Демидовские рельсы

   Узкоколейная железная дорога Высокогорского ГОКа - настоящий памятник промышленной культуры Среднего Урала

   На прошлой неделе в цехе по перевозке дунита побывал исследователь из Подмосковья Сергей Болашенко, уже много лет изучающий узкоколейки. С этой целью он уже побывал в Казахстане, на Сахалине и острове Корсика. Он собрал множество исторических материалов, по результатам его работы изданы три книги. "Героиней" одной из них стала тагильская узкоколейка. Нашей дороге 110 лет. Она соединила мелкие железоделательные заводы: Нижнетагильский, Висимо-Шайтанский, Висимо-Уткинский. Официальный день рождения дороги, подтвержденный данными Свердловского областного музея, - 15 декабря 1895 года, день открытия первой ветки от Нижнего Тагила до Антоновска протяженностью шестнадцать верст. По узкой колее со скоростью 16 км/ч побежали немецкие паровозы фирмы "Karlsruhe", таща за собой вагоны с рудой, железом, лесом, углем, пшеницей. Водой и дровами они заправлялись на станциях.

   Через 75 лет узкоколейку перевели на тепловозную тягу для перевозки дунита из Соловьевогорского карьера. Также практиковались пассажирские перевозки, которые пользовались большой популярностью у местных жителей. "Вагоны были забиты до отказа, - вспоминают старейшие работники цеха Евгений Волченков и Алексей Топорков. - Умудрялись даже на крышу залазить. Кто-то ехал на работу, женщины - на рынок с бидонами молока, другие - в сад или по грибы. Ходил и ночной поезд, а летом вводили дополнительные рейсы". В "перестроечные" годы пассажирские перевозки были отменены, поселковые жители, дачники и туристы пересели в автобусы.

Первые строители

Первые строители

   В 2002 году хотели возобновить пассажирские перевозки. Шесть вагонов полностью отреставрировали, подготовили площадку для строительства вокзала на Гальянке. Вели разработки и туристического направления - планировали проложить новую ветку между поселком Уралец и горой Белой, где сейчас возводится современный горнолыжный комплекс. А вдоль дороги возвести развлекательный комплекс и охотничьи домики. Но дальше проектов дело не пошло. А жаль. Даже просто без всякой надобности прокатиться с ветерком по красивейшим грибным местам на этаком "паровозике из Ромашково" - какая прелесть. Пару лет назад по узкоколейке организовали экскурсию для иностранцев, участников международного конгресса. Железнодорожники до сих пор вспоминают, как солидные представители сорока стран мира резвились и визжали от восторга, словно дети.

   Сегодня железнодорожники из цеха по перевозке дунита мечтают о капитальном ремонте путей. Вот уже лет 15 этим не занимались. Конечно, не по демидовским же рельсам им ездить? Хотя встречались такие участки. Рельсы там отменного качества, с клеймом "Завод Демидова" либо "Казенные заводы князя Белосельского". Сегодня такие рельсы годятся разве что на сувениры.

   Мы надеемся, что наша узкоколейная железная дорога не останется без внимания. И снова по ней побегут уютные вагончики, везя пассажиров по живописнейшим местам родного края, из Азии в Европу.

Алена ТУРУШЕВА.

Литература: Газета "Новости "Евраза" от 26.10.2006.

Главная страница