Снится рокот Байконура

    Созданные в конце 40–х годов баллистические ракеты имели двигатели, работающие на жидком кислороде. У военных возникла серьезная проблема транспортировки этого топлива на большие расстояния и заправки его в баки. Специальных железнодорожных цистерн в Советском Союзе не существовало, а попытки изготовить их сначала на Ждановском заводе имени Ильича, а затем на Алтайском вагонзаводе закончились неудачей. Решением Совета Министров СССР в начале 1953 года эту задачу поставили перед Уралвагонзаводом, что потребовало создать совершенно новую отрасль – криогенное машиностроение.

    Сформированное 1 октября 1954 года конструкторское бюро под руководством Мефодия Николаевича Веремьева воспитало многих талантливых инженеров. Создание сложнейшей техники для транспортировки, хранения и перекачки сжиженных газов при сверхнизких температурах стало для них делом всей жизни. Один из таких высококлассных специалистов – Ростислав Анатольевич Хамов, посвятивший криогенному производству 40 лет.

    Родился он в 1935 году в Свердловске. Отец был секретарем губкома комсомола, мать работала в книжной торговле, дед в гражданскую войну участвовал в разгроме на Урале армии Колчака. Ростислав в раннем детстве практически не знал отца, которого, как и некоторых других партийных и комсомольских руководителей губернии, осудили за срыв сельскохозяйственных поставок. Семья воссоединилась только в 1945 году, когда отца освободили.

    После окончания школы – армия, два года службы в летном полку на Дальнем Востоке, где обслуживал штурмовики ИЛ–2. Демобилизовавшись, поступил в техническое училище треста "Тагилстрой", и в этом же году – на вечернее отделение Уральского политехнического института. Учился и работал в училище мастером производственного обучения.

    Неожиданно старый школьный товарищ Рудольф Зашляпин, уже работавший на Уралвагонзаводе в недавно созданном конструкторском бюро 250, предложил интересную работу. Ростислав согласился и впоследствии никогда не жалел о сделанном выборе. Правда, долгих три месяца пришлось ждать допуск к секретным работам – без полной уверенности, что его дадут, учитывая судимость отца.

    И вот – встреча с главным конструктором М.Н. Веремьевым, первое задание под руководством опытного конструктора Ольги Лукаш в группе М.П. Деменева – проектирование азотодобывающей станции, участие в разработке цистерны третьего поколения 8Г513 с эффективной вакуумно-порошковой изоляцией для перевозки как кипящего, так и переохлажденного сжиженного кислорода. В новой модели суточная потеря объемов топлива была вдвое ниже, чем у прежних емкостей.

На Байконуре. Станция перелива водорода МКС "Энергия-Буран". Второй справа Р. А. Хамов

На Байконуре. Станция перелива водорода МКС "Энергия-Буран". Второй справа Р. А. Хамов

    С опытом началось продвижение по службе: Ростислав Анатольевич сначала становится конструктором второй, а потом и первой категории. В личной жизни – тоже перемены: на заводе встретил свою будущую жену Валентину Семеновну, энергетика по специальности. Вот уже 50 лет делят они вместе радости и горести, вырастили дочь и сына, дали им образование.

    В 1963 году решением Правительства СССР Уралвагонзавод определен головным предприятием по изготовлению оборудования для ставящихся на вооружение новых ракет шахтного типа. Разработчиком этого оборудования был отдел 250. Сроки установили очень сжатые, работать приходилось и сверхурочно, и по выходным, зато уже в начале 1964 года основная конструкторская документация наземного оборудования была выдана в производство.

    В связи с большими объемами работ по криогенной тематике директор Уралвагонзавода И.В. Окунев принял решение выделить из отдела 250 конструкторов по новой ракетной теме в самостоятельное ОКБ–300. Его главным конструктором стал Н.А. Шомин. Ростислав Анатольевич перешел в новый отдел, где занимался доработкой конструкции оборудования, авторским надзором за его изготовлением и монтажом в местах эксплуатации. Часто выезжал в Оренбург, где производились ракеты и куда с завода отправляли контейнеры для них и трубопроводы заправки. Неоднократно приходилось выезжать и в боевые части для участия в монтаже ракет с оборудованием и в заправке их топливом.

    Через несколько лет изготовление оборудования для шахтных ракет передали другому предприятию. ОКБ–300 было расформировано, часть работников, в том числе Ростислав Хамов, вернулась в отдел 250, где в это время шла напряженная работа по лунной программе.

    Для доставки космических объектов на Луну была выбрана спроектированная академиком С.П. Королевым трехступенчатая ракета–носитель Н1. На ней в качестве источников электроэнергии предполагались электрохимические генераторы, которые вырабатывали электроэнергию в результате химической реакции между атомами водорода и кислорода. Отходом реакции являлась вода, которую могли использовать космонавты.

    Существовавшие прежде аккумуляторы и солнечные батареи для их зарядки не подходили из–за большого веса. Но для новинки требовались жидкий водород и кислород высокой чистоты 99,99 процента. Разработку и изготовление комплекса для их доставки, хранения и заправки поручили конструкторам отдела 250 и Уралвагонзаводу.

    Уникальную технику испытывали как на заводе, так и на стартовом комплексе Байконура – сначала без космического корабля, а затем и в комплексе с ним. На восьми опытных пусках ракеты Н1 обязательно присутствовали представители Уралвагонзавода, в том числе и технический руководитель Р.А. Хамов. Изобретение уральских конструкторов было большим достижением отечественной ракетно-космической отрасли, хотя воспользоваться им в полной мере не удалось: лунная программа СССР была закрыта из–за того, что американцы первыми высадились на спутник Земли.

    Следующим этапом конструкторской деятельности Ростислава Анатольевича стало участие в разработке и изготовлении системы транспортировки и заправки жидким фтором и жидким аммиаком разгонного блока ракеты с фтор–аммиачным двигателем. Из–за большой агрессивности компонентов топлива, особенно высокой токсичности фтора, надо было решить многие вопросы по подбору материалов для емкостей и трубопроводов, стыковочных узлов и запорных вентилей. Электронная версия historyntagil.ru. При этом ряд решений был защищен авторскими свидетельствами на изобретение.

    Хамов лично присутствовал на огневых испытаниях фтор–аммиачных двигателей, одно из которых едва не закончилось для него трагически. При заправке произошел выброс фтора, и хотя сработала сигнализация, часть паров попала в дыхательные пути находившихся рядом людей. Ростислава Анатольевича спасло то, что по совету специалистов он тут же выпил стакан чистого спирта, который нейтрализовал действие ядовитых веществ.

    Не менее важным этапом в жизни конструктора Хамова было участие в 70–е – 80–е годы в программе создания многоразовой космической системы "Энергия–Буран", главным конструктором которой был академик В.П. Глушко. Здесь тоже требовались жидкий водород и кислород особой чистоты, жидкое углеводородное горючее и кислород для объединенной двигательной установки, жидкий азот для системы азотоснабжения стартовых позиций и универсального комплекса, для охлаждения заправляемого в ракету сжатого гелия.

    Ход программы жестко контролировался Министерством оборонной промышленности.

    К работе были привлечены не только цехи Уралвагонзавода, но и квалифицированные специалисты других предприятий страны, широко применялись работы сверхурочно и в выходные дни. В этот период Р.А. Хамов, как технический руководитель, практически жил на Байконуре, лишь изредка выезжая в Нижний Тагил.

    15 ноября 1988 года система "Энергия–Буран" отправилась в полет, завершившийся успешной посадкой. К сожалению, дальнейшие работы по этой программе были прекращены из–за развала СССР. Но и сегодня ракета "Энергия" по своей мощности не имеет конкурентов. На ее основе в НПО "Энергия" разработан унифицированный ряд ракет–носителей, позволяющих выводить в космос широкий спектр полезной массы. Поэтому Ростислав Анатольевич с полным правом гордится своей причастностью к освоению космического пространства.

    Уже десять лет Ростислав Анатольевич на заслуженном отдыхе, переехал в Екатеринбург, поближе к детям и внукам. У него их пятеро, так что скучать некогда. Увлекся моделированием, сейчас строит сложную полутораметровую модель известного немецкого крейсера "Бисмарк", потопленного в годы Второй мировой войны англичанами. Часто встречается со школьниками, рассказывает им об истории покорения космоса и том вкладе, что внесли уральцы.

Николай АВРАМЕНКО, сотрудник Выставочного комплекса УВЗ.

    Фото из архива УВЗ.

    Литература: Газета "Весь Тагил" от 14.04.2011, №14(37).

Главная страница