Жизнь и смерть Антоновского поселка

    Тагильчанам повезло. Уникальная гора Косогор находится у них рядом с Висимским трактом. Но и нам повезло тоже – в нашей области гора ведь находится. И не надо лететь на Бермуды, чтобы полюбоваться такой красотой.

Косогорские каньоны

    Этот маршрут начинается от автовокзала Нижнего Тагила, где надо купить билет на ближайший маршрут по Висимскому тракту до остановки "Антоновский поселок". Местные жители гордятся слоганом "Нижний Тагил гордость России, слава Урала", но местный автовокзал является позором страны. Одной из составляющих этого является отсутствие расписания обратных рейсов. Понятно, что коллектив автовокзала в первую очередь печется об отправлении всех путешественников. Но ведь иногда они возвращаются!

    Итак, вы вышли на остановке… Честно говоря, непонятно, как эта остановка называется. На всех топографических картах можно узреть слово Антоновский, в местных же официальных документах Антоновск.

    Выйдя на остановке, надо пройти назад по тракту около километра. Дорога здесь идет в горку, и горка эта является тем самым Косогором. От перевала до вершины горы буквально 510 минут ходьбы.

    Ни в Интернете, ни в книгах никакой информации о ней нет. И это очень странно. Гора стоит того, чтобы на нее посмотреть. Через ее вершину проходит каньон. И если бы не длина, то его вполне можно было бы сравнить с колорадским. Такое впечатление, что в незапамятные времена рубанул Перун мечом по вершине горы и рассек ее надвое.

    Екатеринбуржцы, кроме Гронского да Чертова городища, больше в окрестностях ничего и не знают. А все потому, что ничего и нет, мелкие скалки не в счет. А здесь что ни гора, то такие останцы, что душу отдать можно (соседскую). Тагильские школьники из турклуба "Полюс" тут постоянно проводят тренировки.

    Высота горы относительно объездной дороги, проходящей восточнее, мимо горы Копчик, равна 150 метрам.

    Спускаться с горы в сторону поселка можно как по азимуту напрямую, так и в обход. Для этого надо выйти на изрядно заросшую просеку север-юг, по ней на север до лесной дороги, а уж по ней в сторону поселка до насыпи бывшей узкоколейки, которая вскоре раздваивается. Правая уходит к Висиму, а левая в поселок.

Что осталось от чести Антона Кожуховского?

    Ab ovo, говорили римляне, "от яйца". Таким яйцом в любом уральском населенном пункте, основанном в XVIII-XIX веках, была плотина. Здесь она возникла в 1853 году. Ниже плотины построили завод, который назвали Антоновским в честь Антона Ивановича Кожуховского главного уполномоченного по Нижнетагильским заводам.

    Нужда в заводе возникла потому, что на соседнем Черноисточинском заводе получили резкое развитие пудлинговое и прокатное производства. Антоновский завод специализировался исключительно на прокатке черноисточинского кричного и пудлингового железа, а также доставлявшихся с других заводов полуфабрикатов.

    Из-за кризиса в начале XX века Черноисточинский завод был закрыт в 1911 году (кроме бывшей Антоновской "подливной фабрики", которая превратилась во вспомогательный прокатный цех Нижнетагильского завода).

    К 1915 году из всех вспомогательных заводов округа продолжал действовать только один Антоновский завод-цех, однако и тогда он уже дышал на ладан. Встречаются утверждения, что завод окончательно был закрыт в 1927 году. Однако они ничем не подтверждены. Скорее всего, он не выдержал невзгод Гражданской войны и тихо умер.

    На сайте тагильского краеведческого музея о заводе-музее имени Куйбышева сказано: "Листопрокатный стан № 3 привезли с Антоновского завода на лошадях. Станины, громадный маховик, шестерни везли так все 18 верст. Установленный осенью 1923 года, он оказался самым долговечным из своих собратьев. Электронная версия historyntagil.ru. Еще в 1939-м на нем обучались прокатному делу ребята из ремесленного училища № 4, будущие прокатчики. Сегодня от того стана сохранились маховик и часть водяной турбины экспонаты музея-завода". И как Антоновский завод мог работать без оборудования?

    От той поры сохранилось совсем немного земляная дамба, остатки заводского фундамента на правом берегу ниже плотины и какие-то непонятные ямы с непонятными фундаментами ниже дамбы, между старым и новым руслом реки.

    А возникновение нового русла это целая история. А получилось так. В 70-х годах из-за ветхости плотину демонтировали и установили перелив из бетонных труб. В 1993 году, когда после летних дождей прорвало плотину на Верхнем прудке, перелив в Антоновском пруду размыло.

    Через два года старую земляную дамбу прокопали, сделав временное русло, чтобы река не мешала строительству. На месте размытого перелива в 1995 году начали строить железобетонный мост, который до сих пор не достроили. Почему? Местные жители утверждают, что мост делали так халтурно, что его смыло бы первое половодье. Поэтому и решили стройку заморозить, чтобы не "прославиться" с очередным ЧП на всю страну.

    А пока на бывшем берегу пруда стоят ржавые конструкции. Это дети с расположенного неподалеку пионерского лагеря приходили сюда купаться. Здесь же каждый год проводятся областные фестивали авторской песни имени Сергея Минина "Зеленая лампа". Ради того, чтобы спеть пару песен на сцене в Антоновском, барды приезжают даже из Москвы.

    В окрестностях Антоновского проводятся и соревнования мотобайкеров, и туристские слеты.

    В середине 20-х здесь открыли детский противотуберкулезный санаторий. Постепенно к нему отошла вся территория поселка с окрестностями. Даже на карте этот пункт назывался Антоновский санаторий. Множество корпусов, отделенных друг от друга деревьями, огромное тепличное хозяйство, ферма. Жители поселка не держали крупный скот, поскольку могли получить молоко на ферме буквально за бесценок.

    Скважину для снабжения санатория водой пробурили в начале 60-х. До этого здесь, как в фильме "Волга-Волга", ездил водовоз на лошади. Закрыли санаторий в 1982 году, поскольку он перестал соответствовать нормам СЭС.

    Ну а дальше ваш путь лежит к ближайшему мосту через реку Черная.

    Сразу за мостом, на правом берегу, стоит каркас здания из красного кирпича. Встречаются утверждения, что это бывшее заводоуправление. Однако в те времена и господские дома рядом с заводом строили, а уж управления тем более. Здание скорее напоминает производственное. Да и в техническом паспорте указано, что его построили в 1917 году. Когда в конце 80-х годов здесь перестилали полы, то под ними обнаружили чаны для выделки кож. Местные же жители называют этот дом Бородинским. Но кто был этот Бородин неизвестно. Да и фамилия эта черноисточинская, не местная.

    Здесь вы можете повернуть обратно или попытаться выйти к горе Копчик и далее к станции Шайтанка. Для этого надо лесной дорогой, идущей почти прямо на восток, огибая с левой стороны пионерлагерь "Изумрудный", пройти до садов, вытянувшихся под ЛЭП. Дорога выводит к разрыву между садами. За садами начинается просека с второстепенной ЛЭП, идущей в восточном же направлении. Она идет через гору Ломовку, соседку Копчика. Вам надо перевалить Ломовку и мимо подножия Копчика выйти к садам "Автомобилист".

    Это самый простой вариант. Есть и второй, более сложный. Для этого надо пройти вдоль садов в южном направлении метров 100 и двинуться по лесной дороге, ведущей на юго-восток. По пути вы пересечете просеку газопровода и вскоре после этого выйдете к карьерам Антоновского месторождения песка.

Борис МАЙДАНИК.

    Литература: Газета "Уральский рабочий" от 10.12.2009.

Главная страница