ТАГИЛЬСКИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР

№ 1(33) (январь 2012 г.)

 

Ежемесячный информационный альманах
Нижнетагильского Клуба коллекционеров
АЛЬМАНАХ № 1(33) (январь 2012 г.)

Нижнетагильский Клуб Коллекционеров (сокращённо НТКК)

работает с 8-00 до 10-00 каждое воскресение в помещении Школы РОСТО Дзержинского района.

Школа находится рядом с кинозалом ДК им. Окунева напротив стадиона "Спутник".

Проезд от вокзала трамваями №№ 1 и 8 до "конечной УВЗ" или маршрутным такси № 7 до "китайского рынка".

Приглашаем в клуб всех желающих, поможем решить любые вопросы, касающиеся коллекционирования, купли, продажи и обмена любого коллекционного материала.

Всегда рады новым знакомствам.

Ждём вас!

Председатель НТКК Ю.В. Шпагин

     

КОНСУЛЬТАНТЫ:

- по филателии – Жиловский В. С.

- по нумизматике – Малозёмов В.В.

- по фалеристике – Галимов Р.Ф., Русанов М.Л.

 

 

 

АЛЬМАНАХ ВЫПУСКАЕТСЯ НА ПРАВАХ КЛУБНОЙ СТЕНГАЗЕТЫ

 

Номер альманаха подготовил и напечатал Ю. Согрин

Особая благодарность за помощь в подборке материала М. Русанову, В. Криницыну и К. Иванченко

На первой странице обложки одна из стенгазет посвящённых юбилею тагильского трамвая.

(автор фото - Moscowit)

 

СОДЕРЖАНИЕ АЛЬМАНАХА

    Слово редактора

    Праздничное ассорти

    НТКК - 85

    Новости нумизматики

    Филателия

    Новости филателии

    Тагильская филокартия

    Об этом когда-то писали

    Туризм

    Стихи

    Награды России

    Тагильская меморифилия

    Бранд-календаристика

    Клеймо на значке

    Улыбнитесь

    Тагильская бирофилия

    Мгновенные лотереи СССР

    Прикольные коллекции

    Улыбнитесь

    Литература о коллекционировании

    Наши земляки в России

     

ГЕРБЫ И ФЛАГИ. СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Белоярский (Свердловская область), флаг
Белоярский, флаг

Березовский (Свердловская область), герб
Березовский, герб

Березовский (Свердловская область), герб (1972 г.)
Березовский, герб (1972 г.)

Березовский (Свердловская область), флаг
Березовский, флаг

Богданович (Свердловская область), герб
Богданович, герб

Богданович (Свердловская область), флаг
Богданович, флаг

 

СЛОВО РЕДАКТОРА

    Всем привет! Что ж друзья, я рад снова приветствовать всех со страниц нашего альманаха "Тагильский коллекционер"! После трёхмесячных раздумий, взвешивания всех "за" и "против", прислушавшись к пожеланиям постоянных читателей, я всё-таки решил продолжить выпуск альманаха. Правда, альманах претерпел кое-какие изменения. Выходить он теперь будет не каждый месяц, а один раз в квартал. В связи с этим увеличился объём альманаха до 40 страниц. Что касается материала, то тут основной упор будет делаться на местную специфику, благо живём мы в очень интересном во всех отношениях городе. И значков, и медалей, и календариков, и открыток, и другого коллекционного материала у нас в изобилии. Да и коллекционеров меньше не становится. Правда, неорганизованные они какие-то. В Клуб коллекционеров по-прежнему ходят очень неохотно и в небольших количествах. Почему? А кто их знает. Кому-то просыпаться рано не хочется, кому-то добираться далеко и накладно. Да мало ли причин найдётся. А особой заинтересованности в Клубе подобные "коллекционеры" не чувствуют, считают, что собирать свою коллекцию им удобнее в одиночку. Только в таком случае совсем непонятно, откуда они коллекционный материал берут? Ведь гораздо проще прийти в Клуб и приобрести или обменять нужный материал. Но… Сколько людей - столько мнений, в том числе и относительно коллекционирования. Ну а мы в Альманахе по-прежнему будем рассказывать о всём разнообразии видов коллекционирования, но применительно к нашему городу. И тут была бы очень полезна ваша информация, ваши советы. Извините, но я опять начинаю заниматься агитацией. Но поверьте, если альманах будет делать не один человек, в данном случае ваш покорный слуга, то альманах станет гораздо интереснее. Мы все смотрим на этот мир по-разному, у всех нас имеется какой-то груз накопленного житейского опыта, да и коллекции у нас у всех разные. Так почему бы всем этим не поделиться друг с другом, почему не сделать нашу коллекционную жизнь более интересной и яркой. Давайте, уважаемые, попробуем помогать друг другу. Не будьте затворниками! Будьте проще и люди потянутся к вам, так ведь вроде бы говорят в народе. А, может быть, в этом есть и доля истины? А? Господа коллекционеры?

С уважением ко всем ваш Ю. Согрин.

 

ПРАЗДНИЧНОЕ АССОРТИ

Картинка 5 из 6

18 января 2012 года радио Экофонд (или Экорадио) исполняется 15 лет. Много это или мало - судить не нам. Мы просто поздравим всех тагильских сотрудников Экорадио и пожелаем побольше новых творческих находок.

К сожалению не нашлось новых "юбилейных" значков Экорадио, поэтому показываем старый десятилетней давности и фирменный знак .

    А вот 28 февраля 2012 года в Нижнем Тагиле отмечается значимая дата - 75 лет исполняется тагильскому трамваю! В далёком 1937 году в городе был пущен первый трамвай, соединяющий железнодорожный вокзал с центром города и Красным Камнем (микрорайон Н. Тагила). Здесь перед нами не стоит цель показать исторический очерк, наша цель показать трамвай посредством изображений. И вот тут сразу извиняемся, т.к. значков с тагильским трамваем найти не удалось (во всяком случае, пока). Есть много значков из других городов их вам частично и покажем. Но для начала позвольте представить вашему вниманию коллаж из старых фотографий посвящённый как раз этому знаменательному событию.

Ну и - значки с трамваями.

Не случайно в первую очередь показаны значки Петербургских трамваев. В 2007 году питерскому трамваю исполнилось 100 лет!

А ещё покажем знаки людей, работающих на трамваях.

Здесь показана часть коллекции Сергея Мурашова, посвящённая "трамвайным юбилеям" с сайта "Городской электротранспорт".

Красиво, не правда ли? Остаётся только сожалеть, что среди этой красоты пока не нашлось места тагильским значкам.

    В последний момент справедливость всё-таки восторжествовала: среди обилия значков в коллекции М. Русанова нашёлся значок, посвящённый тагильскому трамваю. Правда, в то время, когда выпущен значок, трамвайный парк принадлежал Уралвагонзаводу, но теперь трамваи УВЗ тоже стали городскими.

    3 марта 2012 года исполняется 80 лет газете Уральского Вагоностроительного Завода - Машиностроитель. Первый номер многотиражки вышел 3 марта 1932 года, когда строительство Уральского вагоностроительного завода было в самом разгаре. За свою многолетнюю историю газета неоднократно меняла название: "Уралвагонстрой", "Вагоногигант", "Сталинец", "Коминтерновец" и, наконец, "Машиностроитель", но всегда оставалась главным и объективным источником заводских и районных новостей. Лицо "Машиностроителя" определили первые журналисты во главе с редактором Л. Хайкиным. Это были профессионалы, приехавшие по направлению КПСС из столицы в Нижний Тагил на строительство вагоногиганта. В годы Великой Отечественной войны в редакции работали эвакуированные Б. Морозов - москвич, доктор исторических наук, профессор, художник Л. Шматько, получивший звание "Заслуженный художник Украины" и многие другие. И в последующие годы газета не потеряла своей яркой индивидуальности. В 1986 году модель издания была представлена на Выставке достижений народного хозяйства, по итогам которой коллектив редакции награжден дипломом и серебряной медалью ВДНХ. Сегодня "Машиностроитель" выходит один раз в неделю по пятницам - "толстушка" с телевизионной программой - 16 страниц.

    Вверху показаны три значка выполненные из стекла зеркальным способом.

    4 марта 2012 года исполняется 15 лет городской газете Горный край.

     

     

КЛУБУ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ - 85!

    Если верить старому конверту, на котором стоит штамп спецгашения, то коллекционированию в Нижнем Тагиле 27 февраля 2012 года исполняется 85 лет. А не верить этому у нас нет оснований: и подтверждающие (кроме конверта) и опровергающие документы просто-напросто отсутствуют. Что ж, русские люди праздникам рады. За последние пять лет жизнь в Клубе заметно оживилась. О нём узнали далеко за пределами не только города, но и страны. В подтверждение этому приведу строчки из письма чеха Йозефа Гарбы (лексика сохранена): "И ещё адрес клубов коллекционеров г. Нижний Тагил, можно его знаете, можно нет. Думаю там можно материал для меня приобрести". Дальше идёт наш подробный адрес. А совсем недавно на меня вышел коллекционер шевронов из Австралии, который в Интернете тоже встречал упоминания о нашем клубе. Разве это не приятно? Также за это время многие члены Клуба стали кавалерами различных наград, предназначенных именно для коллекционеров: Ю. Шпагин, М. Русанов, И. Хороший, В. Малозёмов, К. Иванченко и другие. Это является хорошим показателем деятельности Клуба. Несколько членов Клуба освоили коллекционирование по переписке. Надо сказать, что раньше к этому относились с большим недоверием. Кто-то где-то слышал, кто-то где-то прочитал, что при пересылке материала он теряется, что многих обманывают. Но попробовал один послать письмо с материалом, потом другой - и никаких нареканий. Ну, а дальше всё пошло уже проще. Третий год в Клубе выпускается альманах "Тагильский коллекционер", выпущено ни много, ни мало, а 32 номера. Пусть у альманаха маленький тираж, но кому надо, тот находит возможность его почитать. Альманах получил немало добрых отзывов из разных городов России. Были, конечно, и какие-то недочёты, я, как редактор, от этого не открещиваюсь. Но к добрым советам и дельным замечаниям мы всегда прислушивались. Впрочем, как и к критике недоброй, из которой старались извлечь что-то полезное для себя. А ещё Клубом выпущен ряд значков с тагильской тематикой, один из которых показан в самом начале. Работа эта не прекращается, задумок много. Одним словом, Клуб жил, Клуб жив и, надеемся, Клуб будет жить. Все предпосылки для этого имеются.

С Юбилеем вас, Коллекционеры из Нижнетагильского Клуба!

Ю. Согрин

 

НОВОСТИ НУМИЗМАТИКИ

    02.03.2012. 400-летие установления дипломатических отношений между Нидерландами и Турцией.

    1 марта 2012 года Банк Нидерландов выпустил в обращение две памятные монеты номиналом 5 и 10 евро, посвященные 400-летию установления дипломатических отношений между Нидерландами и Турцией.

Монета номиналом 5 евро отчеканена из серебра 925 пробы, масса 15,5 г., диаметр 33 мм. Тираж 250000 (UNC), 15000 (BU), 12500 (Proof)

Монета номиналом 10 евро отчеканена из золота 900 пробы,масса 6,72 г., диаметр 22,5 мм. Тираж 2000 (Proof)


На лицевой стороне монет изображен портрет королевы Беатрикс с распустившимся тюльпаном. Имеются надписи: слева - "BEATRIX KONINGIN", справа - "DER NIDERLANDEN".




    На оборотной стороне изображен турецкий флаг с бутоном тюльпана. Имеются надписи: слева - "2012 NIDERLAND, справа - "TURKIJE 400 JAAR". В нижней части указан номинал монеты.

    Звезда хоккея на монете.

    Если памятники при жизни выдающимся людям в России уже ставили, да и не раз, то монету в честь здравствующей знаменитости сделают впервые. Выбор пал на знаменитого хоккеиста Александра Мальцева. В Центробанке это объясняют сразу несколькими причинами. Во-первых, потому что он живая легенда. Во-вторых, отпраздновал недавно свой 60-летний юбилей. Ну и, в-третьих, он спортсмен, а серию монет в честь выдающихся спортсменов в главном банке России задумывали давно. Как бы там ни было, художники Гознака уже разработали макеты трех будущих монет (помимо Мальцева увековечат еще двоих звезд хоккея - Харламова и Боброва). По первоначальной задумке, все трое хоккеистов будут изображены в форме игроков и с клюшками. При этом выражение лица у них будет мужественным и смелым. Наверное, в подтверждение фразы “трус не играет в хоккей”. Но это что касается “решки”. А на обратной стороне в центре диска будет красоваться эмблема Банка России. Масса серебра в каждой составит 15,55 грамма.

    02.03.2012. Весенняя монета от Королевского монетного двора Канады.

     

    Королевский монетный двор Канады представил памятную серебряную монету “Март” серии “Коллекция драгоценных камней ко дню рождения”.

Монета имеет номинал 3 канадских доллара и отчеканена из серебра 999 пробы, масса 7,96 г., диаметр 27 мм. Качество чеканки "пруф". Тираж не ограничен.


На аверсе портрет Ее Величества Королевы Великобритании Елизаветы II работы Сюзанны Блант. Данный тип портрета появился на канадских монетах с 2003 года. Имеется также круговая надпись: "ELIZABETH II", "CANADA", "2012", " D • G • REGINA", "3 DOLLARS".



Реверс каждой из 12 монет этой серии инкрустирован кристаллом SWAROVSKI ELEMENTS®, который имитирует драгоценный камень, подходящий рождённым в каждом из 12 месяцев года. Например, как этот аквамарин на мартовской монете.

    2001 © Клуб Нумизмат

     

ФИЛАТЕЛИЯ

    КАК ОФОРМИТЬ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭКСПОНАТ

Экспонат должен как можно полнее соответствовать следующим рекомендациям.
1. Выставочные листы - белые или слегка тонированные, не отвлекающие внимания от демонстрируемых материалов.

    2. Техническая презентация (то есть монтаж и обрамление марок и документов) должна быть единообразной на протяжении всего экспоната и, конечно, аккуратной.

    3. Надписи заголовков и текст (рукописный, машинописный, компьютерный и т. д.), должны быть "читабельны" за счет использования разнообразных шрифтов и (или) разных размеров. Надписи различных цветов нежелательны, поскольку сбивают с толку, отвлекают внимание.

    4. Листы не надо перегружать , наоборот, делать "пустыми". Известный принцип среди тематиков - использование лишь одного предмета из целой серии однотемных материалов (марок, цельных вещей, гашении и т. д.), имеющих одинаковые рисунки, позволяет избежать перегрузки. Применение же различных материалов с идентичными рисунками должно ограничиваться требованием соблюдения симметрии, сбалансированности с текстом, особой тематической и (или) филателистической ценностью материалов и исследований.

    5. Этот принцип не применяется в отношении одинакового рисунка на различных материалах: марки и (или) иллюстрации, напечатанные на почтовых цельных вещах, и (или) специальные гашения и т. п., если они относятся к разным странам.

    6. Иногда один и тот же материал приходится использовать неоднократно (например, когда необходимо акцентировать внимание на содержании второстепенного рисунка). В таких случаях желательно избежать точного повторения использованных на предыдущих листах документов. Привлекать их по возможности в иных вариантах (то есть помещать вместо обычной марки ее разновидность, пробы, марку на конверте с относящимся к теме штемпелем и т. п.).

    7. При упоминании достаточно распространенных материалов и во избежание перегрузки листов документами можно демонстрировать лишь их наиболее важные для экспоната части. Для этого надо сделать специ-альные прорези - "окна". Такой прием позволяет не портить почтовые документы. Заметим, большеформатные материалы могут зачастую отрицательно повлиять на эстетический баланс, поэтому их следует использовать лишь в тех случаях, когда они представляют особую тематическую и (или) филателистическую ценность.

    8. Перекрытия одного почтового материала другим удается избежать не всегда. Это допустимо в отношении обычной, коммерческой, служебной или официальной корреспонденции, а посему не столь отрицательно влияет на раскрытие целого ряда тем (определенных организаций, мероприятий, специфических исторических моментов). В то же время для художественных и эстетических тем этого лучше избегать.

    9. Выбор между чистыми и гашеными марками остается за экспонентом. Рекомендуется, чтобы весь экспонат состоял либо из одних, либо из других. Если это неприемлемо по чисто филателистическим соображениям (например, марка в ином состоянии, чем нужно для коллекции, но является более редкой), то следует постараться избежать их смешения на одном листе. Вместе с тем использование прошедших почту документов не означает, что на этом листе должны находиться только погашенные марки.

    10. Почтовые цельные вещи могут использоваться не только в чистом виде. Важно, чтобы они не были разрезаны. Вместе с тем показ лишь части почтовой цельной вещи в "окнах" должен быть строго ограничен теми случаями, когда необходимо, например, продемонстрировать лишь штемпель, находящийся на данной цельной вещи. Демонстрация в "окнах" только относящейся к теме марки или иллюстрации на этой вещи недопустима.

    11. Не следует использовать привлекаемые для показа развития темы на конвертах марки, если они погашены не имеющими отношения к теме штемпелями, за исключением тех случаев, когда сам документ имеет филателистическую ценность. Лишь при наличии неоспоримых филателистических резонов одна и та же марка может быть показана и отдельно, и на конверте или карточке. В принципе вполне достаточно чего-то одного. Конверты или карточки с большим количеством марок (серий), из которых лишь одна или две относятся к теме, использовать нежелательно.

    12. Если к той или иной тематической детали относится лишь небольшое количество материалов (например, одна или две вещи), это не означает, что для них должен отводиться целый лист. Если формат имеющейся в наличии пары вещей не позволяет достаточно заполнить лист, желательно для достижения баланса здесь же разместить материалы, относящиеся к другой тематической детали, отделив их соответствующим подзаголовком.

    13. ПОДЗАГОЛОВКИ на листах должны совпадать с разделами, содержащимися в плане, и соответствовать помещаемым материалам. Можно употребить более детализированные подзаголовки, углубляющие разделы плана, если это облегчит понимание причин использования данных материалов.

    14. Повторение названия экспоната или подзаголовков на всем его протяжении является лишь ненужным расходованием площади. На листах должны помещаться лишь подзаголовки, способствующие лучшему пониманию экспоната.

    15. В помещении библиографической информации необходимости нет. Вместе с тем допустимо наличие ссылки на ИСТОЧНИК, если экспонент сделал самостоятельное тематическое или филателистическое открытие.

    16. Если на листе с планом экспоната разделы снабжены нумерацией, то ее надо повторить на всех листах.

    17. ТЕКСТ должен быть максимально сжатым. Любую ненужную информацию (например, излишние прилагательные) следует исключить, памятуя, что текст является лишь комментарием к материалам.

    18. Тематические пояснения отдельных вещей или их групп должны быть ограничены небольшими блоками текстов. Для лучшего понимания специфических связей текст должен помещаться ближе к материалам, к которым относится.

    19. Фотографии или иные копии скрытых частей демонстрируемого почтового документа (например, напечатанный на цельной вещи знак почтовой оплаты или штемпель) должны быть пояснены. Желательно применять их лишь в тех случаях, когда иным путем невозможно более четко довести важную филателистическую или тематическую информацию. Фотографии или иные копии не могут превышать 70% размера оригинала.

    20. Простые и наглядные карты, диаграммы используйте лишь в исключительных случаях (например, как дополнение к тексту, которое облегчит понимание развития темы и позволит сократить сам текст).

    21. Рекомендация экспонентам, часто принимающим участие в международных выставках: желательно, чтобы ваш экспонат был выполнен на одном из наиболее употребляемых языков ФИП.


Перевод Качинского А. (Филателия 3.1999)

Фотография из Интернета

НОВОСТИ ФИЛАТЕЛИИ

    Почтовые марки "Современное искусство России".

    12 сентября 2011 года вышли в свет шесть почтовых марок, на которых представлены работы мастеров современного искусства. На почтовых марках изображены:

    Форма выпуска: листы с оформленными полями (3х2) из 6 марок.
Дизайн: А. Грибкова.
Номинал: 14 р.
Размер марок: 37х50 мм и 50х50 мм.
Тираж: 270 тыс. экз. каждой марки (45 тыс. экз. листов).

    Почтовый блок "Всемирное культурное наследие России. Старый город и крепостные сооружения Дербента".

    13 сентября 2011 года вышел в свет почтовый блок с одной маркой, посвящённый городу-музею Дербенту, на территории которого сосредоточено

    более 250 памятников истории и культуры.

    На почтовом блоке изображена крепость Нарын-кала.

    Дизайн: О. Шушлебина.
Номинал: 50 р.
Размер блока: 70х100 мм, размер марки: 30х42 мм.
Тираж: 90 тыс. экз. блоков.

    Почтовые марки "Культура народов России. Народные костюмы (головные уборы) Русского Севера"

    15 сентября 2011 года вышли в свет четыре почтовые марки, посвящённые народным головным уборам северных российских губерний.

    На почтовых марках изображены девушка в повязке, мужчина в зимней шапке, женщина в наколке, женщина в повое. Форма выпуска: листы с оформленными полями (4х3) из 11 марок и купона, малый лист.
Дизайн: Х. Бетрединова.
Номинал: 12 р.
Размер марок: 37х50 мм.
Тираж: 319 тыс. экз. каждой марки (29 тыс. листов).

    ©2005 УФПС Рязанской области

ФИЛОКАРТИЯ

    Продолжим показ открыток из наборов, посвящённых Нижнему Тагилу. Сегодня вашему вниманию предлагаются изображения железнодорожного вокзала, сделанные в разное время.

    Вокзалы - "ворота" городов, их визитные карточки. Вокзал Нижнего Тагила является вторым в Свердловской области по пассажиропотоку. Безусловно, он является украшением города. В здании вокзала имеется буфет, залы ожидания, гостиница. Вокзал оборудован системой видеонаблюдения. В 1978 г. на фасаде здания установлена мемориальная доска в честь 100-летия Свердловской железной дороги. Недалеко от вокзала на вечной стоянке стоит паровоз серии "Л".
Нижний Тагил долгое время оставался без стальной магистрали. Лишь в 1873 году начались работы по возведению железнодорожной линии Пермь - Екатеринбург, проходящей через Нижний Тагил. Первое здание вокзала, деревянное, с богатой резьбой, было построено в 1876 году.

Здание железнодорожного вокзала. Фото 1890 - 1900 годов

    А вот впечатления американского журналиста Джорджа Кеннана от посещения вокзала в Нижнем Тагиле в 1885 году: “Вокзал Нижнего Тагила расположен на склоне азиатских гор… он мог бы сделать честь самой хорошей железной дороге в Соединённых Штатах. Внушительное, по меньшей мере, сто шагов в длину здание вокзала… стоит посередине больших искусно устроенных парков и садов, разрывая бархат травы и цветущих лугов… Воздух был наполнен ароматом диких роз и звучанием струй фонтанов. Обеденный зал на вокзале имел натёртый воском дубовый паркет из симметричных элементов, широкие панели из тёмного дерева, тиснёные обои и гипсовые барельефы на стенах. В середине зала стоял длинный стол, на котором располагался со вкусом подобранный фарфор, белоснежные салфетки, высокие стеклянные вазы… и хрустальные подсвечники; кроме этого, живые цветы в красивых горшках, флаконы с крашенной водой и аквариум с рыбами… В одном конце зала находились дорогие часы, а в другом - огромная покрытая бронзой печь для отопления помещения зимой. Все официанты были во фраках, с глубоко вырезанными жилетами, чистых белых рубашках… Я могу говорить без преувеличения, что это был один из самых чистых, со вкусом устроенных и привлекательных обеденных залов, который я встречал в какой-либо части мира; не менее хорошее впечатление оставил у меня хорошо сервированный обед с четырьмя переменами блюд. В голове совсем не укладывалось, что я нахожусь в забытой Богом дыре, Нижнем Тагиле, населённым одними горными рабочими, там, где склон Уральских гор спускается в сторону Азии”.

    Современное здание вокзала было возведено по типовому проекту и торжественно открыто в феврале 1966 года. Сегодня Привокзальная площадь, примыкающей к ней площадью автовокзала, образуют важнейший магистральный узел, от которого начинаются большинство транспортных маршрутов города.

Открытка из набора 1967 года.

Открытка из набора 1973 года.

Открытка из набора 1999 года.

Открытка из набора 2003 года

Открытка из набора 2009 года.

Материал подготовил Ю. Согрин.

ОБ ЭТОМ КОГДА-ТО ПИСАЛИ…

ЗНАЧКИ ТАГИЛЬСКИХ УМЕЛЬЦЕВ

    Когда город праздновал 250-летие, в продаже появился ряд юбилейных нагрудных значков. Их изготовил коллектив Нижнетагильского учебно-производственного предприятия Всероссийского общества глухонемых. Маленькие сувениры нашли большой спрос как у жителей Нижнего Тагила, так и у его гостей. Сейчас заказов на значки у коллектива не уменьшилось.

    Так, Нижнетагильский военизированный спасательный отряд 8 февраля (1973 года) отмечает своё 25-летие. В ознаменование этого события ветеранам и лучшим людям будут вручаться значки производства тагильских умельцев.

    С просьбой к предприятию выпустить два варианта значков в количестве 20 тысяч штук обратилось и Свердловское зональное управление "Спортлото".

А. Блохин. Тагильский рабочий. 30 января 1973 года

 

ТУРИСТАМ - ПАМЯТНЫЙ ЗНАЧОК

    В окрестностях Нижнего Тагила прошёл слёт туристов-металлургов, посвящённый 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Слёт был организован профкомом металлургического комбината и туристским клубом "Кедр". В нём приняли участие любители дальних походов из города Череповца (турклуб "Шексна"), Свердловска ("Факел"), команда города Краснотурьинска и другие спортсмены, представляющие 16 туристских коллективов, которые были разбиты на две группы. В результате двухдневной борьбы по первой группе победителями стали туристы Уралвагонзавода. На втором месте - высокогорцы. В другой подгруппе первенствовали свердловчане, представляющие профессионально-техническое училище № 25. Чемпионы награждены почётными кубками и специально изготовленными к слету памятными значками.

М. Валеев. Тагильский рабочий. 4 апреля 1970 года.

 

В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ ТУРИЗМА

ТУРИСТСКИЕ ЗНАЧКИ КИЕВА РАССКАЗЫВАЮТ

    Туристский значок. Маленький кусочек металла с изображением символов туризма - палатка, рюкзак, стрелка компаса, ледоруб, весло… Но как много он говорит сердцу туриста: ведь это не просто сувенир - это пройденные маршруты, реки, горы, перевалы, слеты, песни, встречи, друзья. И, конечно же, он отражает историю развития туризма. Уже само возникновение туристского движения еще в царской России было ознаменовано выпуском значка. Это созданное в 1895 году Русское общество туризма (РОТ) и изысканные членские знаки (даже золотые). Ну, а современная история собственно киевских туристских значков начинается только с 1961 года, когда был выпущен один из первых известных (если не первый) значков, приуроченный ко второму слету туристов Киевщины. Отсутствие до начала 60-х годов туристских значков объясняется достаточно просто. Ведь необходимость их выпуска, так сказать, назрела давно. Киев был крупным туристским центром и туризм культивировался во многих ДСО, коллективах физкультуры, в городе было большое количество туристских секций, проводились соревнования и слеты. И, естественно, уже был спрос на значки туристской тематики, значки, посвященные туристским мероприятиям. Потребность в туристских значках измеряется от нескольких десятков до сотен - в зависимости от масштабов мероприятия. При существовавшей до того времени промышленной технологии производства значков методом штамповки изготавливать в таком количестве очень невыгодно - они получаются слишком дорогими. Но с внедрением дешевых и простых технологий значков способом фотохимпечати и травлением появилась возможность заказывать малые партии и изготовлять их полукустарным и даже кустарным способом. Вот тогда-то и появился этот первый киевский туристский значок [1] - внешне непритязательный, изготовленный простейшим способом фотохимпечати на алюминиевой жести в виде двустороннего круглого жетона. Но он нес большую смысловую нагрузку: на лицевой стороне были изображены держащиеся за руки турист и туристка, а на обратной - сидящая на ветке сова и клич киевских туристов - “Эва!”. И, кстати, где бы вы ни услышали этот клич, можете быть уверены: рядом - так называемые самодеятельные туристы из Киева. Забегая вперед, скажу, что более двадцати лет спустя на значке, посвященном встрече ветеранов киевского туризма [2], снова был воспроизведен этот сюжет с совой и “Эва!” - символами секции “ископаемых”. Этот значок второго слета положил начало почти ежегодному выпуску значков к большинству проводимых до 1981 года слетов. Продолжая тему значков, посвященных туристским слетам Киевщины, нужно отметить, что их сюжеты отличались большим разнообразием.

    Тут и знак КП на березе (IV слет, 1962 г., Вита Почтовая) [3], нитка маршрута (VI слет, 1966 г., Тетерев) [4], силуэт туриста с рюкзаком (VII слет, 1967 г., Белая Церковь), человечек, выжимающий, как штангу, стрелку компаса (IX слет, 1969 г., хутор Жуков) [5], а к 40-летию освобождения Киева - монумент освободителям Киева и символы туризма (XIII слет, 1974 г., Боярка) [6]. Не обошлось и без курьезов: в 1977 году на XVI слете значков не было (вероятно, не успели изготовить), зато в следующем году - на XVII слете - появились значки с номером слета XVI. Очевидно, чтоб добро не пропадало, решили использовать опоздавший к прошлому слету тираж (а может, в подготовленных клише просто забыли исправить номер). Кроме упомянутых, выпускались значки и к другим слетам. Известны такие: III слета (1963 г., Пивни, 136-й квартал), X слета (1971 г., там же), XI слета (1972 г., Малютинка), XVIII, XX, XXII слета (соответственно 1979, 1981, 1983 г.). Интересно, что некоторым городским слетам посвящали свои значки и турсекции. Памятные значки для участников слетов выпускались относительно большими тиражами - чтобы всем хватило. А кроме них, часто выпускались - но уже в ограниченном количестве - специальные значки для судей и для награждения призеров. К сожалению, после 1981 года выпуск значков, посвященных слетам туристов Киева, прекратился, а вскоре перестали проводиться и сами слеты. Хотя последние с 1998 года и возобновились - так сказать, получили второе рождение, - но этот “ренессанс” значков не коснулся. Но, конечно, не только слетам туристов посвящался выпуск значков. появились значки туристских секций и клубов, значки, посвященные соревнованиям и походам, другим мероприятиям. Тон задавал созданный в 1963 году Киевский городской клуб туристов, и с этим отчасти связан некоторый бум в сфере выпуска туристских значков, особенно учитывая то, что в эти годы инструкторами клуба были одни из крупнейших в СССР фалеристов (коллекционеров значков) туристской тематики - Борис Лещинер и ныне покойный Валентин Свитанько. В 1978 г., когда отмечалось 15-летие Киевского городского клуба туристов, впервые появился значок собственно клуба с изображением его символики (логотипа) - туристской палатки над розеткой листьев каштана [7], а также аналогичный юбилейный с датами “1963-1978”. Кроме того, выпущены большой [8] и малый специальные юбилейные значки. Следует сказать, что уменьшенное изображение упомянутого логотипа впоследствии помещалось на некоторых туристских значках для обозначения их киевской принадлежности. Следующий - 20-летний - юбилей отмечен значками XXII слета туристов [9] и упоминавшегося слета ветеранов [2]. Многие годы действовавшая при клубе школа туризма также нашла свое отражение в значках. Это значки выпускников школы, изготовленные заводом “Арсенал” в виде линз различных расцветок, а также выпущенные в 1977 году новые значки школы туризма, и юбилейный (15 лет) [10]. Интересные, оригинальные значки были выпущены Киевским городским клубом туристов к Всеукраинскому слету туристов в Яремче в 1978 году в виде полированных каменных пластинок из яшмы, родонита, роговика и др. с выгравированным логотипом клуба. Выпускали свои значки и некоторые из действовавших при городском клубе секций по видам туризма. Так, секция водного туризма имела значок с изображением забавного человечка, барахтающегося в воде [11]; выпуском значков отмечались многие соревнования по технике водного туризма, в том числе традиционные “Вешние воды” на Днепре [12], соревнования на Роси [13] и Тетереве, 15-летний юбилей секции водников в 1979 году [14]. Неплохо представлен спелеотуризм: это и значки секции [15], спелеослетов [16], спелеоклубов “Миотис” и “Неоген”, лаборатории КИЛСИ, спелеоэкспедиций на Памир (плато Кырк-Тау) и значки, посвященные штурму открытой киевскими спелеологами на то время самой глубокой в СССР пещеры “Киевская”, с достижением рекордной глубины 720 м, а затем в 1976 году - и 1080 м [17]. Помимо слетов туристов Киевщины, не менее популярной темой были традиционные соревнования по технике горно-пешеходного туризма - эстафета “Осенний лист”, ежегодно и до сих пор проводящаяся на бывшей крепостной стене у “Зеленого театра”. С 1964 года было выпущено около 50 разных видов значков, посвященных ей - обычно по несколько видов к каждым соревнованиям (для участников, судей, победителей). Преобладающими элементами их рисунка, конечно, были золотой кленовый или каштановый лист и символы горного туризма - карабин, веревка, ледоруб [18-20].

Леви Б. И.

Продолжение следует…

 

Х Х Х

    Разнообразны ордена,

    Нашивки и медали,

    Им всем особая цена -

    Петличка ли, звезда ли.

    В значке заслугу видит свет

    От века и до века,

    Лишь одного диплома нет:

    На званье человека…

    Л. Пальмин

НАГРАДЫ РОССИИ

Медаль "Золотая Звезда". Фото: © РИА Новости.

Звание Героя Российской Федерации, медаль "Золотая Звезда"

    Звание Героя Российской Федерации присваивается за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига.

    Звание Героя Российской Федерации присваивается Президентом Российской Федерации.

    Герою Российской Федерации вручаются: знак особого отличия- медаль "Золотая Звезда"; грамота о присвоении звания Героя Российской Федерации.

    Герои Российской Федерации пользуются льготами, установленными законодательством.

    Медаль "Золотая Звезда" носится на левой стороне груди над орденами и медалями.

    Медаль "Золотая Звезда" представляет собой пятиконечную звезду с гладкими двугранными лучами на лицевой стороне. Длина луча- 15 мм. Оборотная сторона медали имеет гладкую поверхность и ограничена по контуру выступающим тонким ободком. На оборотной стороне в центре медали расположена надпись выпуклыми буквами: "Герой России". размер букв 4х2 мм. В верхнем луче- номер медали, высотой в 1 мм.

    Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с металлической позолоченной колодочкой, представляющей собой прямоугольную пластинку высотой 15 мм и шириной 19,5 мм, с рамками в верхней и нижней частях. Вдоль основания колодочки идут прорези, внутренняя ее часть обтянута муаровой трехцветной лентой в соответствии с расцветкой Государственного флага Российской Федерации. Колодочка имеет на оборотной стороне нарезной штифт с гайкой для прикрепления медали к одежде.

    Медаль золотая, весом 21,5 грамма.

     

МЕМОРИФИЛИЯ

На этой страничке представляем вашему вниманию пригласительный билет Уральского вагоностроительного завода. Совсем недавно этот промышленный гигант отмечал своё 75-летия. Вместе с ним эту дату отмечали и подразделения завода. И вот один из пригласительных билетов:

Материал подготовил Ю. Согрин

 

БРАНД - КАЛЕНДАРИСТИКА

С этого номера мы начинаем показывать новую тему, которая охватывает сразу несколько направлений: брандистика, календаристика и в какой-то мере филумения. Почему? Понятно из названия: "Спички на календариках".

1970 год                                      1979 год

1967 год                                      1966 год

1979 год                                      1984 год

Материал взят из коллекции Ю. Согрина

Продолжение следует…

 

КЛЕЙМО НА ЗНАЧКЕ

Многие коллекционеры значков (фалеристы) при сборе значков часто сталкиваются с непонятными знаками на обратной стороне значков. Сегодня мы внесём некоторую ясность в эту проблему, напечатав материал из журнала "Уральский следопыт" № 7 за 1985 год.

 

КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ УЛЫБАЮТСЯ

    Букинист приходит к своему другу проверить, нет ли у него чего-нибудь, что могло бы подойти для коллекции.

    - Вот, недавно выкинул довольно старую Библию, - говорит друг, - она у меня валялась чёрт знает с какого года.

    - А кто издатель, ты не смотрел?

    - Какой-то Гут… Гутен…

    - Гутенберг?!

    - Да, точно, Гутенберг!

    - Что же ты наделал! Это же первая печатная книга, за неё тебе бы миллионы долларов дали!

    - Ну, не знаю… Мою бы и за ломаный грош никто не купил. Она была вся исчёркана пометками, а какой-то идиот исписал все поля своими примечаниями, да ещё и подписался: "Мартин Лютер".

     

БИРОФИЛИЯ

    Вот и подошёл к финишу наш длительный марафон, во время которого был показан каталог пивных этикеток Константина Иванченко. Разумеется, за это время в каталоге наверняка появились новые экспонаты, но мы показали то, что имели. Для получения информации о тагильском пиве на наш взгляд это уже очень хорошо. Тем более что мы не ставили перед собой цель охватить 100% тагильских этикеток, это практически невозможно. Если вы заметили, нет ни одной этикетки-горловки. А ведь они когда-то были. Возможно со временем появится что-то новое и мы вам это обязательно покажем. А пока заключительный показ тагильских пивных этикеток название которых начинается на букву "Ю".

 

Первая мгновенная лотерея СССР

    Мгновенная лотерея - это лотерея, в которой результат розыгрыша определяется путем проверки лотерейного билета сразу после его приобретения. Единственным представителем мгновенных лотерей в СССР были книжная лотерея и лотерея спринт, где надо было надорвать конвертик и вынуть из него билетик. Новая технология (которая давно уже использовалась за рубежом) заключалась в том, что нужно было стереть скречь-панель ногтем или монеткой и под ней найти результат игры. 12 сентября 1991 года сначала в Москве и в Сочи, а затем уже по всей стране, стали распространяться билеты первой советской лотереи Советского Детского фонда с мгновенным обнаружением результата по новой технологии. На билетах была изображена девочка с голубем. Стоил такой билет, не дешево по тем деньгам - 5 рублей. Всего было три выпуска, по разновидностям билетов: 1.. Девочка с голубем и над ней три сердечка. Размеры выигрыша 5, 15, 100, 500, 5000, 10000 и 25000 рублей. 2.. Девочка с голубем, но над ней уже два сердечка. Размеры выигрыша аналогичны первому выпуску. 3.. Девочка с голубем и без сердечек на ней. Размеры выигрыша 5, 15, 25, 250, 1000, 5000, 50000 рублей. Позднее, когда Советский Союз развалился, правопреемником Советского Детского фонда, стал Российский Детский фонд, который выпустил еще один билет с тем же дизайном, но номиналом 15 рублей. Все билеты были изготовлены во Франции миллионными тиражами. Каждый четвертый билет был выигрышным. Причем на месте оплачивались выигрыши до 100 рублей (в первых выпусках) и до 250 рублей (в последнем выпуске). Остальные выигрыши, оплачивались после проведения экспертизы билета, в отделениях Сберегательного банка СССР. Вся прибыль от лотереи должна была пойти на реализацию социальных и экономических программ Детского фонда. Не известно дошли эти деньги до детей или нет, однако доподлинно известно, что прибыль от проведения этой лотереи оказалась настолько баснословной, что страну захлестнул бурный поток лотерей с мгновенным определением результата.

Сыромятников Олег (г. С-Петербург)

По материалам журнала "Петербургский коллекционер"

 

ПРИКОЛЬНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ

    Нередко страстные коллекционеры это люди, у которых все- таки немножко поехала крыша. Что только не собирают коллекционеры: монеты, ордена, почтовые марки, холодное оружие, и даже пуговицы от штанов. Но какие же коллекции самые странные и нелепые из всех? Рассказ как раз про них - белых ворон даже среди собирателей.

    Коллекция "пупочной" шерсти Замечали, как свалявшаяся шерсть от свитера забивается в пупок? Многие находят это крайне неэстетичным и стесняются. А вот Грехэм Баркер отбросил стеснение и стал известен благодаря своей уникальной коллекции "пупочной" шерсти: с 1984 года этот чудак выковыривает из собственного пупка очередной комок свалявшейся шерсти и методично складывает в стеклянные банки с этикетками. По словам коллекционера, как раз в 1984 году его заинтересовало, сколько такой свалявшейся шерсти застревает в пупке человека за всю жизнь и хватит ли ее, чтобы, к примеру, набить матрац или кушетку? Единственным способом ответить на этот вопрос стала коллекция, самая большая, согласно Книге рекордов Гиннеса.

    Коллекция дизайнов гигиенических пакетов В самолетах, где пассажирам довольно часто становится не по себе, принято размещать гигиенические пакеты, чтобы людям с особо чувствительным вестибулярным аппаратом не пришлось испытывать неловкость в случае, если до мест общего пользования добраться они будут просто не в состоянии. Однако чувство юмора авиаперевозчиков (или нанятых ими дизайнеров) вдохновило последних на создание всевозможных (и порой презабавных) вариантов оформления тех самых "пакетиков". Виртуальный музей гигиенических пакетов вмещает более 2 тыс. фотографий-экспонатов.

Planet Portal © 2011

 

УЛЫБНИТЕСЬ

Из жизни марок

Собрав оставшиеся силы,

Прослыть рискуя бессердечной,

Его как марку погасила

Из сердца выбросив навечно.

А вот любовный треугольник.

Мы здесь увидели невольно,

Что даму ценность привлекает.

(У марок тоже так бывает).

Две марки - будто бы двойняшки,

Да только разные рубашки.

(Филателия - коллекционирование марок)

    Карикатуры из старых журналов. Текст Ю. Согрина.

 

ПИШУТ О КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИИ

    В книге московского коллекционера Дмитрия Шилкина представлен краткий очерк по истории трактирного дела в России.

    Читатель узнает что такое корчма или трактир, правила их содержания.

    Широко показаны различные жетоны ресторанов, трактиров и кабаков.

    Рассказано о питейных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга.

    Немало места отведено рассказу о коллекционировании трактирных жетонов, их фальшивках.

    Книга богата чёрно-белым иллюстративным материалом. 80 cтраниц.

    Отпечатана книга в Москве.

    Заказать книгу можно по адресу: 109542

    Москва, а/я 17

    Шилкину Дмитрию Викторовичу.

    Каталог спичечных картонных коробок (каркоров) составлен Валерием Левинским на основе собственной коллекции по состоянию на 1 февраля 2009 года. Каталог состоит из 5 разделов, в которых все каркоры пронумерованы отдельно.

    Книга имеет большое количество чёрно-белых иллюстраций. 48 страниц.

    В создании каталога принимал участие А. Траников.

    Выпущен каталог Санкт-Петербургским клубом филуменистов "Невский факел".

    С вопросами о каталоге обращаться по адресу: 197022 г. Санкт-Петербург, а/я 92

     

     

     

     

Мемориальная доска П.П. Бажова и Д.Н. Мамина-Сибиряка в г. Перми

    Мемориальная доска находится на здании бизнес-центра "Бажов", ул. Орджоникидзе, 12 (бывшее здание Пермской духовной семинарии). В 1899 году П.П. Бажов закончил Пермскую духовную семинарию, но Урал не покинул. Уральский фольклор дал начало множеству его замечательных произведений. У Д.Н. Мамина-Сибиряка, проучившегося в Перми 4 года, остались не самые приятные воспоминания о губернской столице. Пермь стала прототипом для города чиновников Мохова в романе "Именинник".

Памятник Д.Н. Мамину-Сибиряку в г. Перми

Памятник Д.Н. Мамину-Сибиряку на Соборной площади г. Перми.

Главная страница