Весь завод работал на космос

    12 апреля 1961 года ликовал весь Советский Союз. Вместе со всеми радовались и уралвагонзаводцы.

    Тагильские криогенщики не привыкли к громким поздравлениям и вниманию СМИ в День космонавтики. Тогда, в далеком 1961 году, все просто выполняли свою работу: делали детали и узлы, собирали криогенную технику. О ее назначении никто даже не догадывался. И уж тем более фантастической показалась бы версия обслуживания "дороги к звездам". Об удачном полете Юрия Гагарина объявили на весь мир, но даже тогда рабочие Уралвагонзавода оставались в неведении о своей роли в этом событии.

    – Перед нами ставили четкое задание, работали ударно, по 12 часов, – вспоминает бывшая сотрудница химической лаборатории цеха 200 Людмила Осипова. – Когда в 90–х рассекретили тему пилотируемой космонавтики, сложно было поверить, что мы к этому причастны. Но факт остается фактом. Руками обычных рабочих не только Тагила, но и всего Союза открыт "гагаринский старт".

    В многотысячном коллективе буквально несколько десятков человек знали о причастности завода к ракетной тематике. Бригада специалистов Уралвагонзавода регулярно выезжала на Байконур. И даже находясь там, они не знали для чего и для кого готовят системы. Для Уралвагонзавода создание средств заправки на будущем "гагаринском" старте были уже пройденным этапом. А он был очень напряженный: практически весь завод работал на космос. Металлурги, кузнецы, механообработчики просто делали детали по чертежам, не ведая, куда те идут. Участки по сборке изделий начали организовывать в совсем не профильных цехах. В 900–м был создан участок по сборке спецвагона заправочного комплекса, в 390–м – участок по сборке изделий для криогенки. Даже в таком некриогенном цехе, как 540–й, велась сборка изделий.

    После полета Юрия Гагарина высокими правительственными наградами был отмечен труд многих заводчан. Но не было написано в сопровождающих документах, за что эти награды.

    Юрий Гагарин своим полетом подарил праздник всей стране. Но недолго праздновал коллектив УВЗ. Новое серьезное задание – обеспечение азотодобывающими станциями АДС–50 всех стартовых комплексов СССР. И опять круглосуточная напряженная работа. Победы – они давались нелегко.

Яков ЗИЛЬБЕРШТЕЙН, Екатерина ЕВЛАШИНА.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 12.04.2011, №24, от 26.04.2011, №28.

Главная страница