Кому мешает технопарк ВМЗ

    Лет двадцать назад в советской еще печати был опубликован документ ЦРУ, в котором перечислялись ведущие оборонные предприятия СССР. В первой десятке значился Высокогорский механический завод (город указан не был). Не сумев приспособиться к условиям дикого капитализма, государственный боеприпасный завод приказал долго жить.

    В 2003 году над бывшей гордостью державы учинили процедуру банкротства.

    Корпусами и частью оборудования оборонного предприятия стали владеть четыре десятка собственников, которые начали производственную деятельность, занимаясь метало- и деревообработкой, строительством и другими видами деятельности. Ряд предприятий, имея высококлассных специалистов разных уровней, занялся инновационными разработками, инжинирингом - доведением до воплощения в материале научных разработок, стали производить нестандартное оборудование по индивидуальным заказам различных российских и зарубежных предприятий.

    Работая рука об руку на промплощадке площадью более 62 гектаров, которая после банкротства отошла городу, собственники начали устанавливать между собой кооперационные связи. Наиболее продвинутые из них поняли, что отдача от работы в такой системе больше, чем сумма частных достижений каждого отдельного предприятия. А от реального синергетического эффекта до идеи технопарка уже рукой подать.

    Технопарк позволял объединить технические и технологические возможности, трудовые ресурсы и производственную инфраструктуру, охватывающую промплощадку ВМЗ, для выпуска инновационной конкурентоспособной продукции, получения новых технологических знаний и создания новых рабочих мест.

    Идея технопарка была практически материализована самим фактом существования промплощадки ВМЗ, требовалось лишь создать структуру, которая бы стала посредником между собственником дорог и коммуникаций - администрацией города, и расположенными на этой территории предприятиями.

    Так появилась идея создания управляющей компании "ВМЗ", задачей которой стало бы поддержание инженерной инфраструктуры промплощадки бывшего завода в работоспособном состоянии и организационно-техническая поддержка расположенных здесь предприятий.

    Одновременно шла разработка проектной документации по созданию технопарка "ВМЗ". Работа эта была начата еще полтора года назад. Смена власти в городе позволяла надеяться на ускорение процесса. Основные мероприятия по созданию технопарка должны были завершиться еще в декабре 2008 года.

    Однако дело застопорилось. Возникла долгая административно-технологическая (бюрократическая?) пауза. А всякий бизнес может существовать только в движении и развитии.

    Тревожное ожидание предпринимателей на промплощадке ВМЗ растет с каждым днем, а городская власть отмалчивается.

    Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент "Тагилки" побывал на территории будущего технопарка и послушал мнение трех руководителей, которые стояли у истоков идеи объединения промплощадки ВМЗ в единую технологическую структуру. Вот о чем говорили директор ООО "Рином-НТ" Александр Федорович Бензель, исполнительный директор управляющей компании "ВМЗ" Наталья Федоровна Барышева и директор ООО "Тавр" Андрей Иванович Кугач.

    Бензель: Что стала из себя представлять промплощадка бывшего Высокогорского механического завода после ухода конкурсного управляющего? На ее территории появилось более сорока собственников. С учетом субаренды никто точную цифру назвать не сможет - одни уходят, другие приходят, участки продаются и перепродаются - информацией этой с нами не делятся - из управления архитектуры и градостроительства информацию мы не получаем. А проблемы содержания территории обострились: дороги не убираются и не освещаются, за ливневой канализацией никто не следит, коммуникации приведены в отвратительное состояние, регулярно происходят аварии.

    Надо сказать, что перед уходом конкурсного управляющего, еще при прежнем главе города, были собраны все собственники в администрации города. Тогда была создана инициативная группа, назначен председатель совета директоров.

    Поскольку выбор пал на меня, я сразу заявил, что не собираюсь выполнять функции завхоза, а если речь пойдет о создании управляющей компании, задачами которой будет создание благоприятных условий для бизнеса, тогда другое дело. При этом я поставил условие, что все коммуникации однозначно должны перейти в ведение создаваемой управляющей компании.

    С этого момента отношение к делам на территории бывшего ВМЗ со стороны Н.Н. Диденко изменилось, несмотря на письма из областного правительства, где мы получили поддержку. У нас накопилась целая папка переписки с администрацией города, а ситуация на промплощадке с каждым днем только ухудшалась.

    Кугач: Дело в том, что все коммуникации были переданы городу разом - сейчас мы разбираемся, кто передавал и кто принимал. К примеру, за телефонные номера, которыми мы пользовались не один десяток лет, нам пришлось заплатить, как за вновь устанавливаемые, при этом "Уралсвязьинформ" обеспечивает свои услуги только до территории бывшего завода, а на промплощадке мы должны обслуживать телефонную связь сами.

    Или - многие новые собственники не знают, что здесь существует три вида канализации: техническая, бытовая и ливневая, и частенько их путают, со всеми вытекающими из таких случаев последствиями. И никакого контроля за правильной эксплуатацией этих сложных инженерных систем нет. Весной, если все пойдет по-прежнему, территорию попросту затопит - вода на дорогах будет скрывать фары автомобилей.

    Бензель: Понимая, что ждать помощи сверху не приходится, инициативная группа снова собрала собственников и предложила создать управляющую компанию. Однако вступить в УК изъявили желание только четыре собственника: "Рином-НТ", "Союз-НТ", "Тавр" и "Тюнинг". Часть взяла время подумать. Мы разослали всем анкеты, чтобы знать мнение каждого собственника.

    А сами стали работать по созданию управляющей компании и технопарка. Для начала нам нужно было получить от администрации право на распоряжение дорогами общего пользования, проходящими по территории промплощадки. И тут начались проблемы. Ведь ранее завод представлял на карте города белое пятно. Ясно было, что размежевание надо проводить не по отдельным предприятиям, а комплексно, поскольку имелась масса коммуникаций и в дальнейшем могли начаться нестыковки. Поскольку размежевание каждый вел самостоятельно, сейчас часть дорог общего пользования оказалась на территории частных предприятий - магистрали фактически оказались перекрыты.

    Мы затребовали подробный план размежевания, обратившись к главе города, главному архитектору, поскольку по вопросам землеотводов уже начались судебные разбирательства и прокурорские проверки. Кто-то прирезал лишнего, но готов отдать в общее пользование, чтобы другие собственники могли подъезжать к своей территории. Если каждый еще построит свой забор, а это уже началось, то полноценная производственная деятельность на промплощадке будет парализована.

    Кугач: И вся проблема в том, что на сегодняшний день мы не имеем официального плана размежевания территории бывшего ВМЗ.

    Дело усугубляется тем, что на промплощадке есть технический водопровод, запитанный с Верхне-Выйского пруда, но он отключен. В результате нет ни одного пожарного гидранта- чем это грозит, объяснять не требуется.

    Еще одна проблема- газовая. Труба проходит по территории промплощадки, но она передана в ведение "Тагилэнерго", у которого нет даже специалистов по ее обслуживанию. В результате - в течение трех лет у нас нет возможности подвести газ для технологических и отопительных нужд. Есть куча обращений во властные структуры всех уровней, но газовая труба для нас на сегодняшний день по-прежнему закрыта.

    Что касается воды,- то на территорию промплощадки существуют два ввода, но задвижки находятся на территории другого собственника, который вправе действовать по своему усмотрению. Наша помощь и мнение его интересуют только в моменты, когда случается аварийная ситуация, поскольку никакой диспетчерской нет.

    Барышева: Похожее положение с электрической частью. По промплощадке разбросаны подстанции в 6 киловольт. Но они находятся тоже на территории другого собственника, поскольку в свое время были переданы муниципалитету как социально значимые объекты. Но ведь, к примеру, у "Ринома-НТ" и "Тавра" запитаны чисто производственные участки. С точки зрения юристов, такое положение дел противоречит закону - подстанции должны быть переданы собственникам.

    Вот такой клубок, казалось, неразрешимых проблем образовался в феодальном государстве, которое сложилось на территории бывшего Высокогорского механического завода.

    Бензель: Не скрою, что у нас были большие ожидания в связи с переменой верховной власти в городе. Вновь избранная глава города В. П. Исаева провела две оперативки, посвященные нашим проблемам, было и выездное заседание на территории ВМЗ. Казалось – лед тронулся. Был подписан договор о сотрудничестве администрации с управляющей компанией, поддержано создание технопарка.

    Потом из администрации поступило предложение создать здесь МУП - муниципальное предприятие, для обслуживания промплощадки. Даже была названа кандидатура руководителя нового муниципального предприятия.

    Это законное право городской власти.

    Такое подразделение должно было появиться еще полтора-два года назад, чтобы содержать в нормальном состоянии дороги общего пользования и все виды коммуникаций.

    Но нельзя путать задачи МУПа и цели управляющей компании, за создание которой взялись мы. Эта УК должна представлять общие интересы собственников, находящихся на этой территории. Функции управляющей компании - шире.

    Кугач: И не надо мешать в общую кучу идею создания технопарка.

    Сегодня в документах по созданию технопарка представлены четыре организации (не путать с учредителями управляющей компании): "Спайдермаш", "Стальпромтехника", "Рином-НТ" и "Тавр". Мы хотели передать функции управления технопарком управляющей компании. Но планировали привлечь в систему технопарка еще до десятка фирм, базирующихся на территории промплощадки.

    "Спайдермаш", к примеру, успешно конкурирует на рынке промышленных прессов с предприятиями Франции и Германии, поставляя свою продукцию за границу в Казахстан и в Украину. Эти прессы успешно используются в соседней Челябинской области, в Кировграде, проявляет к ним интерес и НТМК, чтобы гранулировать окалину.

    Именно создание технопарка позволит применять промышленную кооперацию: гидравлику и систему смазки будет обеспечивать "Тавр", листообработку - "Стальпромтехника", "Спайдермаш" станет вести исследовательские работы по гранулированию материалов.

    Создание технопарка предполагает и дальнейшую кооперацию - создание общих служб по экологии, кадровому подбору, бухгалтерскому аудиту, ГО, охране и так далее. Это позволит уменьшить бумагооборот, снизить затраты, транспортные расходы.

    Сейчас свое слово должен сказать город, хотя мы готовы продолжить создание технопарка и без его участия.

    Барышева: Когда мы побывали на екатеринбургских предприятиях, на Уралмаше, на Свердловском инструментальном заводе, где созданы эти новые структуры, нам захотелось, чтобы и у нас на промплощадке стало так же красиво, удобно и уютно, чтобы все радовало людей, и они могли с полной отдачей работать. В бывших цехах сейчас обосновались частные предприятия, но специалисты в основном остались те же. Да, считается, что на промплощадке сейчас более сорока собственников, но работающих, тех, кто заключил договора на энергообеспечение и занимается выпуском продукции - 28. Остальные пока находятся в режиме складских помещений. Их собственники думают, какое производство открыть или кому арендуемые площади перепродать. Но для 28 организаций мы хотели бы создать с помощью управляющей компании и технопарка все условия для нормального функционирования.

    Кугач: Мы специально ездили на промышленные предприятия, где есть такие управляющие компании, где есть технопарки, изучали их опыт. И сделали такой вывод: чтобы управляющая компания работала, чтобы с ней сотрудничали собственники, чтобы она создавала благоприятные условия для бизнеса - необходимо, чтобы весь энергокомплекс был передан на эксплуатацию в эту управляющую компанию. Это касается не только электроснабжения, но и водоснабжения, и канализации, и газового хозяйства и телефонной связи.

    Барышева: Сегодня все эти сети, находящиеся на нашей промплощадке, не представляют интереса для города. Все эти инженерные сооружения были запроектированы именно под нужды завода, а не для нужд городского хозяйства.

    Наши оппоненты заявляют, что нельзя передавать в управляющую компанию электросети по той причине, что промплощадка снабжает электроэнергией жилой комплекс. На самом же деле лишь одна заводская подстанция питает Выйскую улицу. Но Тагильские электросети, работая на промплощадке в качестве арендаторов энергетического оборудования, запитали ряд крупных магазинов, построенных в пойме реки, тоже с нашей территории. Это не мешает никому.

    Но при прокладке новых линий энергетики ни с кем ничего не согласовывали, не выясняли, чья это территория - просто все взрыли, снесли зеленые насаждения. Кроме того, они сделали подкоп под здание, то есть ограничили собственника, у которого, возможно, были другие планы по использованию этой территории.

    Система электроснабжения была создана новосибирскими специалистами специально для оборонного завода и в корне отличается от городского электрического хозяйства. При любом ЧП в цехе для него можно задействовать аварийное питание с двух-трех точек в течение получаса. Эта электросхема была создана конкретно для военного завода и разрывать ее для нужд других собственников просто неразумно. Да, и на НТМК небольшая часть электроэнергии уходит "за забор" - питает несколько домов. Но это исключение лишь подчеркивает целостность энергетической системы предприятия.

    У нас все закольцовано и сейчас - от центральной подстанции питаются 12 подстанций и 4 ТП. Есть и две веточки на дома, но переход элетрохозяйства в ведение управляющей компании никак не скажется на населении. Система несколько лет работала в составе ПЖЭТа Ленинского района до его банкротства, и никаких проблем не было.

    Но как только промплощадку передали Тагильским электросетям, они отключили наружное освещение, предложив оплачивать эту "услугу". Но ведь мы не платим за уличное освещение той же улицы Выйской, по которой ходим домой! А до рабочего места вынуждены добираться в потемках по дорогам общего пользования, которые, как и улицы, принадлежат муниципалитету. Это наглядный пример, когда на одной территории сталкиваются интересы двух хозяйствующих субъектов. Хозяин должен быть один. А то у нас уже были случаи, когда люди проваливались в яму, ломали ноги. Отсутствие освещения способствует росту краж на промплощадке.

    Кугач: Хотя у нас создано охранное подразделение, мы не можем ужесточить пропускной режим, поскольку управляющая компания не имеет договоров с собственниками. Для начала администрация должна передать хоть в какое-то управление оставшиеся дороги общего пользования и коммуникации.

    Недавно было принято решение провести инвентаризацию. Все, что требовалось с нашей стороны, мы сделали. Сейчас надо провести оценку и распорядиться этой собственностью: выставить на конкурс по управлению или еще как-то определиться с собственником.

    Бензель: Задача была в первом квартале создать технопарк и получить право распоряжаться коммуникациями и дорогами. С нашей стороны было сделано все, что требовалось. Поскольку позиция администрации до сих пор не ясна, мы решили дальнейшие работы по организации технопарка приостановить.

    Мы не собираемся заниматься конфронтацией с местной властью, но нам надо знать, с какой структурой придется иметь дело, и уже с ней выстраивать отношения.

    Кугач: На последнем собрании, которое проводила Валентина Павловна Исаева, некоторые собственники высказывали опасения и по поводу управляющей компании, и по поводу технопарка. Эти сомнения порождены сменой собственников - мы просто не успеваем всем новым хозяевам разъяснить цели и задачи управляющей компании. Мы разговаривали с директором, который при главе города выразил сомнение в целесообразности создания управляющей компании, и объяснили ему, что намерены только навести порядок на промплощадке и создать условия для нормального бизнеса. Руководитель полностью с нами согласился и признался, что был не в курсе и выразил готовность сотрудничать, в том числе и в плане создания технопарка.

    Барышева: На промплощадке сосредоточены предприятия малого и среднего бизнеса. Проект технопарка, документацию для нас делают специалисты Уральского государственного технического университета - УПИ.

    Работа почти готова, они вникали в наше производство, смотрели производственные мощности, документацию.

    Бензель: У нас есть все необходимое для работы: управляющая компания, мы подготовлены к созданию технопарка и его развитию, а от администрации хотим лишь одного, чтобы городская власть прислушалась к рекомендациям Министерства промышленности и науки Свердловской области и специалистов УГТУ-УПИ и пошла навстречу предложениям управляющей компании "Высокогорский механический завод".

    В заключение еще раз хотелось бы напомнить отдельным чиновникам городской администрации, персонально А.В. Грядову, А.Д. Чусовитину и А.В. Рыбину, что времена проволочек, волокиты и бездействия прошли. Финансовый кризис привел к спаду производства, росту прямой и скрытой безработицы.

    Президент требует от местных властей принятия действенных мер, говорит о необходимости избавляться от неэффективно работающих муниципальных служащих, настаивает на всяческой поддержке предприятий малого и среднего бизнеса.

    Что же происходит на нашей промплощадке?

    Три года по вине прежней администрации мы не можем добиться стабильной работы телефонной связи, потому что не определен собственник телефонных коммуникаций.

    По той же причине до сих пор нет возможности провести к производственным корпусам газ для технологических нужд и отопления.

    Из-за того, что шестикиловаттная электросеть была передана в муниципальную собственность, мы лишены возможности использовать генерирующие мощности ООО "Синтур", у которого один киловатт электроэнергии стоит на 30 процентов дешевле, чем в муниципальной сети.

    Дополняет печальную картину бесхозяйственности состояние коммуникаций, принадлежащих муниципалитету, которые не ремонтируются, не обслуживаются и, по большей части, вышли из строя.

    Все вышеперечисленное не позволяет собственникам эффективно заниматься производством, дополнительные расходы не дают возможности в полном объеме решать социальные вопросы, повышать заработную плату, производить модернизацию производства, сохранять прежние и создавать новые рабочие места.

    И все-таки мы не сомневаемся, что все будет так, как надо. И наши надежды, которые мы связываем с новым главой города Валентиной Павловной Исаевой, оправдаются.

Валерий КЛИМЦЕВ.

Литература: Газета "Тагилка" от 26.02.2009. №4(62).

Главная страница