Что читали в прошлом веке

Старница из "Журнала выдачи книг" за 1864 г.   В 1854 году "по воле господ хозяев" и согласно "Распоряжению" Главноуполномоченного Демидовых Андрея Николаевича Карамзина, в Тагиле была открыта первая публичная библиотека - "для бесплатного пользования ею всеми служащими и работающими на рудниках и заводах" округа.

   Цель "сего общеполезного заведения", как сказано в положении о заводской библиотеке",- "пробуждение любознательности в народе" и "ускорение образованности в крае". Для успешного выполнения такого высокого назначения предписано было постепенно собрать, здесь "все важнейшие и лучшие книги России".

   И действительно, по каталогам первоклассных столичных издателей и составляемым библиотекарем "спискам", отечественные и зарубежные новинки по всем отраслям знания высылались в Тагил из Петербурга через Главную демидовскую контору. На приобретение книг и журналов из кассы заводоуправления ежегодно выделялось 600 рублей серебром. Кроме того, по свидетельству очевидцев, на заводскую библиотеку постоянно "сыпались богатые жертвы господ Демидовых, т.е. все достойное замечания и особенно ценное присылалось не в счет годичной ассигновки..."

   Осенью 1854 года первый библиотекарь, Адольф Михайлович Янушкевич, замечательный ученый и писатель, один из участников Варшавского восстания 1831 года, отбывавший ссылку в Сибири и последние три года в Нижним Тагиле, писал родным в Польшу: "... А библиотека все больше входит в моду: 1107 книг прочитано в течение месяца. Вот вам картинка из местной жизни, какой вы, верно, не ожидали увидеть в Уральском углу". И еще- с гордостью - о том, что ежедневно к открытию "собирает много читателей".

   Кто же были эти читатели?

    В особом параграфе "Положения" записано: "брать из заводской библиотеки книги на дом... дозволяется следующим лицам:

    1. Приказчикам и вообще всем служащим Нижнетагильского и Выйского заводов.

    2. Приказчикам всех других заводов Нижне-Тагильского округа.

    3. Священнослужителям.

    4. Лицам, состоящим в государственной службе и постоянно проживающим в Нижнетагильске".

    В 1855 году штаб-лекарь Ильинский составит "Медико-топографическое описание Нижне-Тагильских заводов", из которого мы узнали, что "... здесь большой штат заводских служителей (500 человек), слушавших курс наук уездного училища..." (Выйского заводского) и что в Тагиле "находится множество охотников читать книги..."

    Известный уральский издатель П. Наумов, посетивший демидовское "горное гнездо" в 1861 году, пришел в такой восторг от тагильской библиотеки, что тут же опубликовал о ней статью в столичном журнале "Книжный вестник". Живо и подробно описав ее, он сообщает и цифры, которые, по его мнению, дают понятие "о степени умственного развития жителей Тагильска": за месяц "по 549 требованиям отпущено 1409 названий" книг.

    Библиотека располагалась в одном из флигелей заводоуправления (там, где теперь музей), в двух просторных и светлых комнатах, "украшенных цветами и бюстами".

    Посреди читального зала на столе лежало несколько томов с каталогами. А рядом - большого формата, переплетенный в картон, оклеенный зеленой бумагой "Журнал выдачи книг". В нем расписывался каждый читатель. В графе справа - роспись библиотекаря, отмечающего срок возврата книги и её состояние.

    В научном архиве музея-заповедника хранятся два таких "Журнала", за 1864 и 1877 годы. Много интересного можно узнать, листая их.

    Начнем с первого. Благодаря ему мы узнали, что в 1864 году библиотека имела более 300 читателей, которые с января до начала октября (такими сроками ограничен журнал) посетили ее 3057 раз.

    Признаюсь, раскрыв "Журнал" впервые, я растерялась: передо мной - двести страниц, сплошь исписанных коричневыми "орешковыми" чернилами, многообразие почерков - то вычурно-каллиграфических, то неуклюжих или просто неразборчивых - и обилие незнакомых, ни о чем не говорящих фамилий...

    И вдруг - знакомое имя! Да не просто знакомое, а очень славное, оставившее благодарную память у тагильчан навсегда: Дмитрий Петрович Шорин - родоначальник тагильского краеведения, перед мудростью и знаниями которого склонял голову сам Мамин-Сибиряк. Да тут и все семейство Шорина- братья, сыновья, дочь Ольга, всего девять человек.

    А вот представители династии заводоуправителей Беловых и сам глава ее - Дмитрий Васильевич. Часто бывал в библиотеке и всесильный помощник управляющего Яким Семенович Колногоров - отец Марии Якимовны Алексеевой, ставшей первой любовью Мамина-Сибиряка. Есть и роспись Николая Ивановича Алексеева, управителя Салдинских заводов. Для главного врача округа Петра Васильевича Рудановского - ученого, оставившего яркий след в истории медицины, брал журналы некий "посыльный".

    И.С. Боташев - тоже известное имя: это дед замечательного тагильского хирурга Сергея Александровича Боташева и прадед краеведа Николая Сергеевича Боташева, открывшего миру знаменитую "Тагильскую находку". Оставил свою роспись в журнале читателей и тагильский архитектор К. Луценко. А 23 июня отмечено такой записью: "Пол. для отца Нарк. Мамина Ф. Сочин": для священника Висимо-Шайтанского завода Наркиса Мамина получены "Семейная хроника" Аксакова и "Журнал для воспитания". Сыну же его, будущему прославленному писателю, было в то время одиннадцать лет

    Каждое известное имя в "Журнале" радует, как встреча с добрым знакомым. Но радует и любое женское имя, ведь в 1864 году заводскую библиотеку посещали только 22 "милые читательницы".

    Каждое незнакомое имя - это загадка. Разгадку же надо искать в архивах музея, в картотеках отдела фондов да в рукописном справочнике краеведа С.И. Ганьжи.

    Они раскрыли нам много имен, и оказалось, что в тот год библиотекой пользовался весь заводской "бомонд": кроме Беловых, Шориных, Рудановского, здесь бывали и сам управляющий округом Иван Иванович Вольстет, и главный лесничий, ученый-лесовод Константин Богданович Бекман, и его жена Юлия Федоровна, всеми уважаемая общественная деятельница, в прошлом - фрейлина Императорского Двора. Даже главноуправляющий всеми владениями Демидовых, С.М. Добровольский, очевидно, летом 1864 года навестивший тагильские заводы, обратился в библиотеку: 15 июня для г. Добровольского были получены "Рисунки памятника Николая Никитича Демидова на 7 листах", а 20 июня - "Сочинения Гоголя, т 4". Кстати сказать, "посланные", брали книги только для "почетных" лиц.

    Читателями были горные инженеры (в том числе обучавшиеся за границей Федор Шорин, Николай Рябов и другие), управители и надзиратели заводов, мастера, смотрители рудников, шахт, лесов, строители, кассиры, чертежники, лаборанты, учителя, священники, начальник полиции, почтмейстер, лекарские ученики и другие заводские специалисты, почти все - бывшие демидовские крепостные.

    Картотеки музея дали точные сведения о месте того или иного из них в заводской иерархии - о должности, социальном статусе, образовании. Но они ничего не сказали о личности человека: его взглядах, интересах, увлечениях. Зато об этом могут рассказать книги и журналы, которые он читал.

Читатели из высшего заводского начальства. II половина XIX века.

    Так что же читали тагильчане в 1864 году, посещая заводскую библиотеку?

    Откроем снова "Журнал выдачи книг" за 1864 год, где есть не только фамиолии читателей, но и названия книг. Художественные произведения 46 русских писателей были удостоены внимания.

    Судя по запросам, самым читаемым был тогда Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852). И это неудивительно: вся Россия, "все, что, знает грамоте" зачитывались Загоскиным.

    Он написал в 1829 году первый русский исторический роман "Юрий Милославский", вызвавший бурю всенародного восторга. А.С. Пушкин подарил сестре Ольге экземпляр романа со словами: "Да будет эта прелесть твоею настольною книгою". Феноменальный успех "Юрия Милославского" докатился и до уральской глубинки. Впрочем, тагильчане с не меньшим энтузиазмом относились и к поздним, более слабым романам этого автора: "Рославлев, или Русские в 1812 году", "Тоска по родине", "Брынский лес" и особенно "Искуситель" и "Аскольдова могила". Причем, по словам С.Т. Аксакова, "Аскольдову могилу" - о времени крещения Киевской Руси - люди "благочестивые" ценили выше всех других сочинений Загоскина. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь: высокообразованный специалист мелкий служащий или юная выпускница гимназии - не взял в библиотеке один из его романов.

    Чем же этот писатель так волновал умы и сердца тагильчан в середине 60-х годов, когда на литературной арене исторический роман в духе романтизма уже уступил место современной тематике и реализму? Очевидно, он привлекал не только "занимательно-увлекательным" сюжетом, колоритными картинами старинной русской жизни. Все сочинения Загоскина пронизаны любовью к Богу и престолу, добродетелью, патриотизмом - эти искренние и горячие чувства покоряли людей.

Юлия Федоровна Бекман. Портрет 80-х годов XIX века.    В библиотеке музея хранится экземпляр романа "Тоска по родине", "украшенный" следами внимательного чтения - пометами и даже автографами читателей ("К. Пастухов"). Здесь - та же нежная любовь автора к родимой стороне, насмешливой, а в иных местах и негодующее описание некоторых нравов и "свобод" западных стран, "где простой народ называет себя вольным, потому что имеет право ...бросать грязью в своих правителей".

    Второе место на пьедестале читательского внимания тагильчан занимали в 1864 году Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин. Впрочем, так же часто спрашивали и романы злейшего, идейного врага поэта - Ф. Булгарина. А на третьем месте - еще не переставшие волновать российских книголюбов сочинения здравствовавших литераторов: "Дворянское гнездо" И.С. Тургенева, "Губернские очерки" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Обыкновенная история" и "Фрегат "Паллада" И.А. Гончарова.

    Писателями демократического направления, в частности, Н.А. Некрасовым, Марко Вовчком, А.Ф. Писемским интересовались редко. Хотя сочинения В.Г Белинского в библиотеке девять раз спрашивали (И. Шушпанов, А. Шушпанов, З.А. Ерофеева и др.).

    Из зарубежной беллетристики только однажды в "Журнале" встретилась "Мисс Анна" Ф. Купера и несколько раз - "Монфермельская молочница Поля де Кока, многочисленные романы которого "жадно читались" в Европе, вызывая "смех и умиление у нетребовательных читателей".

    Но все посетители: заводской библиотеки очень любили журнал под названием "Собрание иностранных романов, повестей и рассказов в переводе на русский язык", публиковавший Ж. Санд, Ч. Диккенса, В. Гюго (он выходил в С.-Петербурге в 1856-1885 годах). В библиотеке музея хранится второй номер этого журнала за 1859 год, основательно зачитанный. Рукописные пометы, сделанные карандашом, к сожалению, неразборчивые и тем не менее отражающие читательский интерес, обнаружены только на полях романа Ж. Санд "Он и она", явившегося отголоском романтической любви этой легендарной писательницы и Альфреда Мюссе. Именно под ее влиянием был поднят в русской литературе XIX века так называемый "женский вопрос". Ну, а "простых" читателей она, надо полагать, прежде всего привлекала темой всепоглощающей, глубокой любви.

    Большой интерес вызывали книги о путешествиях, особенно - об экзотических странах: "Путешествие во внутреннюю Африку" и "Путешествие в Китай" Ковалевского, а также "Путешествие в Бухарию" и "Путешествие по Нижнему Египту". Любили читать "Путешествие вокруг света" Дюмон-Дюрвиля и под тем же названием - ЖакаАраго. (А вот про страны западные - Америку и Англию - книги спросили лишь дважды). Горячими поклонниками такой литературы были Иродион Шорин (брат Д.П. Шорина), пока неизвестные нам Николай Барашков и представители многочисленной читательской династии Пастуховых.

    Наиболее любознательные и образованные люди брали научно-популярные книги о мироздании: например, строитель и архитектор Иван Шушпанов прочел все тома грандиозного труда Гумбольдта "Космос".

    Мужчины из образованных интересовались в библиотеке многотомной "Историей России" С. Соловьева и "Историей государства Российского" Н.М. Карамзина. Несколько раз читатели брали "Историю России в рассказах для детей" лауреата Демидовской премии А.О. Ишимовой, которой Пушкина день дуэли отправил похвальное письмо. Многие уносили с собой "Историю Петра Великого" Н. Полевого и - под тем же названием - книгу Н.П. Ламбина, названную в словаре Брокгауза и Эфрона "не столько историей, сколько патриотическим панегириком".

    Инженеры и техники читали и специальную литературу: практические руководства по металлургии, горному делу, механике, химии, в том числе - на немецком и французском языках. Очень ценилось ими "Чугуно-литейное производство" с альбомом чертежей А. Мевиуса, также получившего за свой труд Демидовскую премию.

    Многим очень нравилось роскошное иллюстрированное издание "Русский художественный листок" В. Тимма, выпускавшийся в 1851-1862 годах. В великолепных рисунках самого издателя-художника отражались важнейшие события современной жизни России или ее недавней истории: картины Крымской войны, портреты выдающихся деятелей политики, искусства, литературы, зарисовки народного быта, жизнь Императорского Двора, "достопамятные места". В библиотеке музея сохранились выпуски этого издания за 1854,1857 и 1859 годы. Чаще других Тимма спрашивал Мартин Худояров, сын славного художника Исаака Худоярова.

    Некоторые читатели постоянно брали домой богослужебные книги. Велик был спрос на ноты: за год -164 тетради. И это неудивительно: ведь в домах служащих тагильских заводов было фортепьяно, уже существовал и свой заводской оркестр, пению и музыке обучали в Выйском заводском училище и в женской гимназии. Ноты для фортепьяно часто брала самая активная из читательниц 1864 года - З.А. Ерофеева и завсегдатай библиотеки И.С. Боташев. Не исключено, что именно воспитание в музыкальной среде помогло сыну его, Александру Ивановичу Боташеву, стать впоследствии замечательным актером и режиссером заводского театра, а внуку и правнуку - знатоками музыкального искусства. Иван Бетев взял в августе "Тетради нот для оркестра" и "Школу для скрипки, а В. Каласин - "24 тетради нот для полного оркестра".

    И все-таки чаще всего приходили в заводскую библиотеку за журналами. Ведь только в газетах и журнальной периодике можно было найти быстрый отклик на животрепещущие проблемы времени. К тему же "толстые" журналы печатали новые произведения лучших современных писателей, будущих классиков мировой литературы.

Э.ОВЕЧКИНА.

Главная страница