Летопись медеплавильного Выйского завода (1722-1918 гг.)

    На медеплавильном Выйском заводе в свое время трудились такие известные далеко за пределами нашего города мастера-самородки, как Ефим и Мирон Черепановы, Степан Козопасов, Савва Шелваков.

    В 1702 году вогул Яков Савин обнаружил вблизи речки Выи залежи медной руды. Но Демидовы об этой находке узнали лишь в 1714 году. В этом же году началась разработка богатейших залежей медной руды, строительство Выйской плотины и сооружение Выйского завода для получения меди, на которую был спрос не только в России, но и за рубежом.

1722 г.

    Окончено строительство Выйской плотины и сооружен медеплавильный Выйский завод. Строителями всех объектов были крепостные люди Никиты Демидова и его сына Акинфия. В эти же годы Демидовы осваивали добычу руды Магнитной горы и строительство плотины и железоделательного Тагильского завода. Для тагильских рудников и заводов требовалось много людей. Демидов покупал крепостных по всей России с позволения императора России Петра I, который был заинтересован в расширении производства Демидовых, т.к. многие заводы Демидовых поставляли вооружение для российской армии.

1729 г.

    Произошел большой пожар на Выйском заводе. После его восстановления завод стал производить железо по причине невыгодности производства меди.

1762-1763 гг.

    Началось волнение работных людей с требованием улучшения их труда и быта. Оно длилось с ноября 1762 г. по август 1763 г. Но восстание было подавлено князем Вязенским, а руководители восстания были жестоко наказаны.

1797 г.

    С 1767 по 1797 гг. - за эти 30 лет работы Выйского медеплавильного завода получено чистой меди 1045 пудов.

1800 г.

    К концу XVIII века Выйский медный рудник был истощен и заброшен. Выйский завод переключился на выделку железа с литьем военных припасов.

1814 г.

    В 1814 г. в летнее время при чистке водяного колодца К. Кустов обнаружил медную руду, запасы которой были неисчислимы. Демидовы, узнав о медной руде, начали возводить медный рудник, который получил название Рудянский медный рудник - по названию местной небольшой речки Рудянка, которая и на сегодняшний день не изменила своего русла. Она течет по левую сторону Горбатого моста возле завода им. Куйбышева и около Вогульских кузниц впадает в реку Тагил. Демидовы, убедившись в больших запасах медной руды и богатой по содержанию меди, переоборудовали Выйский завод на выплавку меди, так как спрос на медь существовал большой и выгоды Демидовых были немалые. Изобилие медной руды побудило Демидовых на сооружение восьми плавильных печей на Тагильском железоделательном заводе с расчетом получения большей прибыли против железа. Но и производство железа на Тагильском заводе в связи с выплавкой меди не сократилось. Домны продолжали работать на древесно-угольном топливе, получая ковкий чугун, из которого производили качественное литье для новых машин и производства выделки железа.

1824-1825 гг.

    Десять лет шла успешная работа Медного рудника, но с углублением шахты начала появляться подземная вода. Были сделаны откачные сооружения с конной тягой. Однако дальнейшее углубление забоев в шахте добавляло воды, что вынуждало дополнять насосные откачные установки с деревянными трубами, так как железных труб в России еще не было. Но рудник продолжало затоплять, условия рудокопов стали невыносимыми, назревало закрытие шахты. Наследники Демидова и управляющие были беспомощны, а лишиться богатств рудника никак не хотели.

    В это же время тагильский железоделательный завод осваивал прокатное производство железа. Знающих людей по его освоению не было, плотинные мастера Ефим и Мирон Черепановы как механики плотины были несведущи в прокатном производстве, хотя Мирон Черепанов многое сделал по совершенствованию рудничного и заводского производства.

    Неотложной задачей стал вопрос, как устранить затопление шахты. После многих суждений хозяева и управленцы решили послать в Швецию Ефима и Мирона Черепановых, а также Степана Козопасова и Савву Желвакова. Черепановым и Степану Козопасову дали задание: вникнуть в устройство отливных сооружений на шахтах и на заводах по выделке железа. А Савве Желвакову распознать: почему шведское железо превосходит по качеству российское?

    За три месяца пребывания в Швеции тагильские мастера много повидали и узнали из производства заводов и рудников. Все предприятия имели хорошее оборудование, условия труда рабочих были намного лучше российских. Вернувшись домой, Черепановы привезли с собой чертежи и план сверлильной установки для поделки необходимых железных труб вместо деревянных. Созрел и план отливного устройства с двигательной силой паровой машины. Степан Козопасов усмотрел другую конструкцию отливной машины и попутно освоил получение купороса из отливной воды из шахты. Савва Желваков увидел преимущество в устройстве плавильных горнов в получении сортов железа.

    В конце отчетного собеседования руководством управления с согласия Демидовых было принято решение: разрешить устройство обоих отливных сооружений. Не теряя времени, Ефим и Мирон Черепановы начали делать паровую машину с расчетом в 30 лошадиных сил и сооружать железные трубы для шахтной насосной установки. Работа была весьма объемная, и справиться с ней кустарным способом было непросто, трудностей хватало, помощи ждать не от кого - все решали сами.

    Рудник не прекращал добычу медной руды, хотя добавочные конные откачные сооружения успеха не давали. Степан Козопасов с компанией строителей успешно сооружал штанговое устройство с расстоянием чуть больше одной версты. Чтобы передать движение двух штанг на такое расстояние, надо было построить огромное колесо в пять сажен высотой и в одну сажень шириной. Воды для его действия от Тагильской плотины требовалось немало, особенно в зимнее время, когда водоем почти не пополнялся. Запаса воды могло не хватить, и тогда Тагильский завод мог остановиться, чего нельзя было допустить.

    При испытании штангового устройства результаты показали: за одну минуту насосы штанги откачивали из шахты 44 пуда воды, что позволяло откачать всю подземную воду из шахты. Испытание паровой установки Черепановых тоже дало надежные результаты. Она была способна за одну минуту выбрасывать из шахты 35 пудов воды, что облегчало условия работы рудокопов. А накопление подземной воды в минуту стало гораздо меньше.

    Оба сооружения имели большой запас мощности, поэтому управленцы и хозяева рудника решили оставить эти устройства с поочередной их работой. А конные откачные сооружения подлежали ликвидации, вследствие чего освободилось 200 конных упряжек и их погонщиков. Демидовы от этого новшества получили прибавку в 20 тысяч рублей годовой прибыли.

    Непосредственные исполнители отливных сооружений - Ефим и Мирон Черепановы и Степан Козопасов получили по 1 000 рублей. Ефима Черепанова повысили в должности, он стал главным механиком всех тагильских заводов. А Мирон Черепанов - плотинным мастером на Выйской плотине с увеличением оклада.

1830 г.

    Мирон Черепанов, имея достаточный опыт в строительстве паровых машин, задумал построить паровую телегу для перевозки тяжестей по чугунной дороге. Но отсутствие чертежей и наглядного действия такой машины в работе задерживало создание будущего сухопутного парохода. На Тагильском заводе в эти годы осваивался прокат листового железа. Фабрике Черепановых поручили строить катальную машину. Для этого Мирона Черепанова направляют в Англию для изучения прокатного производства и выделки сортовой стали.

    Там он попутно основательно вник и в действие паровоза и конструкции железной дороги. Составил рисунки, чертежи и схемы с надеждой достроить свой сухопутный пароход. По возвращении из командировки и собеседования в главном управлении он побывал для ознакомления с производством на петербургских, московских и ярославских заводах. Это обогатило его опыт.

    По прибытии в Тагил Мирон Черепанов назначается механиком по тагильским заводам с освобождением от старой должности и повышением годового оклада в два раза.

    Новое назначение параллельно с основными обязанностями позволило Ефиму и Мирону Черепановым продолжить работу с сухопутным пароходом. Расположение управленцев к Черепановым в эти года было положительное, они считались знатоками в производстве на всех Нижнетагильских заводах.

1833 г.

    В этом году у Черепановых произошли два радостных события. В январе главное управление и совет министров представили Ефима Алексеевича к награждению медалью "За трудовые успехи в отрасли производства предприятий Нижнетагильского округа". В мае сего года Ефим Алексеевич и его жена получили от Демидовых вольную.

1834-1835 гг.

    В августе Ефим и Мирон закончили постройку первого сухопутного парохода и произвели его пробное испытание по чугунной дороге длиной в 200 сажен, с грузом около 5 тонн и со скоростью 15 верст.

    После чего они начали строить более мощный пароход с учетом устройства английского парохода. Чертежи и схемы облегчали устройство новой мышины, и стройка продвигалась успешно. К апрелю 1835 г. сухопутный пароход был завершен.

    Испытания проводились в присутствии работников управления. Второй сухопутный пароход с прицепом из пяти тележек с грузом 16 тонн пробежал со скоростью 15 верст в час. Что вполне удовлетворило и восхитило всех присутствовавших на испытании.

1836 г.

    На завершение железной дороги нужны были немалые деньги: На этот счет шли долгие споры между управленцами и хозяевами заводов. И только в мае 1836 г. Мирон Черепанов получил разрешение на завершение чугунной дороги от медного рудника до Выйского медеплавильного завода. Но вместо помощи и содействия от управленцев в постройке дороги проявлялась пассивность, и ее сооружение затянулось.

    В июне 1836 г. Мирон Ефимович Черепанов получил вольную, но его жена и три дочери остались крепостными, начальство о них в прошении просто забыло. Мирон Ефимович эту "награду" воспринял с огорчением.

1837 -1841 гг.

    Черепановы усовершенствуют доменное и медеплавильное производство на нижнетагильских заводах, вследствие чего производительность заметно увеличивается. Продукция отправляется во многие города России, а также за рубеж: в Англию, Германию, Италию. Тагильское железо с маркой "Соболя" имело большой успех в реализации.

    В это время Ефим Черепанов часто болеет и просится на пенсию. Однако начальство всеми силами старается удержать его на работе.

1842-1849 гг.

    В этом году скоропостижно умер Ефим Алексеевич Черепанов в возрасте 68 лет. Сожалением отозвались на эту кончину заводоуправленцы и все тагильские предприятия, где он трудился долгие Годы.

    Мирон Ефимович продолжил работать в должности главного механика, был просто незаменимым специалистом по производству на тагильских предприятиях. Но в 1849 году, 5 октября, он скончался в возрасте 46 лет. За все годы Черепановы соорудили 19 паровых машин, два сухопутных парохода, первую железную дорогу в России, станки для самых разных назначений. Не сосчитать, сколько разных рабочих инструментов и приспособлений делалось на Черепановской фабрике. Дело Черепановых возглавил двоюродный брат - Аммос Алексеевич Черепанов (умер в 1857 г.), который до конца своей жизни внедрял идеи Черепановых.

    Долгие годы Выйский завод продолжал плавить металл вплоть до самой Великой Октябрьской революции. В годы войны все тагильские заводы были разрушены и разграблены и прекратили свое существование. Позднее на Выйском заводе работал литейный цех ВМЗ, а сейчас там кондитерская фабрика, которая успешно выпускает конфеты. Ефим и Мирон Черепановы всю свою трудовую жизнь посвятили благу России, работая на Выйском медеплавильном заводе. Неоценим их вклад в совершенствование производства, что отражалось в повышении производительности труда и улучшало условия труда работников завода.

Константин НЕФЕДЬЕВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 16.03.05; 01.06.05; 06.07.05; 27.07.05; 07.09.05.

Главная страница