И снова заиграли краски

    Какой подарок на память о нашем городе охотнее всего увозят гости Нижнего Тагила? Конечно же поднос, расписанный удивительными цветами.

    С давних пор шла слава о тагильских умельцах лаковой росписи. Созданные их кистью букеты цвели не только на подносах, но и на шкатулках, сундуках, столиках, часах... И потом на многие годы рукотворные цветы увяли, казалось, промысел навсегда прекратил свое существование. Но слишком велика тяга к красоте, слишком бережен русский человек к своему прошлому, к традициям, чтобы дать им угаснуть.

    О возрождении - новой жизни промысла рассказывает главный художник предприятия Г.П. Бабин.

    Первым толчком послужил семинар, проведенный научно-исследовательским институтом художественных промыслов в Алапаевске в 1972 году. На нем, естественно, шла речь и о тагильской лаковой росписи но металлу. Она очень занимала крупнейших специалистов по художественным промыслам В.А. Барадулина, Б.В. Коромыслова, А.А. Бабаеву. С их легкой руки через несколько лет провели специальный семинар на нашем заводе. В.А. Барадулин привез с собой фотографии, копии с подносов, прялок, другие материалы. Оказалось, есть в городе и мастерица, которая прежде расписывала подносы. Пригласили А.В. Афанасьеву, и она вспомнила, как пишутся несколько цветков.

    К Агриппине Васильевне в обучение поступили и мы, трое выпускников Уральского училища прикладного искусства, избравшие темой своей дипломной работы старинный тагильский промысел. А вскоре я не только сам учился, но и помогал овладевать росписью учащимся СПТУ № 49, пришедшим на практику. Их воспитывали на жостовских образцах, а уральская роспись иная. А.В. Афанасьева показывала технические приемы, на мою долю достались теоретические вопросы о цвете, колорите, декоративности.

    Постепенно возникли творческая группа и творческая лаборатория, которые много делают для дальнейшего совершенствования промысла. Художники разработали новые цветы, освоили роспись на цветном фоне, выпуск высокохудожественных подносов. И.Г. Смыкова занялась росписью типа лубка. Опираемся, конечно, на традиции. Члены творческой группы часто бывают в историко-революционном музее, смотрят изделия старых мастеров, коллекцию зарисовок, собранную старейшим краеведом И.А. Орловым, и затем отрабатывают технику, колорит, создают образцы, с которыми в школах художественного мастерства знакомятся все работницы цеха.

    Чтобы возродить сюжетную роспись, группу художниц направили учиться в Федоскино.

    Когда в 1976 году завод возобновил выпуск подносов, их изготовляли всего два вида. Сегодня в нашем арсенале 14 видов декоративной отделки и шесть форм. За возрождение цветочной росписи А.В. Афанасьевой, Т.В. Юдиной, Е.Л. Отмаховой, О.В. Максименюк, В.П. Гробовой и мне в прошлом году присуждена первая премия Министерства местной промышленности РСФСР.

    У старых мастеров мы заимствовали приемы росписи, небольшие, композиции в цветах, широкий орнамент, цветной фон, деление больших подносов на сегменты.

    Но используем и свое, отвечающее современной эстетике. Колорит, более тонкую проработку цветов и листьев, сеточку. Ввели в букет много новых цветов.

    Хочется возродить более красивую форму подноса, сюжетную роспись. Думаем выпускать не только подносы, но и столики, шкатулки, сухарницы.

Г.П. БАБИН.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 14.08.1985.

Главная страница