Архангел Михаил - победитель Демонов

    В неповторимый и торжественный момент зарождения света и красок нового дня, среди хрупкопрозрачных мгновений рассвета вот уже пятый век встречает величественное восхождение нашего огненного светила Архангельский собор Московского Кремля. Его золотые купола заливают нежные отсветы зари, а робкое прикосновение тепла лучей оживляет белизну стен, проявляя чарующую пластику линий каменной резьбы.

"Архангел Михаил" после реставрации    Всего, как известно, Архангелов семь. Эту великолепную команду духовных лидеров возглавляет Архангел Михаил, в честь которого и возвели наши предки по проекту итальянского зодчего Алевиза Нового в 1505-1508 годах Архангельский собор, один из самых красивых и впечатляющих своим вечным изяществом и гармонией архитектурных ансамблей. Архангел Михаил - небесный покровитель русских князей и воинства, поэтому храм изначально обрел статус великокняжеской усыпальницы.

    Мужество, доблесть и стойкость этого Духа-воина увенчаны титулом Архистратига. Поэтому издревле он почитается покровителем солдат, сражающихся за правое дело. Ему доверена ответственейшая миссия сопровождения душ умерших в момент восхождения на небеса, защита от соблазнов и искушений демонов. По этой причине Архангелу Михаилу с давних времен посвящались кладбищенские церкви.

    В Архангельском соборе Кремля суровый Дух-воин предстает на великолепных фресках и иконах. А в коллекции Нижнетагильского музея-заповедника есть свой живописный образ Архангела.

    В 1930-е годы, когда под напором и натиском воинствующего атеизма закрывались и разрушались храмы, картина поступила в музейное хранилище, и это обстоятельство сохранило ей жизнь и даровало бессмертие как прекрасному произведению искусства.

    70 лет тагильский "Архангел Михаил", как спящая красавица, был погружен в тягостный плен забвения. Он задыхался от пыли и копоти веков, тихо стонал от грубых ран, волдырей ожогов, неумолимо теряя силы очарования своего прекрасного образа. Полотно не просто серьезно болело, оно умирало, осыпаясь кусочками краски и грунта. Возможно, этот негативный процесс продолжался бы до сих пор, если бы не вмешалось одно благоприятное обстоятельство.

    В 1999 году для выставки "Спасенные сокровища" надеялись отреставрировать две картины С.Ф. Худоярова. Однако это намерение оказалось нереальным. Огромные монументальные полотна требовали не только титанических усилий целой бригады опытных реставраторов, специальной мастерской, но и существенных финансовых затрат. Поэтому решено было подыскать картину с религиозной живописью более скромного формата, и реставратор Нижнетагильского музея изобразительных искусств А.А. Наседкина выбрала "Архангела Михаила".

    По всем признакам картина писалась в XVIII веке. Музейная документация сохранила самые скупые сведения, из которых следовало, что это не оригинальное произведение, а копия, выполненная с подлинника известного итальянского художника Гвидо Рени. Имя живописца-копииста до сих пор неизвестно, но это, бесспорно, был прекрасный мастер, сумевший тонко и увлеченно передать стиль и очарование полотна великого итальянца.

    Реставрация "Архангела Михаила" началась с удаления наклеенной на холст с живописью тонкой дублировочной ткани. Эта деталь свидетельствовала о том, что уже в XIX веке "здоровье" картины вызывало беспокойство и состояние полотна пытались поддержать подклейкой новой основы.

Реставратор А.А. Наседкина    Пылевых загрязнений было так много, что Антонина Александровна поместила часть собранного порошка в специальную коробочку и сохранила на память как рассказ о нелегкой судьбе и невыносимых для чуткого тела картины условиях хранения.

    Восстановление живописи картины - один из самых ответственных этапов реставрации, требующих особой чуткости, терпения и внимания. Легкая нежность кисти Антонины Александровны с каждым прикосновением возвращала нашему Святому Михаилу утраченную свежесть, линии обретали силу выразительности, а краски вспыхивали изысканно тонкими оттенками.

    Удивительный образ Архистратига покоряет и восхищает. Просто невозможно не любоваться этим молодым златокудрым красавцем в воинских доспехах. Голубая кольчуга плотно облегает грудь. Алый плащ, сброшенный резким движением плеч, спадает клубящейся воздушной вуалью. Нежнейшая бледно-розовая лента лора, завязанная бантом на боку, изящно скользит по телу, завершаясь свободно летящими кончиками. За спиной Архангела мощно и широко распахнуты сияющие серебром крылья. Вскинутая вверх правая рука с блестящим острым мечом на мгновение замерла перед смертельным ударом, предназначенным Сатане, поверженному Ангелу тьмы с обликом чудовища с орлиными крыльями и длинным змеиным хвостом. На картине у Сатаны отсутствует нижняя часть лица, замененная сплошным коричневым пятном. Этот момент имеет важное символическое значение. По преданию рот падшего Ангела означал врата ада. Победа Святого Михаила навсегда уничтожила этот опасный для праведников путь.

    На выставке "Спасенные сокровища", посвященной 2000-летию рождества Христова, восстановленная картина привлекала всеобщее внимание. Спасение картины состоялось благодаря спонсорской помощи Уралвагонзавода, Уральской химической компании, Тагилбанка.

    21 ноября (8 ноября по старому стилю) в Михайлов день во всех храмах России звучали молитвы во славу Архангела Михаила. Из своего невидимого мира духов он зорко следит за нами, наделенными безграничной свободой действий и поступков, чтобы в холодной мгле мироздания всегда тихо кружилась наша хрупкая голубая планета, встречая рождение утра жизни каждого дня ликующим пением птиц и началом добрых, разумных и мудрых дел.

Ольга СИЛОНОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 01.12.04.

Главная страница