Мы делали общее дело

   1947 год, второй после Победы. Прошли первые месяцы огромной радости, и хотя тогда этой песни еще не было, но что было, то было: великий праздник со слезами на глазах... Уверен, эту радость разделяли не только народы, защитившие страну, но и те, кто попал под страшный пресс репрессий, на кого вся мощь государства обрушилась из-за их принадлежности к некоренным национальностям, которые дружно жили в единой семье народов СССР. Да, это было не только героическое, но и жестокое время, и пусть будущие историки оценят то, что было тогда сделано...

   А я, совсем молодой человек, что-то среднее в то время между подростком и юношей, через два года после Победы приехал в Нижний Тагил из Гаринского района. Был я спецпереселенцем. Бытовал тогда такой политический термин. И хотя после войны произошли какие-то послабления, но на учет в спецкомендатуре встать был обязан. Что я и сделал, и оттуда был направлен в управление треста "Тагилстрой", находившееся на Федориной горе. В отделе кадров долго не мудрили, благо что люди нужны были везде и направили меня в шестое монтажное управление монтажником по установке технологического оборудования на второй участок, занятый на строительстве блюминга "1150". Здесь и началась моя трудовая биография, а первым моим учителем стал бригадир Андрей Федорович Балака.

   Я приехал в Тагил, как сказал выше, из Гаринского района. Он и сейчас не самый развитой в области, а тогда, в первые послевоенные годы, был самой что ни на есть окраиной области - и в географическом, и в экономическом, да и в социальном плане. И для меня, выходца из семьи переселенцев, которые расплачивались за несуществующие грехи, конечно, Нижний Тагил и особенно металлургический завод стали настоящим открытием. Одна только производственная площадка блюминга "1150", куда я попал сразу после оформления на работу, поразила своими размерами - она протянулась от стрипперного отделения до будущего рельсобалочного цеха. Строительные работы по становому пролету заканчивались. Шло бетонирование фундаментов под оборудование в так называемой "мертвой зоне", в конце станового пролета и начале адъюстажа. Шел "большой бетон", когда сам процесс бетонирования нельзя было остановить даже не на часы - на минуты. Этого не позволял график работ, когда строителям на пятки наступали их смежники, да и стояли такие морозы, что бетон схватывался буквально на глазах.

Прораб управления "Востокметаллургмонтаж" Аркадий Фридрихович Антон (70-е годы, строительство завода металлоконструкций).

Прораб управления "Востокметаллургмонтаж" Аркадий Фридрихович Антон (70-е годы, строительство завода металлоконструкций).

   У меня и сейчас перед глазами эта картина. Основной рабочей силой в те первые послевоенные годы оставались "зэки". По кольцевой дорожке десятки, сотни заключенных с металлическими тачками ловко и быстро преодолевали путь от погрузки земли до ее выгрузки, вновь возвращались на погрузку, быстро загружалась очередная тачка, и конвейер продолжал работать. Главным "дирижером" этого процесса был бригадир - "бугор", которого слушались и на зоне, и на площадке, и который, справедливости ради надо сказать, держал "братву" в строгости.

   Траншеи копали вручную раздетые по пояс мужики, перебрасывали землю снизу на подмости, а оттуда наверх, в тачки, работали аккуратно, следили, чтобы земля, не дай бог, не падала обратно в траншею. Несмотря на февральские морозы, из траншеи поднимался пар от разгоряченных человеческих тел. Отсутствие механизмов компенсировалось высокими темпами земляных работ с использованием, в подавляющем большинстве случаев, ручного труда, с рабочим днем от 8 до 12 часов и часовым перерывом на обед. Поев и немного отдохнув, мужики доставали из-под козырьков шапок иголку с ниткой, зашивали порвавшиеся рукавицы или чинили телогрейки. И снова возобновлялось движение по кольцевому маршруту: траншея, погрузка, подмости, разгрузка, снова погрузка. Изо дня в день, час за часом...

   А на пятки строителям уже наступали монтажники. В становом пролете были проложены железнодорожные пути, работал 75-тонный мостовой кран, шел монтаж механического оборудования стана, демонтированного в военные годы в Кривом Роге. Конечно, оно было не в лучшем состоянии, многое потерялось при перевозке, да и замены требовало многое. Тем не менее, монтаж самого стана, транспортных, подводящих, рабочих рольгангов, 400-тонных ножниц, трубопроводов, гидравлики шел достаточно быстро. Хорошо помогали в изготовлении деталей оборудования ремонтно-механический завод треста и механический цех НТМЗ, незадолго до этого введенный в строй действующих.

   В печном пролете работал мостовой посадочный кран, остальные еще монтировались. Установка кранов велась с помощью монтажных мачт, полиспастов, приводимых в движение ручными лебедками. Эти лебедки, до сих пор помню, в обиходе назывались "варварами" за характерные звуки, которые они издавали при работе: "вар-вар". Вот с этой техникой да еще с помощью единственного в "Тагилстрое" паропутевого крана шло строительство одного из первых крупных послевоенных объектов - блюминга "1150".

   К осени 1947 года основные отделочные и монтажные работы были закончены. По всей стройке висели лозунги: "Прокатаем горячий слиток к 7 Ноября, 30-й годовщине Октября!" Но для этого надо было провести холодную прокрутку оборудования. Монтажники работали в две смены, по 12 часов. Работами руководил Вильгельм Мартынович Штоль, человек огромного трудолюбия, технических знаний, опытный организатор. Постоянно контролировали ситуацию и оказывали большую помощь руководители управления, треста, в том числе главный инженер Павел Васильевич Викентьев.

   Казалось, все идет по плану и можно встречать праздник рапортом об успешной сдаче блюминга. Но все гладко бывает чаще на бумаге, чем в жизни. В ночь с 5 на 6 ноября, при холодном опробовании стационарного опрокидывателя, из клещей посадочного крана вырвался слиток и вывел из строя приемное устройство. Меры приняли сразу же: срочно организовали сварщиков, резчиков, и утром 6 ноября снова началось холодное опробование. Но на этот раз решили не торопиться, и только в двадцатых числах ноября прошло горячее опробование, а уже после этого состоялся митинг.

   Стан "1150" стал первой крупной послевоенной стройкой, в которой участвовали монтажники "Тагилстроя", ветераны треста военных лет бригадиры Андрей Балака, Тимофей Безлепкин, Иван Бережной, Николай Махно.

Бригада А. Антона в 60-е годы (слева направо): Василий Путинцев, Аркадий Антон (бригадир), Анатолий Солон-ков, Аркадий Дубских на строительстве деревообделоч-ного комбината треста "Тагилстрой".

Бригада А. Антона в 60-е годы (слева направо): Василий Путинцев, Аркадий Антон (бригадир), Анатолий Солон-ков, Аркадий Дубских на строительстве деревообделоч-ного комбината треста "Тагилстрой".

   А впереди стояли новые задачи - строительство методических печей Сименса, станов "800" и "900". Здесь тагилстроевцы использовали уже не только ручной труд и маломощную технику - на стройку начали поступать ленточные конвейеры для подачи бетона, выросло количество экскаваторов. Основной состав рабочих теперь набирали по вольному найму, и жизнь стройки становилась интереснее: в обеденный перерыв выступала художественная самодеятельность, играл духовой оркестр, чествовались передовики производства. Коллектив шестого монтажного управления участвовал во всех монтажных операциях, но уже становилось ясно, что эта работа требовала и специальных знаний, и высокой квалификации рабочих и ИТР. А 19 марта 1949 года был образован союзный специализированный трест по монтажу технологического оборудования в составе Минтяжстроя СССР. На Урале таким трестом стал "Востокметаллургмонтаж", в который и вошло управление № 6 треста "Тагилстрой". Так я и мои товарищи стали "востоковцами" и отдали этому коллективу десятки лет. Я, например, почти полвека здесь, прошел путь от бригадира до прораба. Тагильским монтажникам, уверен, очень повезло с их руководителями. У истоков управления стояли замечательные специалисты, люди с большой душой, принципиальные и честные, такие, как Наум Ионович Черкасский, Николай Васильевич Кузьмин, Вильгельм Мартынович Штоль и другие. Благодаря их энергии и настойчивости, можно сказать, на голом месте вырос целый комплекс по изготовлению металлоконструкций, трубных заготовок, с крупной автобазой. Управлением смонтированы и сданы в эксплуатацию конструкции и трубопроводы десятков новостроек Тагила, Кушвы, Красноуральска, Качканара. В этом коллективе учились у своих старших коллег будущие управляющие трестом Илья Марков, Виктор Подобедов, начальник управления Тимофей Швецов и другие. Здесь и мой послужной список пополнился десятками строек горнорудной, металлургической, деревообрабатывающей, пищевой промышленности, где в течение многих лет приходилось работать в тесном контакте со строителями-тагилстроевцами. К ним самим, к их профессии отношусь с огромным уважением. И сегодня помню, как мы дружно работали с главным инженером управления "Промжилстрой" Зинаидой Иосифовной Поминовой на строительстве мебельной фабрики, на перекрытии реки Тагил в районе центральной проходной завода им. Куйбышева, где прокладывался газопровод. Глубоко благодарен управляющему трестом Аркадию Ивановичу Бизяеву и главному инженеру Исааку Моисеевичу Беньяминовичу, начальнику "Промжилстроя" Юрию Сергеевичу Здырченко. С управляющим трестом Григорием Овсеевичем Гольденбергом мы строили четвертый конвертер. Не одну стройку прошли с опытнейшим инженером Эдуардом Эргартовичем Росселем. Уже став руководителем области, политиком российского масштаба, он остался отзывчивым и простым в общении человеком, не забывшим тех, с кем на стройках Нижнего Тагила "пуд соли съел". Помню, как он удивился и обрадовался, когда неожиданно встретились в аэропорту Франкфурта-на-Майне в Германии. Мы с ним летели всю ночь и о многом вспоминали. Встречи с этими людьми, со многими тагилстроевцами - рабочими, инженерами, и сегодня живы в памяти и согревают сердце.

А. АНТОН.

Литература: Газета "Горный край" от 30.11.2001.

Главная страница