История – в фотографии, фотография – в истории

    “Тагильский рабочий” стал массовой газетой с 1926 года, тираж ее быстро рос и к концу 1927 года достиг 10 тысяч экземпляров.

    В первые годы довольно часто менялись редакторы (Б. Леви, С. Янтаров, В. Бузунов, В. Орлов...). Фотоснимки о жизни города в том виде, как сейчас, в газете не публиковались, так как не было возможности получать клише на сетке. Изредка использовались клише, присылаемые из Свердловска или Москвы, на общесоюзные или международные темы. Качество большинст-ва публикуемых снимков было очень плохое, часто совершенно невозможно было понять, что на них изображено.

Фотографы    В январе 1927 года в редакцию был принят художником Д. Фехнер. В его задачу входило изготовление клише по перерисованным фотоснимкам, собственным рисункам или перерисовкам из других газет. Работы было много (так, в феврале 27 года Д. Фехнер сделал 66 штриховых клише), приходилось работать вечерами и в выходные дни.

    Интересно, что в газете не указывались фамилии ни художника, ни фотографа. Перерисовка снимка, улучшая качество иллюстрации на газетном листе, вместе с тем позволяла исправить композицию, убрать нежелательные детали, а порой совершенно лишить фотоснимок главного его достоинства - документальности. Последнее очень важно, учитывая обстановку тотального засекречивания, которое тогда уже начиналось. Еще в 1924 году вышло Постановление правительства СССР о запрещении без специального разрешения ОГПУ фотосъемок всех военных объектов, а также сооружений, имеющих стратегическое значение (мостов, заводов и т.п.). В 1925 году это постановление было дополнено запрещением без специального разрешения фотографировать “события внутренней жизни - массовые демонстрации, манифестации и иные события политического характера”.

    Понятно, что означало это постановление для Тагила, где не было, пожалуй, ни одного объекта, не имеющего стратегического значения. Правило это действовало долго, и в конце концов приняло несколько абсурдный характер. Так, в 60-70-х годах никто не запрещал фотографировать Тагил с Лисьей горы, но демонстрировать такую фотографию цензура не разрешала - “на снимок могли попасть военные объекты или имеющий стратегическое значение профиль города”.

    Первое клише на сетке снимка на местную тему (“Группа ударников Салдинского завода”), но также без указания автора, использовано в мае 1930 года. С 1931 года клишированные на сетке снимки все чаще печатаются в газете. Это преимущественно портреты или коллажи. Обычно в газете публиковалось не больше 2-4 снимков, а в праздничном номере от 7 ноября 1931 года, вышедшем на 8 полосах, опубликовано аж 75 (!) снимков. Впервые автор снимка указан в мае 1933 года: “Снимок перерисован с фото Носкова”.

Рисованные “фото“    Иногда фоторепортер выступал, по существу, в роли провокатора, вольного или невольного. К примеру, получал он задание сфотографировать того или иного человека, и тот добросовестно позировал, не подозревая о подвохе. А в газете портрет появлялся с подписью “злостный прогульщик”, “лентяй” и т.п. Так, на одной странице номера “ТР” от 18 апреля 1933 года были напечатаны портреты сестер-колхозниц Зайцевых. Под одним подпись: “Дарья, первая ударница”, под другим - “Ольга, лодырь”. И такое практиковалось нередко. Конечно, под такими снимками фамилия автора не указывалась - это как маска у нынешнего омоновца, молотящего палкой по спинам митингующих или торговцев.

    С середины 30-х фоторепортером в “Тагильском рабочем” становится Федор Сидорук. Родом с Западной Украины, он, вероятно, полюбил природу Урала, очень неплохо делал пейзажные снимки, интересен его репортаж о пуске первого трамвая. В октябре 1937 года Сидорук был арестован. Формальное обвинение - “антисоветская агитация и пропаганда, участие в контрреволюционной организации, ставящей целью свержение советской власти”. Николай Михайлович Бурашников, пришедший в редакцию после Сидорука, рассказывал мне, что он был похож на китайца, и его арестовали как японского шпиона. Возможно, действительной причиной ареста фотокорреспондента явилось его знакомство с Ш. Окуджавой, арестованным весной 1937 года. К моменту ареста Федору Ивановичу исполнилось 25 лет. А вскоре взяли и жену Сидорука Анну Алексеевну, секретаря-машинистку редакции. Оба погибли. Реабилитированы в декабре 1989 года.

    О Николае Михайловиче Бурашникове следует рассказать подробнее. Он родился в Нижнем Тагиле в семье рабочего металлургического завода. В начале 30-х годов Николай закончил Свердловское педагогическое училище, работал учителем черчения и рисования в деревне Конево, в Невьянске, Шадринске. После ареста Сидорука, с 1938 года, начал работать фоторепортером в “Тагильском рабочем”. В июне 1941 был призван в армию, на фронте служил в авиации фотолаборантом, а также в Войске Польском. Дошел до Берлина, сфотографировался у рейхстага. Демобилизован в конце 1945 года, вернулся в “Тагильский рабочий”, где трудился до 1960 года, затем - фотографом на НТМК.

Угол ул. Ленина и Пархоменко, 1949 г.

Угол ул. Ленина и Пархоменко, 1949 г.

    Я был знаком с ним. Он неплохо рисовал, был большим любителем охоты и рыбалки, имел очень интересный фотоархив, который, к сожалению, ушел из Тагила - его приобрел Свердловский краеведческий музей. Интересно было слушать рассказы Бурашникова о предвоенном Тагиле, о фотографах. Пока он воевал, фоторепортерами в газете были в разное время В. Шагодин, Н. Мезенцев, П. Королев, С. Постников. Впрочем, репортажных снимков в военные годы публиковалось мало - подавляющее место занимали портреты передовиков. Умер Николай Михайлович в мае 1986 года.

    Н.М. Бурашников был, пожалуй, последним из представителей явно постановочной фотографии в газете. В конце 50-х годов в “Тагильском рабочем” началась новая эпоха - эпоха бурного сотрудничества с фотолюбителями, при редакции была организована секция. Помню чуть ли не еженедельные собрания, на которые приходили десятки людей. Душой этих собраний были два человека: пришедший на смену Н.М. Бурашникову фоторепортер - не по образованию, а по призванию - Юрий Андреевич Хренов (1926-1974) и художник редакции Алексей Николаевич Кирпиков (1921-1994).

    Постановочный “репортаж” быстро исчезает с газетных страниц, именно в эти годы газета стала организатором регулярных городских фотовыставок. При этом все расходы, вплоть до премий авторам лучших снимков, редакция брала на себя. Для тагильских фотолюбителей - и тех, кто снимал, и тех, кто просто любил фотографию, - это было, пожалуй, лучшее время объединения, споров, учебы мастерству. Помню, как на одно из наших собраний пришла зам. председателя исполкома горсовета А.Д. Лейзерова. Ей было интересно, хотя она сама и в руках никогда не держала фотоаппарат.

    Имена Юрия Антонова, Виталия Бориса, Николая Антонова, Виктора Буткевича, Василия Демидова, Николая Горбатовского, Анатолия Горькова, Виктора Завьялова, Афанасия Зольникова, Анатолия Калакуцкого, Александра Меркушева, Бориса Розовых, Юрия Смирнова, Владимира Ванке (всех долго перечислять) стали известны любителям фотографии именно с этих лет. И, конечно, Юрия Хренова, у которого учились все. И все мы помним Алексея Николаевича Кирпикова, человека очень мягкого, интеллигентного, который сидел, ссутулившись над столом, ретушировал наши снимки, доводя их до выставочного уровня, а над ухом у него бормотало на английском языке радио - детство и юность он провел в Китае и английский знал в совершенстве.

    Художественный и технический уровень работ, безусловно, повышался из года а год. Красноречиво говорит об этом тот факт, что последние выставки (1970 - к столетию со дня рождения Ленина, 1972 г. - к 250-летию Тагила, 1985 г. -к 40-летию Победы) экспонировались уже не в кинотеатрах, а в музее изоискусств. Тысячи тагильчан знакомились с работами тагильских фотолюбителей не в качестве десерта к кинофильму, а приходили смотреть специально. Тагильские авторы, члены фотосекции при газете, участвовали в областных, всесоюзных, международных выставках.

    Что касается последних лет - они у нас на глазах.

Иван КОВЕРДА.

   На снимках: Рисованные “фото” - так иллюстрировалась газета.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 04.04.1996.

Главная страница