"Энергия–Буран" как ответ на американский "Спейс–Шаттл"

Уральские специалисты принимали участие в создании уникального космического комплекса

    Самой крупной и сложной работой за всю историю криогенного производства Уралвагонзавода было участие в создании заправочного комплекса ракетно-космической системы "Энергия–Буран".

    Криогенщиками завода были созданы:

    системы азотообеспечения универсального комплекса "стенд–старт" и стартового комплекса ракеты–носителя "Энергия";

    системы хранения и заправки жидким водородом и кислородом космического корабля "Буран";

    модернизированные железнодорожные цистерны и автоцистерны для перевозки жидкого водорода;

    железнодорожные цистерны для сжатых азота, аргона, гелия;

Б. Л. Головизнин    системы приёма жидких продуктов из баков космического корабля "Буран" после его посадки на космодроме;

    стендовые системы переохлаждения жидкого кислорода.

    Все эти агрегаты и системы Уралвагонзавода для ракетно-космической системы (РКС) "Энергия–Буран" были сданы в эксплуатацию и успешно сработали при запуске ракеты–носителя "Энергия" и при первом пуске системы "Энергия–Буран" 15 ноября 1988 года.

    Многоразовая РКС создавалась в противовес американской транспортной системе "Спейс–Шаттл" для поддержания паритета в деле дальнейшего освоения космического пространства. Отличие отечественной космической системы в том, что мощная ракета–носитель и орбитальный корабль создавались отдельно.

    В изготовлении сложного оборудования для запуска системы принимали участие практически все производственные цехи Уралвагонзавода.

    Космическая ракета "Энергия" по своей мощности сегодня не имеет конкурентов в мире. На её основе НПО "Энергия" разработало унифицированный ряд ракет–носителей, позволяющий выводить широкий спектр масс полезной нагрузки в космос.

    С началом изготовления изделий для транспортировки и хранения жидких криогенных продуктов на Уралвагонзаводе внедрялись и новые сварочные технологии. По масштабам и спектру их применения завод не имеет аналогов в мире.

    Одним из ведущих специалистов по созданию и внедрению технологий сварки в различных производствах Уралвагонзавода является Борис Леонидович Головизнин. В 1967 году после окончания Нижнетагильского машиностроительного техникума он пришел работать на завод. Трудовую деятельность начал электросварщиком на вагонном конвейере сборочно-сварочного цеха. Затем окончил вечернее отделение Нижнетагильского филиала УПИ им. С.М. Кирова по специальности "Оборудование и технология сварочного производства".

    С начала 1970–х гг. Борис Леонидович принимает самое активное участие в решении трудных задач, связанных с внедрением новых технологий сварки. В криогенном производстве он участвует в изготовлении уникальных цистерн типа "котел – в котел" для транспортировки сжиженных газов. Электронная версия historyntagil.ru. При его непосредственном участии после упорных трудов, поисков, а также поддержки отраслевого института была внедрена плазменная сварка и резка алюминиевых сплавов. Этот процесс для сварки сплава толщиной до 25 мм не могло освоить ни одно предприятие Советского Союза.

    В связи с началом работ по изготовлению наземного заправочного оборудования для комплекса "Энергия–Буран" на Уралвагонзаводе была освоена плазменная сварка толстолистового сплава АМцС. Более того, этот процесс получил развитие, по предложению Бориса Леонидовича, в виде плазменной обработки корня шва взамен ручной вырубки пневмоинструментом с последующей ручной сваркой разделки. Данное предложение дало большой экономический эффект и в разы улучшило условия труда рабочих, повысив производительность труда в десять раз.

    После запуска "Бурана" криогенное производство начали активно подключать к опытным темам института "Астрофизика" и к авиационной промышленности, наметились тенденции по широкому использованию сжиженного водорода для двигателей внутреннего сгорания.

    Период работы в криогенном производстве с 1987 по 1991 гг. начальником сектора сварки запомнился Борису Леонидовичу множеством интересных и сложных работ, подчас ему приходилось решать задачи институтских масштабов. Вот некоторые из них: сварка зеркал из меди для космических лазеров, сварка 20–микронных фильтров для тонкой очистки жидкого кислорода, плазменная резка алюминиевого сплава толщиной до 160 мм и многие другие. При этом Б.Л. Головизнин совмещал должность начальника сектора с работой конструктора, технолога, сварщика и наладчика.

    Во время работы над выставкой, посвященной 50–летнему юбилею полета человека в космос, мы пригласили в музей истории предприятия Бориса Леонидовича Головизнина. Необходимо было проконсультироваться с главным специалистом сварочного производства завода о видах сварки, примененных на имеющихся в наших архивах образцах криогенной арматуры.

"Энергия-Буран" на старте

"Энергия-Буран" на старте

    Имея большой и уникальный опыт работы за плечами, Борис Леонидович с ходу разложил наши экспонаты по видам использованных сварочных технологий, по временным рамкам, а также объяснил, относительно каких космических проектов были применены те или иные сварочные технологии. На "космическую" выставку он передал плазмотрон для воздушно–плазменной резки черных и цветных металлов с водяным душированием зоны реза, созданный в соавторстве с В.М. Слободяником для системы "Энергия – Буран" в 1988 году.

    С 1992 года он работает в отделе главного сварщика завода и серьезно занимается созданием отечественного цистерностроения для транспортировки нефти и нефтепродуктов, газов, химических продуктов и других жидкостей.

    Имея опыт в области производства сложных изотермических цистерн для транспортировки сжиженных газов, он приступил к созданию российского промышленного комплекса цистерностроения в составе инженерного коллектива, является одним из ведущих специалистов. На счету Бориса Леонидовича более 20 изобретений, десятки рационализаторских предложений, 17 публикаций. А в 2002 и 2003 годах он был удостоен высоких званий лауреата премии Правительства РФ и премии имени Черепановых.

    Несмотря на то, что запуск системы "Энергия–Буран" оказался первым и единственным, хочется надеяться, что благодаря таким специалистам высочайшего класса, как Борис Леонидович Головизнин, создание уникальных проектов на уральской земле продолжится.

Подготовила Гозель ГАБДРАФИКОВА, заведующая научно–просветительским отделом выставочного комплекса Уралвагонзавода.

    Фото из архива предприятия.

    Литература: Газета "Весь Тагил" от 07.04.2011, №13(36).

Главная страница