Средь леса рождался завод

   Когда XVI съезд партии утвердил директиву о создании на востоке страны второй основной угольно-металлургической базы, стало очевидно, Урал - наиболее подходящее место для вагонного гиганта. Первым пятилетним планом было предусмотрено строительство в Нижнем Тагиле не только крупнейшего металлургического предприятия, коксохимического и огнеупорного заводов, но и производства по выпуску вагонов.

   Валка леса в тайге у Сахалинского тракта, установка палаток, строительство бараков, рытье котлованов - так начиналась трудовая биография сотен вагоностроителей, бывших в тридцатые годы землекопами и плотниками, арматурщиками и бетонщиками.

   Высокой дисциплиной, старательностью, четкой расстановкой сил отличалась бригада Ахметова, которая вырубала лес и выкорчевывала пни, расчищала территорию для жилых домов и столовой. Ахметовцы неизменно шли впереди. "191, 160, 175 процентов - мелькают цифры в книжке прораба Акименко против фамилии Ахметова", - сообщал в своей корреспонденции Л. Вилкомир в газете "Уралвагонстрой" за 24 июня 1932 года.

   Ахметов прибыл на строительство из колхоза, где работал бригадиром. С ним вместе приехали и члены бригады Хмажанов, Гайзатуллин, Магатинов, Гафаров, Абилов, Заминов, Бигташев и другие. Ежедневно каждый из них получал твердое задание, знал, сколько должен сделать и что за это получит.

   Бригаду плотников барачного строительства возглавлял Суренков, за плечами у которого был двадцатилетний стаж работы на стройках. Вместе с ним плотничала молодежь - комсомольцы-пятитысячники, направленные на сооружение вагоногиганта различными промышленными предприятиями и колхозами Урала. Лучший бригадир пятого участка, кандидат в члены партии, Суренков по-большевистски боролся за крепкую дисциплину, уплотнение рабочего дня. Его бригада, самая большая на участке, была разбита по звеньям, и опытный плотник систематически инструктировал начинающих, специально работал с каждым звеном. Он умел заразить своим энтузиазмом.

   Когда 3 июля 1932 года состоялся первый слет ударников стройки, на видном месте были вывешены портреты лучших рабочих: Суренкова, Ахметова и Берсенева, которые не только свои бригады вывели в передовые, но и были инструкторами в отстающих.

   На этом слете бригада арматурщиков Ананьева, прибывшая на Урал после выполнения задания на строительстве Нижегородского автозавода (там выработка доходила до 350 процентов), взяла обязательство трудиться не снижая, а наоборот, повышая темпы. Арматурщики решили помочь в сооружении крайне нужного цементного склада и для этого сверх положенного работать дополнительно по два часа в сутки. Они вызвали на соревнование плотников Каргаполова и Куташкина.

   Призыв ленинградских рабочих по-боевому встретить 15-ю годовщину Октябрьской революции вызвал новую волну активности: строители брали конкретные обязательства, вызывали друг друга на соревнование, работали сверхурочно, выходили на субботники и воскресники.

   Первое января 1933 года было объявлено Всеуральским днем ударника. Готовились к нему и тагильчане. На декабрьскую перекличку ударных бригад к микрофону тагильской рабочей радиогазеты были приглашены с "Уралвагонстроя" Колеса, Огарышев и Пятков.

   Пятков - посланец сельхозартели - был сначала на стройке землекопом, затем курсантом, овладевав ш и м техникой рамного дела на лесопилке, а с февраля 1932 самостоятельно встал к лесопильной раме. Сколотил молодежную бригаду, придирчиво подбирая людей.

   Большой интерес в то время вызывало соревнование между арматурщиками Трошкина и Колеса. По составу и мастерству коллектив Трошкина был более зрелым, чем бригада Колеса, в которой подобралась молодежь.

   По национальности Ф.Ф. Колеса был чех, являлся кандидатом в члены ВКП (б). Работал он когда-то в частных фирмах Праги, а затем на социалистических предприятиях СССР: в Магнитогорске, на "Тагилкомбинатстрое" и "Уралвагонстрое", Бригада ему досталась - сплошь прогульщики и лодыри. Но в октябре пришли в коллектив соотечественник бригадира Ходера, демобилизованные красноармейцы Корабицин, Колмыков, Бекетов, Дружинин и другие. Колеса помог им овладеть искусством арматурщика, освоить технику. Дисциплина стала отменной. Сам Колеса говорил о товарищах: "Если бы мне 15 таких, можно было бы гору своротить".

   В ноябре они отстали от опытной бригады Трошкина всего на десять процентов. Бывшие красноармейцы посещали политзанятия, подали заявления в партию. Бригада Колеса чувствовала себя сильной и, готовясь к дню ударника, вызвала на социалистическое соревнование трошкинцев.

   Так работали первостроители. Во второй пятилетке, когда первые цехи Вагонки пускали в эксплуатацию, многие из них обучались на курсах, становились производственниками и переносили в цехи, которые сами возвели, ударные методы работы.

Т. БОБРОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 27.08.1986.

Главная страница