Мистические узы

    Пленные немцы оставили неповторимый след в архитектуре Урала.

    Недавно я ездил в город моего детства Нижний Тагил. Встреча с ним как свидание с близким человеком. Этот город имеет множество особенностей, делающих его едва ли не уникальным среди городов и весей Урала.

    …Все началось в годы Великой Отечественной войны, когда на средний Урал привезли первые крупные партии немецких военнопленных. Как раз после Москвы, после Сталинграда, потом после побед 1944 года… с того времени история Нижнего Тагила и среднего Урала в целом оказалась неразделимо связана с Германией какими-то полумистическими узами.

    Надо заметить, тогдашний Урал был еще вполне провинциальным. До революции крупные населенные пункты, и Нижний Тагил в том числе, назывались "заводами" отнюдь не городами. Перечитайте Мамина-сибиряка, посмотрите старые фотографии и вы увидите, что тогдашние уральские "города" напоминали ненормально разросшиеся деревни, облепившие промышленные объекты.

    Да, еще выразительная деталь: иностранцев в "опорный край" не пускали, исключая иностранных инженеров, руководивших строительством объектов индустриализации, о чем старались помалкивать. Наложила отпечаток и экстремальная эвакуация 1941 года, когда заводы монтировали и запускали, порой даже не делая над ними крыши… Поэтому уральские города производили впечатление, мягко говоря, унылое – грязь, хаотическая застройка, много зданий в аварийно-руинном состоянии. По чисто местному преданию, пленные немцы, впервые попав в Нижний Тагил, удивились: "Откуда столько руин, мы ведь тут не бомбили?" – сказали и принялись за работу. Пусть под конвоем, в лагерных условиях проживания, но у них были не только трудовые руки и деловая хватка, но и уникальная, столетиями формировавшаяся немецко-протестантская трудовая этика. Та самая, что позднее позволила им поднять свою страну из тотальных руин и совершить знаменитое "немецкое экономическое чудо" конца 40-х годов. В общем, работали истово, добротно и с эстетическим изыском, коли речь шла о зодчестве. результаты их труда до сих пор служат людям на Урале.

    Архитектурные сооружения, построенные военнопленными, стоят уже 70 лет и почти не требуют реконструкции. Архитектурный облик этих зданий сразу бросается в глаза: отличный дизайн, великолепная стилистика обычно используются элементы классицизма в сочетании с мотивами исторического стиля и модерна. Чаще всего встречается два варианта: сооружения дворцового типа (обычно это дома культуры, учебные заведения) и аккуратные 2-3-этажные особняки, жилые дома на несколько квартир. И то и другое можно увидеть во многих городах области. Так, особняки коттеджного типа составляют значительную часть жилого фонда Серова, да и екатеринбургской окраины например, Химмаша, Эльмаша, "Звездочки".

    Дворцовые же здания настолько узнаваемы, что любой читатель сам может привести примеры. Пройдитесь по центральным улицам Первоуральска, ревды, Каменска-Уральского, Качканара и картина предстанет как на ладони. Я уже не говорю о практически немецком городе Краснотурьинске, где население долгие годы в большинстве состояло из немцев Поволжья. В Екатеринбурге выразительный пример академия противопожарной службы, настоящий шедевр строительства тех лет.

    Но Нижний Тагил даже на этом фоне выглядит совершенно особенно. Дело в том, что здесь немецкие строители провели работу, не имеющую аналогов в других городах Урала: они не просто строили здания, но, по сути, осуществили полную реконструкцию и перепланировку в масштабе города. Весь городской центр был перестроен ими практически заново. В результате у города появилось своеобразное "лицо". Причем с характерным местным колоритом, что сразу замечают приезжие: вспоминаю, как в годы "перестройки" группа иностранцев, впервые попавших в город, с воодушевлением доказывала, что именно здесь они увидели настоящий Урал.

    Визуально это ощущается сразу, как только попадаешь на вокзал. Обе улицы, радиально отходящие от него Ленина и строителей, обстроены жилыми пятиэтажными зданиями, не похожими ни на один из вышеописанных архитектурных типов. Это не дворцы и не коттеджи, это многоквартирные дома, но какие! Дизайн в духе берлинского строительного бума эпохи "югенд-стиля" (по времени соответствует нашему серебряному веку), строгая, под гранит, облицовка стен, "дворцовая" отделка фасадов, дорические колонны на балконах… И так несколько кварталов! Такой главной улицы вы на Урале не найдете нигде! И сходятся обе улицы к драматическому театру, настоящему архитектурному шедевру, одному из красивейших в России. Ансамбль театральной площади сделал бы честь даже столице – настолько он великолепно выстроен. А рядом набережная: с "потемкинской" лестницей до самой воды, с фонтанами и чугунными решетками…

    Вся эта архитектурно-планировочная работа дала впоследствии и еще один впечатляющий результат. Электронная версия historyntagil.ru. Суть в том, что в Нижнем Тагиле все объекты культуры и досуга расположены компактно, притом в центре города. Почти соседями являются драматический и кукольный театры, музыкальное училище, несколько музеев, а также городской Парк культуры имени писателя А. Бондина и возвышающаяся над всем городом Лисья гора –историческое место со сторожевой башней XVIII века, являющееся сегодня излюбленным объектом паломничества молодоженов. В парке множество интересных и зачастую нестандартных мероприятий и аттракционов от "экстремального" катания на катере по городскому пруду с обзором чарующих глаз пейзажей исторического района Гальянка до посещения детской птичьей фермы, где городская ребятня может окунуться в атмосферу сельской жизни и пообщаться с домашними животными. Такая концентрация культурно-досуговых объектов косвенный результат той кардинальной реконструкции города.

    Вообще во многих странах мира такие города, как Нижний Тагил, объявляются городами-музеями. В них все строительство идет по специальному плану, сохраняющему исторический облик города или селения. Кроме того, такие города становятся центрами туристического притяжения. Как бы это пошло на пользу Нижнему Тагилу, да и области в целом! Во-первых, это могло бы дать финансовые вливания; во-вторых, может быть, стало бы толчком к радикальному экологическому оздоровлению города. А то ведь, ступая на прекрасные улицы, вдыхаешь страшные химические запахи, способные убить все живое, а местные жители понимающе вздыхают: "Опять ветер с коксохима!" да и грязи на улицах, может быть, стало бы поменьше: изощренным издевательством выглядят на этом фоне плакатные призывы "гордиться чистотой родного города".

    И все равно, когда я иду по улицам города своего детства, в моих ушах неизменно начинает звучать германская мелодия что-то типа 3-й симфонии Брамса или "Тангейзера" Вагнера. Эта мелодия уже навсегда неотделима от судьбы большого уральского промышленного города, она часть его души…

Дмитрий СУВОРОВ.

Литература: Газета "Уральский рабочий" от 31.08.2011.

Главная страница