"Минувших дней очарованье"

    Едва входишь в этот зал музейно-выставочного центра, так сами собой всплывают в памяти строки "преданья старины глубокой", "минувших дней очарованье ... В витринах экспозиции выставлены вещи, служившие нашим землякам в конце прошлого века и в начале нынешнего, украшавшие их повседневный быт. Изделиями из фарфора и меди, бывшими, вероятно, обычными и привычными для тех, кто жил в нашем городе век, полвека тому назад, сегодня посетители музея восхищаются, подолгу рассматривая каждый предмет. В чьем доме пел потихоньку, создавая уют, этот самовар, какая хозяйка, накрывая на стол, выставляла эту посуду, а кем был тот человек, что, собираясь в долгий путь, с собой непременно брал этот иконостас? Людей давно нет, а вещи живут, рассказывают нам об их вкусах, привычках, обычаях.

    Рассказать об экспонатах выставки, которой ее создатели дали поэтическое название "Минувших дней очарованье", мы попросили научного сотрудника музейно-выставочного центра "Ником" Н.Ю. ПАРАХИНУ.

    В этом году наш город отмечает свое 275-летие. В музейно-выставочном центре открылась посвященная этому событию выставка "Минувших дней очарованье". На ней представлены культовые предметы, домашняя утварь и посуда, которые были в семьях наших соотечественников конца 19-го - середины 20-го века. Экспонаты на выставке расставлены по материалу, из которого изготовлены изделия: из меди, фарфора, стекла.

    Особый интерес представляют медные изделия, которые в большом количестве выпускались на уральских заводах, начиная с 30-х годов 18-го века.

    Впервые это производство началось на казенном Екатеринбургском заводе и почти одновременно на заводах частных предпринимателей. Большое количество медной посуды изготовлялось на заводах Акинфия Демидова, а также на заводах Строгановых, Турчаниновых, Осокиных и др. Поначалу посуду делали из красной меди, начиная с 1740г., при медных заводах стали строиться фабрики по переплавке красной меди в зеленую, из которой выковывалась латунь и, наряду с красномедной, стали выпускаться латунные посуда и утварь.

    Выпускаемая продукция отвечала требованиям нового быта и новым традициям, возникшим в петровское время. В большом количестве изготовлялись кофейники, сливочники, чайницы, рукомойники. На Выйском медеплавильном заводе выделывалось очень много подносов, полоскательниц, ложек, поварешек. Часть этих изделий можно увидеть на нашей выставке.

    Интересны и изготовленные из меди культовые предметы - икона "Георгий Победоносец" и четырехстворчатый дорожный складень-иконостас. Рельефное литье, с помощью которого выполнены металлические иконы, наиболее древний и частый прием в обработке художественных изделий. Такие иконы были удобны в дороге, так как занимали сравнительно мало места, а потому и были широко распространены. К традиционным культовым предметам относятся икона "Знамение Пресвятой Богородицы" в деревянном киоте, Псалтырь 1897г. издания, ритуальная шкатулка с латунным крестом и лампады -масляные светильники, которые зажигали перед иконами. Довольно редкий экспонат -латунная старообрядческая кацея-кадильница (архаичный вид кадила).

    Во второй половине 18 в., в связи с распространением чаепития, появился новый вид изделий - самовары, прочно вошедшие в русский быт. Первые известные нам упоминания о самоварном производстве содержатся в документах Г.А. Демидова, владельца Суксунского завода (1745г.), и в описи Онежского монастыря (1746г.). С 60-х годов 18 в. самовары стали выпускать крупные предприятия Урала и Москвы, а также фабрики многих других городов и особенно Тулы, явившейся к середине 19 в. самым крупным центром производства самоваров в России. Не было семей, не пользовавшихся самоваром. Он был в доме рабочего и купца, крестьянина и аристократа.

    На Урале самовары изготовляли на Суксунском заводе. На нашей выставке представлен тульский медный самовар конца 19 в. в форме вазы. Интересен и второй экспонат - никелированный самовар в форме "банки", выпущенной на Тульском заводе в 20-30-х годах нынешнего века.

    С распространением электро- и газовых приборов самовары вышли из широкого употребления, но навсегда остались выражением русской национальной традиции гостеприимства.

    Надеемся, посетителям будет интересна и выставка изделий из фарфора. Этот материал имеет древнейшую историю. Он появился в Китае в 4-6 веках. Технология производства фарфора хранилась в строгой тайне, а посуда из него ценилась в Европе дороже золота.

    В 1744 году в Петербурге был построен первый фарфоровый завод. Талантливый ученый Д.И. Виноградов открыл секрет производства фарфора из отечественных материалов и наладил выпуск изделий на Императорском заводе.

    Говоря о развитии фарфоровых предприятии в 19 в., нельзя забыть о деятельности предпринимателя М.С. Кузнецова, сумевшего завладеть почти всеми фарфоровыми заводами страны. На выставке представлены несколько предметов, изготовленных в конце 19-го - начале 20-го вв. на предприятиях Товарищества М.С. Кузнецова (чайная пара, кружка с крышкой, сливочник). Здесь также можно увидеть фарфоровые изделия 20-30-х годов нашего века, которые или потеряли форму и рисунок дореволюционного выпуска (сливочники), или изготовлялись с советской символикой, отражающей эпоху (кружка с портретом М. И. Калинина, кружка с изображением Кремля).

    И завершают выставку стеклянные изделия конца 19-го - середины 20-го веков. Производство стекла началось в 4-м тысячелетии до н.э. в Древнем Египте, а в России оно начало развиваться в 17 веке, когда в 1635 г. был построен первый стекольный завод.

    Представленные вниманию посетителей керосиновые лампы конца 19 - начала 20-го веков были широко распространены в России с 1860 года, когда началось промышленное получение керосина. Русские мастера зачастую превращали простой предмет быта в произведение искусства. Лучшие лампы были отмечены на Всероссийских художественно-промышленных выставках 1882 и 1896 гг. В начале 1930 г. выпуск этих ламп был прекращен.

    В нашей экспозиции можно увидеть бутыли (винные, водочные, коньячные и пивные) разнообразных форм и размеров, аптечные флакончики и стеклянные графины. Все это было широко распространено в быту, и во многих семьях тагильчан бережно хранят это "бабушкино" имущество.

    Все экспонаты, представленные на выставке, - собственная коллекция музейно-выставочного центра. Кацея-кадильница и полоскательница были переданы в дар музею И.И. Сарафановым, остальные экспонаты приобретены у коллекционера О.Н. Лузянинова.

Литература: Газета "Тагильский металлург" от 01.03.1997

Главная страница