Москву, Жостово, Федоскино, Ленинград, Петрозаводск, Олонец (Карелия), Нижний Новгород, Ирбит. Никогда более у меня не было такой благоприятной возможности для архивных поисков, как в период работы над экспозицией музея истории подносного промысла. Результаты этих поисков оказались самыми плодотворными. Удалось выявить интересные материалы об нижнетагильской демидовской школе живописи для крепостных - второго учебного заведения подобного профиля в России, установить по документам точную дату и место смерти художника Вонифатия Худоярова, собрать сведения о подносном промысле с древних времен. Для экспозиции были заказаны в мастерских Академии художеств гипсовые слепки с академических учебных медалей большого и малого достоинства и многое другое.

    Специально для новой экспозиции проводились сложнейшие реставрационные работы. Реставратором из Москвы Никитой Юрьевичем Шарковым восстановлен поднос-картина "Отъезд детей Типпо-Саида и Зенаны" (мастерская Евстафия Голованова), "Женская головка" работы Вон. Худоярова, живопись столика, выполненная Вавилой и Федором Худояровыми. Реставраторы Сергей Николаевич Грива из Ленинграда, Леонид Борисович Караваев из Павловска восстановили картины Худояровых "Садовник", "Зима", "Лето", автопортрет Вас. П. Худоярова, "Листокатальный цех". От музея работы по реставрации курировала научный сотрудник отдела фондов искусствовед Ольга Анатольевна Толстоброва. А это тоже большой труд, утомительный, неприметный, но необходимый...

    Художественный проект залов экспозиции и оборудования разрабатывался кооперативом во главе с художниками Михаилом Михайловичем Ивановым и Евгением Ивановичем Повстоноговым.

    Немало беспокойства доставили оформителям стены дома. Во время первой осени, когда включили отопление, от резкой смены температуры бревна разорвало и на стенах появились большие трещины. Из-за этой неприятности проводили специальные методические советы во главе с директором, обсуждали варианты исправления возникших дефектов. Решили оставить все как есть, но постараться сохранить красивый медовый цвет дерева, излучающего тепло солнца и запах смолы. Для этого Иванов и Повстоногов придумали рецепт специального раствора-морилки, который варили сами из коры деревьев на полянке перед музеем.

    Наиболее активный этап работ в худояровском доме пришелся по воле судьбы на трудные 1989-1990 годы. Начавшиеся экономические реформы создали страшнейший дефицит буквально всех товаров. Магазины, склады города и области опустели. И можно было только восхищаться выдержкой, терпением и энергией заведующей хозяйственным отделом музея Валентины Алексеевны Трекиной. Наверное, трудно поверить, что замки для дверей, шпингалеты для окон, задвижки и прочую фурнитуру приходилось привозить из Ленинграда. Долгое время искали дерматин для банкеток. Не сразу, но все же удалось получить на складе ВМЗ темно-коричневый, который сейчас так хорошо смотрится в музейном интерьере.

    А банкетки, как и все оборудование, изготовили специалисты кооператива "Эдди" Юрий Тигриевич Дьячков и Эдуард Карпович Ваккер. Позднее вместе с художниками они занимались и монтажом витрин.

    Теория всегда в чем-то расходится с практикой. Авторы экспозиции планировали показать в музее работы мастеров других лаковых центров страны и тем самым подчеркнуть специфику тагильских лаков. Именно с этой целью закупались работы ведущих мастеров Жостова, Кемерова, Красноярска, фабрики "Московская художественная гравюра".

    Подносы из Красноярска прилетели на самолете. Когда мы с шофером Михаилом Емельяновичем Кадниковым на музейном автобусе приехали в аэропорт "Кольцове" и в огромном ангаре грузового двора наконец-то нашли посылку, рядом с которой стояла клетка с симпатичным попугаем, радость была огромной. Еще и потому, что по причине выходных дней на грузовом дворе за подносами из Сибири нам пришлось дважды совершить путешествие из Нижнего Тагила в Свердловск.

    По нашей просьбе современные художники выслали свои фотографии. Так коллекция музея-заповедника пополнилась портретами, письмами и автографами многих знаменитых жостовских мастеров. Собранные материалы оказались настолько интересными и ценными, что в 1988 году в здании горкома ВЛКСМ была открыта выставка подносов "Мы дарим вам радость и красоту" (художники-оформители А. Шлемов, И. Багаев, Г. Семенова, фотограф Н. Горбатовский).

Нам везло на хороших людей

    В работе над экспозицией музея истории подносного промысла нам постоянно везло на встречи с людьми талантливыми, отзывчивыми, доброжелательными.

    Цветное фото большого формата в начале 1990-х годов в нашем городе не имело такого широкого распространения, как сейчас. Техническая сторона работы была сложной. И мы очень благодарны фотографам кооператива "Кадр" с улицы Оплетина за проведение цветной пересъемки для музейной экспозиции в условиях, когда и пленка, и химикаты были в дефиците.

На празднике открытия нового музея.     Николай Николаевич Горбатовский многие годы был штатным сотрудником краеведческого музея. С ним для научной работы мы засняли все уникальные подносы коллекции, клейма, интересные фрагменты, подготовили лекторские папки "История подносного промысла", "Художники Худояровы". Просьбы сотрудников Горбатовский понимал с полуслова, сотрудничать с таким специалистом было одно удовольствие.

    Иван Трофимович Коверда всегда приходил на помощь в случае срочной работы. Виртуозно, красиво он восстанавливал самые сложные снимки, находил оригинальное решение для подачи "капризного" экспоната.

    Владимира Германовича Шуткина можно назвать фотолетописцем музея истории подносного промысла. В декабре 1990 года он осуществил первую съемку строящейся экспозиции, а в день открытия его фотокамера навсегда сохранила для истории мгновения праздника.

    Просматривая сейчас снимки Шуткина десятилетней давности, мы с удовольствием вспоминаем 29 мая 1991 года.

    ...Утром еще завозили колпаки из оргстекла с рудника имени III Интернационала. За окном дружно стучали молотки плотников, присланных с ВРУ по личной просьбе И.Г. Сеченова для сооружения деревянного помоста-сцены. А вечером состоялся праздник открытия нового филиала. К многочисленным гостям присоединились почти все жители улицы Тагильской. Нежная зелень листвы огромных тополей, полевые цветы, голубое небо, мягкое золото лучей вечернего солнца, птичьи голоса дарили прекрасное настроение артистам и зрителям. Широко и мощно звучали народные песни в исполнении хора ветеранов труда и ансамбля "Белая черемушка" из Дворца культуры "Юбилейный". А как танцевали и улыбались девушки в ярких нарядных костюмах! "Такого сердечного смеха, и песни, и пляски такой..." бываешь свидетелем не часто.

    Алую ленточку разрезал Василий Алексеевич Худенок, ветеран подносного промысла, сотрудник артели "Металлист". Когда-то он, в совершенстве зная кузнечно-слесарное дело, своими руками ковал великолепные подносные формы в 1920-30-е годы. Его воспоминания и консультации оказали огромную помощь в атрибуции инструментария для технологического комплекса первого экспозиционного зала.

    Коллектив новорожденного музея был небольшой. Но люди подобрались неравнодушные, добросовестные.

    Сторожа официально - самые первые сотрудники: В.М. Боровых, А.А. Игнатов, супруги Алексеевы, Е.Д. Издиберских, В.М. Беляева.

    Виталий Михайлович Боровых - оптимист, весельчак, мастер-золотые руки. После новоселья всегда много недоделок. Совершенно бескорыстно наш сторож укладывал линолеум, врезал и ремонтировал замки, чинил проводку. Иван Клементьевич Алексеев помогал устанавливать светильники. Мы часто обращались к нему с различными хозяйственными проблемами, совершенно забывая об отсутствии у него одной руки, - настолько он был ловок.

    Валентина Михайловна Беляева пришла с завода "Эмальпосуда", она профессиональный художник по росписи подносов. С ней можно было обсудить технологические тонкости живописи, уточнить биографии старых мастеров. И каждого ждал от нее маленький изящный подарок - стеклянная баночка, расписанная ее умелой рукой.

    Самый первый смотритель филиала - Валентина Николаевна Насырова. Ей довелось хранить все экспонаты до монтажа, дежурить на телефоне, контролировать допуск в здание посторонних лиц. В дальнейшем В.Н. Насырова стала смотрителем зала второго этажа и приняла кассу музея. Она настолько хорошо знала содержание экскурсии, что могла в любой момент заменить экскурсовода.

    Роза Николаевна Ершова - смотритель зала первого этажа, а еще ее трудолюбием, энтузиазмом поддерживалась идеальная чистота в доме. В первое время, когда асфальтового покрытия перед входом не было, пораженные чистотой и уютом гости спрашивали: "Нужно ли снимать обувь?"

    Рядом с музеем истории подносного промысла живет Нина Ивановна Шеломова, добрейшая женщина, наша соседка и верный друг. Весной и летом в зале стоят живые цветы, выращенные 80-летней Ниной Ивановной в своем саду и принесенные в музей просто так, чтобы было красиво.

    В первые годы после открытия интерес к новому филиалу был огромный. Наряду с главным зданием музея-заповедника наш дом показывали зарубежным гостям. Первыми у нас порывали деловые люди из Голландии, затем школьники из Германии и Франции, был даже чернокожий гость из Африки.

    Расширением экспозиции стали небольшие выставки, устраиваемые здесь постоянно. В подготовке многих из них большую помощь оказала преподаватель худграфа пединститута Лидия Киприяновна Васильева. Благодаря ее стараниям у нас экспонировались "Искусство китайской резьбы на бумаге", студенческие работы худграфа по декоративно-прикладному искусству. Кроме того, прошли выставки подносов кооперативов "Смена", "Корунд", детской художественной школы, цеха росписи подносов НТМК, "Орнамент и цветы на культовых изделиях".

    Десять лет - это уже история, И всех, кто принимал участие в создании музея подносного промысла, в его работе, мы поздравляем с нашим общим праздником, благодарим за помощь. А поклонников старинного лакового дела приглашаем вновь посетить худояровский дом.

Ольга СИЛОНОВА.

Главная страница