Музей, которого нет

    Если воспользоваться названием популярной телевизионной игры "Что? Где? Когда?", за ответом на первый вопрос далеко ходить не надо. Достаточно подняться на второй этаж здания краеведческого музея и переступить порог большого выставочного зала: здесь к 70-летию почетного гражданина Нижнего Тагила Ю.С. Мелентьева вновь засияла радужными красками художественная керамика, подаренная им родному городу.

    Почему свою богатейшую коллекцию, на которую зарились столичные музеи, Юрий Серафимович предпочел отдать тагильчанам, в какой-то мере объяснил он сам:

Ю.С. Мелентьев с отцом и младшим сыном (фото из семейного архива)

Ю.С. Мелентьев с отцом и младшим сыном (фото из семейного архива)

    "Эта страсть зародилась... вскоре после переезда с Урала в Москву, - писал он о своих "керамических путешествиях". - Но и раньше я был неравнодушен к керамике. Она как-то подсознательно входила в мою жизнь с детства, может быть, еще с первых посещений музея в Нижнем Тагиле, где диковинные яйцевидные сосуды... были выставлены здесь восстановленными из множества черепков, найденных на доисторических стоянках человека вблизи нашего уральского города. Расположенные в одной витрине с дивно сохранившимся деревянным божком и целехоньким деревянным веслом из раскопок на Горбуновском торфянике, они будили странное чувство, поскольку живо свидетельствовали о том, что жизнь в этих местах гнездилась за несколько тысяч лет до появления здесь горнозаводчиков Демидовых".

    Эти строки были написаны еще в 1988 году, когда тагильский музей-заповедник с благодарностью принял подарок московского гостя и нашего земляка, впервые представив его керамическое собрание на всеобщее обозрение.

    С тех пор коллекция пополняется. Приезжая на Урал, Мелентьев обязательно привозил в Тагил новые керамические подарки. После его смерти в 1997 году эту благотворительную акцию продолжила его вдова Наталья Ивановна. Вот и на последней выставке "Все остается людям", приуроченной к юбилею Юрия Серафимовича, среди экспонатов появились новички. Из московской квартиры в тагильский музей переселилось 21 произведение художников-керамистов.

    - Теперь наша коллекция насчитывает 500 предметов из 23 стран мира, - уточнила автор экспозиции Эльвира Меркушева.

    Придя сюда за два-три дня до открытия выставки, я застала Эльвиру Раисовну в заботах, трудах и волнении. Как разместить всю эту керамическую семью народов в одном, пусть и большом, зале? Да построить экспозицию так, чтобы каждая вещь гляделась оригинальным произведением искусства, а не ярмаркой разноцветных черепков. Ведь у любого экспоната - будь то подсвечник работы болгарского мастера Петра Гигова или расписное узбекское блюдо Умара Джуракулова, ритуальные сосуды из Судана или мексиканская свистулька "Древний бог" - своя история, биография, свой авторский стиль. "Нет такого народа, -писал Ю.С. Мелентьев, - который не выразил бы себя в чуде обожженной глины. Она своего рода дактилоскопия народа, неповторимый признак его культуры и самобытности".

    Полностью открыть зрителям эту культуру и самобытность в рамках одной выставки - задача неразрешимая. Решить ее можно лишь создав отдельный музей керамики.

    Мечта о таком родилась у тагильских хранителей древностей давно, и относится она ко времени презентации коллекции, в которой участвовал сам даритель, бывший тогда министром культуры Российской Федерации. Ему тоже хотелось, чтобы его любимую керамику земляки могли видеть не от случая к случаю, а в постоянной музейной экспозиции, чтобы изо дня в день чудо обожженной глины радовало детей и взрослых своей самобытной красотой, восхищало талантом мастеров разных веков и народов.

    - Уже тогда, 14 лет назад, был поставлен вопрос о создании музея керамики в доме, где в детские годы Юрия Серафимовича жила семья Мелентьевых, - рассказывает Эльвира Меркушева. - Но этот дом 27 на улице Семенова слишком мал. Там невозможно достойно представить всю коллекцию. А нужно разместить еще и мемориальную часть, так называемый "личный комплекс": вещи, документы, фотографии...

Дом 18 на улице Тагильской

Дом 18 на улице Тагильской

    Это была программа-минимум. А чем дольше вынашивалась мечта, тем обширнее становились планы. Аппетит приходит во время еды. И хотя еда на стол еще не подана, кашу уже заварили. Из музея-заповедника в администрацию города было послано официальное письмо с просьбой выделить помещение для нового музея. Глава города инициативу поддержал и одобрил. Недавно, 23 апреля, когда на улице Семенова, 27, торжественно открывали мемориальную доску в честь знаменитого земляка, отношение тагильских властей к этому проекту было озвучено публично: да, музей керамики имени Мелентьева в Нижнем Тагиле должен быть.

Но ГДЕ и КОГДА?

    На первый вопрос у директора этнографического комплекса музея-заповедника Эльвиры Меркушевой ответ готов:

    - Улица Семенова в старой части города идет параллельно Тагильской, которая по генеральному плану "Демидов-парка" включена в охранно-историческую зону и этнографический комплекс. Здесь-то, на улице Тагильской, 18, самое удобное место для будущего музея. Здание каменное, старинной постройки, двухэтажное. Хватит площади для размещения всей коллекции и для отдельного зала с личными вещами, документами, книгами Юрия Серафимовича, изданными при его жизни и после...

    Кстати сказать, экспонаты для этого зала прибавляются. К 70-летию Юрия Серафимовича его вдова и сын Алексей привезли, кроме керамики, еще 20 личных документов мужа и отца, многочисленные ордена, медали, наградные знаки, которых он был удостоен в нашей стране, а также в Монголии, Болгарии, Польше. Подарком стала и новая книга Ю.С. Мелентьева "Краски времени" с очерками о художниках, в разные годы опубликованными в периодических изданиях. А на выставке мое внимание привлек скульптурный портрет юбиляра, выполненный еще при его жизни художником Анатолием Бичуковым, - тоже подарок Натальи Ивановны Мелентьевой. Не правда ли, хорошее начало для обустройства мемориальной части будущего музея?

    И еще к вопросу о памяти. Думается, в этом музее стоило бы обратиться и к тагильским корням Юрия Серафимовича, вспомнив о его отце Серафиме Павловиче. Перед Великой Отечественной войной и многие годы после нее он был редактором "Тагильского рабочего". При нем городская газета пошла в рост, завоевала авторитет, стала массовой и любимой тагильчанами. По мнению читателей-старожилов и журналистов старшего поколения, это был период ее расцвета. Так что и у отца заслуг перед городом достаточно, чтобы вещественная память о нем жила в стенах музея, который будет носить имя сына.

    Однако вернемся к дому 18 на улице Тагильской. Бывший купеческий особняк с усадьбой за каменными воротами стоит в близком соседстве с двумя реставрированными музейными зданиями - Господским домом и Домом Худояровых. Но выглядит он сейчас плохо. Обшарпанный фасад, в окнах наверху выбитые стекла - там уже никто не живет, хотя второй этаж все еще числится жилым помещением. Внизу -контора, известная горожанам под названием "Гортоп", куда жители частных домов идут оформлять документы на доставку дров. Во дворе надстройки, пристройки, машины, хлам и грязь непролазная. Зато сама усадьба, если прибрать да очистить, довольно просторная. Есть территория для развития, по словам Эльвиры Раисовны. Ей виднее: возрождение Господского дома, где теперь уютный музей быта и ремесел горнозаводского Тагила, начиналось с куда более неприглядной картины. А сейчас посмотреть - глаз радует.

    - И этот дом, если мы его получим, можно привести в порядок и обустроить как полагается. А во дворе сделать пристрой - появится дополнительная площадь. Она нужна, чтобы музей был "живым". Ведь надо показать людям не только коллекцию керамики, но и сам процесс гончарного производства в специально оборудованной мастерской. Многие ли из нашего поколения, не говоря уже о детях, видели, как из глины и воды рождается рукотворное чудо? И обязательно должен быть зал, где свои работы могли бы выставлять современные художники-керамисты. А они в Тагиле есть и успешно работают.

    - Мне видится будущий музей теплым и радостным домом, открывающим людям красоту материального мира, отраженную в искусстве мастеров всех времен и народов, - говорит моя собеседница, бережно и нежно держа в руках игрушку-свистульку по имени Дракон таджикского мастера Гафура Халилова. - Для того ведь и передал родному городу свою любимую коллекцию Юрий Серафимович Мелентьев.

    Вот, пожалуй, и все, что можно сказать сейчас о музее, которого нет, но обязательно будет. Правда, невыясненным остался последний вопрос.

КОГДА?

    А это уже зависит от доброй воли и реальных возможностей наших градоправителей. Для начала нужно отселить "Гортоп" и прописанных в доме мифических квартиросъемщиков, передать здание музею-заповеднику. Потом "выбивать" финансирование и искать спонсоров, приступать к ремонту, реконструкции... Дело по нашим временам сложное, путь тернист и труден. Но будем надеяться: дорогу осилит идущий.

Ада ЕГОРОВА.

    Фото Николая ПУТИЛОВА.

Литература: Газета "Горный край" от 16.05.2002.

Главная страница