И мы победили

    Два года назад музей Уралвагонзавода посетили немецкие ветераны Второй мировой войны, воевавшие на Восточном фронте против ССР, затем находившиеся в лагерях военнопленных на Урале и в конце 1940-х гг. репатриированные в Германию. Они внимательно слушали рассказ об истории строительства и пуска УВЗ, но более всего интересовались работой Уральского танкового завода в годы Великой Отечественной войны.

    Их удивил тот факт, что предприятие с 1941 по 1945 гг. выпустило танков больше, чем все немецкие танковые заводы вместе взятые. Действительно, трудно понять, как УТЗ, не имевший длительной технической культуры, тем более в танкостроении, и того набора технологий и образованных высококвалифицированных рабочих кадров, каковыми обладали зарубежные предприятия, одержал блестящую победу над германской бронетанковой промышленностью.

    Эта победа - результат совместной работы ученых, инженеров, рабочих Московского высшего технического училища им. Баумана, восьми ГПИ, Государственной союзной лаборатории режущих инструментов и электросварки им. Игнатьева ("Лариг"), Московского станкостроительного завода им. Орджоникидзе, Харьковского танкового, Мариупольского броневого им. Ильича и Уральского вагоностроительного заводов.

    Еще в начале 1942 года научно-техническим советом УТЗ, куда входили крупнейшие инженеры эвакуированных предприятий, была принята существовавшая до войны на Уралвагонзаводе схема организации технологической подготовки производства: основой становилось технологическое бюро цеха, конструкторский аппарат был централизован. Все это подчинялось главному технологу УТЗ Михаилу Эммануиловичу Кацу.

Танковый конвейер

Танковый конвейер

    Перед конструкторами и технологическими службами завода стояла задача создания принципиально новой в танкостроении технологии поточно-конвейерного массового производства танков Т-34 с учетом отсутствия высококвалифицированных рабочих кадров и предприятий, до войны по кооперации поставлявших узлы и сложные детали. В Нижнем Тагиле прежде всего было проведено разукрупнение и перепланировка существовавших до войны в Харькове двух основных механообрабатывающих цехов, с выделением самостоятельных подразделений.

    Цехи спешно укомплектовывались высокопроизводительным оборудованием: токарно-многорезцовыми, многошпиндельно-сверлильными станками. Следующим важнейшим этапом в создании технологии массового выпуска танков был переход на поточный метод производства. Первые три поточные линии появились в 1942 году, в 1945-м на УТЗ работала уже 151.

    Расстановка станков по технологическому потоку значительно сокращала путь прохождения детали по отдельным операциям, облегчила контроль за качеством изделий, позволила, дифференцировав процесс на небольшие операции, использовать неквалифицированную рабочую силу. Инженерами УТЗ была оригинально решена высокопроизводительная обработка целого ряда ведущих деталей "тридцатьчетверки". Впервые в танковом производстве были внедрены такие процессы, как хонингование, шевенгование и суперфиниш, проводилась работа по переводу ряда операций, выполнявшихся ранее путем механообработки на холодную штамповку. Например, перевод сверления отверстий в лопатках вентилятора на штамповку увеличил производительность в шесть раз, внедрение штамповки отверстий в шахтах вместо сверловки - в четыре.

    Большую роль в переходе на массовое производство танков, в рационализации механообработки сыграло внедрение более совершенной и высокопроизводительной оснастки.

    Всего в годы войны было спроектировано 7 410 приспособлений, 4 476 холодных штампов, 2 349 единиц режущего и 11 633 - мерительного инструмента. Среди наиболее ценных изобретений инженеров-инструментальщиков, отмеченных НКТП, были протяжка прогрессивного срезания П.П.Юнкина, фреза со вставными ножами конструкции В.А. Научителя (кстати, он возглавлял бюро рационализации и изобретательства на УТЗ), вытяжные штампы Мурьянова, однопроходные модульные протяжки Никельберга, пневматические приспособления для сборки бортовых и главных фрикционов Бабакина. Они в несколько раз повышали производительность труда на обработке танковых деталей.

    Созданный на заводе инженерами М.Э. Кацем, Ю.Ю. Слоником, П.П. Юнкиным в 1944 г. "Справочный материал для конструкторов, технологов и мастеров инструментальных цехов" был издан наркоматом и разослан всем предприятиям танковой промышленности, а "Таблицы для подбора шестерен" М.В. Сандакова, выдержав восемь переизданий, до настоящего времени используются на машиностроительных предприятиях.

    Предложение ученых "бауманки" по изменению геометрии режущего инструмента в 2-3 раза увеличило его производительность, а также стойкость и срок службы. С целью экономии дорогостоящих инструментальных сталей был разработан наборной инструмент, нерабочие поверхности которого изготовлялись из дешевых углеродистых сталей.

    Для популяризации передовых идей и изобретений на заводе под руководством главного инженера Л.И. Кордунера издавался журнал "Технический бюллетень". Путь от изобретения до производства был чрезвычайно короток. В музее хранятся авторские свидетельства на изобретения с резолюцией Л.И. Кордунера: "Немедленно в производство".

    В начале 1942 года был создан прерывистодвижущийся конвейер по типу вагонного, существовавшего на Уралвагонзаводе до Великой Отечественной войны. Его передвижка осуществлялась через тридцать минут. Каждые сутки с конвейера завода на фронт уходило 30 танков Т-34.

    Результатом осуществления на УТЗ комплекса технологических мероприятий было сокращение в два раза трудоемкости изготовления машин, увеличение в пять раз объема выпуска танка. Трудоемкость танка Т-34 на Уральском танковом заводе была наиболее низкой среди предприятий танковой промышленности СССР, что неоднократно отмечалось в приказах наркомата.

    Коллектив завода в годы Великой Отечественной войны был награжден орденами Красного Знамени (1943 г.), Трудового Красного Знамени (1942 г.), Отечественной войны первой степени (1945 г.). В музее хранятся переходящие Красные знамена Государственного Комитета Обороны, Наркомата танковой промышленности, ЦК ВЛКСМ как свидетельство того, что это предприятие не имело себе равных в стране по объемам выпущенной продукции, уровню технологий и организации производства.

А. ПИСЛЕГИНА.

    Фото из фондов выставочного комплекса.

Литература: Газета "Машиностроитель" от 10.09.2010 №67.

Главная страница