Пожалуй, ни один из посетителей не пройдет равнодушно мимо изделий из малахита. Этот красивый уральский камень с разнообразной гаммой зеленых оттенков и переливов - от голубоватого до почти черного - и с чрезвычайно прихотливым рисунком завоевал себе необыкновенную популярность.

    В экспозиции музея находится мраморный камин из бывшего господского дома. В каминных досках - вставки из малахита. Каждая такая вставка представляет собой подобранный из узорчатых почек малахита каменный натюрморт. Наверное, отблески каминного огня придавали полированному малахиту особое очарование. Этот камин сделан мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики. А рядом с камином - стол с малахитовой столешницей, изготовленный в середине XIX века. Можно без конца любоваться переливами зеленого цвета и замысловатым рисунком камня. Вставки для камина и столешница собраны способом так называемой русской мозаики. Для этого малахит разрезали на тонкие мелкие Пластинки, а затем наклеивали на основу из другого камня или металла. Задача мастера-малахитчика заключалась в том, чтобы наилучшим способом подобрать кусочки по узору, цвету и форме, так, чтобы было впечатление сплошного узорчатого камня. Гораздо реже выполняли изделия из цельного куска малахита. В музее можно видеть монолитную дарохранительницу, выполненную в виде грота, и малахитовую арку, изготовленную из двух крупных кусков камня. На одном из монолитов сделан срез, раскрывающий причудливый рисунок малахита и его чудесную переливчивость.

    Малахит на Урале знали еще в XVIII веке, но 'малахитовая эпоха' в камнерезном искусстве наступила в первой половине XIX столетия, когда были открыты крупные медные месторождения в Гумешках (под Полевским заводом) и в окрестностях Нижнего Тагила.
В 1814 году Тагильский житель Кузьма Кустов рыл колодец в своем огороде и наткнулся на месторождение меди. Меднорудянский рудник оказался богат и малахитом (это ведь особая разновидность медной руды) . Интересно, что в том же 1814 году Н. Н. Демидову в Петербург отправили не образцы обычной медной руды, а два куска малахита, Поначалу малахит попадался довольно редко. Первое гнездо превосходного, так называемого 'лучистого малахита' обнаружили в 1831 году. А в 1835 году нашли самый крупный в мире монолит малахита. Вот как об этом открытии сообщал 'Горный журнал':

    'В Нижнетагильском г. Демидовых заводе, в Меднорудянском руднике, при добыче медных руд, в глубине 36 сажен на юг от шахты Надежной встречена огромнейшая масса малахита. В этой глыбе по вычислению должно быть до пудов. Малахит лежит в виде длинной от севера к югу наклонной плоскости, вид имеет крупно и почковатый и венчатый; цвета от темно-зеленого до высокого бирюзового, выходящего превосходными в полировке фигурами. Если употребить сей малахит на украшение, то им можно выложить поверхность 13440 квадратных аршин. Это есть произведение, которое до сих пор не встречали в коре земного шара'. (Куски этого малахита весом в 300 и 500 кг хранятся в музее.)

    Именно в это время и вспыхнуло необычайное увлечение малахитовыми изделиями. 'Малахит в монументальных декоративных изделиях, - писал А. Е. Ферсман, - становится... эмблемой русских богатств, вызывая зависть и изумление Европы'. Появились не только отдельные декоративные изделия из малахита, но даже интерьеры во дворцах, им облицовывали даже целые залы. Появился малахитовый зал в доме Демидова в Петербурге, построенный в 1836 году архитектором Монферраном (к сожалению, в настоящее время малахитовая отделка этого зала утрачена). А для Малахитового зала Зимнего дворца было поставлено 200 пудов тагильского малахита. Отделка этого зала была начата в январе 1838 года и закончена в 1839 году. Из знаменитого тагильского камня изготовлены 16 колонн и пилястр, 2 камина, 7 ваз разного размера, 6 столов, чаша, шкатулка, шкафчик. Кроме того, в других залах Эрмитажа находятся малахитовая ваза высотою 184 сантиметра, великолепная ротонда - малахитовый храм - из восьми небольших колонн, обрамленных деталями из золоченой бронзы, а также мелкие изделия: шкатулки, табакерки, чернильные приборы...

    В апреле 1843 года был заключен договор о поставке 1500 пудов малахита из Меднорудянского рудника для строящегося Исаакиевского собора.
По требованию архитектора Монферрана для собора должен был поступать в основном ленточный малахит, и только первого сорта. Этим малахитом облицевали восемь гигантских колонн высотою более 10 метров и диаметром около полуметра.

    А для Лондонской выставки в 1851 году на камнерезной фабрике Демидовых в Петербурге изготовили целую коллекцию малахитовых изделий: двери высотою б аршин и 3 вершка, шириной 3 аршина, оцененные в 635 тысяч рублей, четыре больших вазы, несколько маленьких ваз, камин, четырехугольный и круглый столы, кресла и стулья, пресс-папье, подставки для бронзовых часов.

    Многие малахитовые изделия украшали комнаты виллы Сан-Донато в Италии. А в одном из музеев Флоренции, во дворце Питти, до сих пор хранится гигантский стол из тагильского малахита.

    В Нижнетагильском музее кроме старинных малахитовых изделий имеются работы и современных малахитчиков-камнерезов: бусы (В. Колесниченко), ваза (В. Бакулин) и др.

    Малахит - особый минерал. Среди цветных камней Урала он, пожалуй, самый уральский. И можно сказать даже так - самый тагильский. А потому у тагильчан к нему отношение тоже особенное.

Музей-заповедник горнозаводского дела. г. Н. Тагил.

Главная страница