Как вернуть минувшее?

    Я люблю рассматривать старые фото. Хороший, четкий снимок несет в себе массу информации. Иногда удается определить время съемки по попавшему в кадр обрывку афиши, на которой с помощью лупы можно различить дату. Иногда - отметить, что находящийся рядом с волостной управой столб, используемый в качестве коновязи, сильно объеден - значит, лошади стояли здесь подолгу и эта управа не могла похвастаться отсутствием бюрократических привычек.

    На снимках можно увидеть красоту старинной кладки стен и особенности кровли. На портретах - не только полюбоваться тогдашней модой, но и познакомиться с некоторыми местными обычаями (например, белый платок в руках у рекрута означал привет любимой девушке). По смазанной фигуре идущего человека удается определить экспозицию (выдержку) при съемке, а отсюда, - тип фотоаппарата и фотоматериала, что тоже может привести к установлению даты фотографирования.

    Фон, на котором изображен человек или группа в ателье, почти безошибочно позволяет узнать фотографа. А тщательно срезанное или сцарапанное лицо в группе людей, сфотографированных в 20-х или 30-х годах, почти всегда свидетельствует о том, что человек этот был репрессирован. И когда позднее встречаешь аналогичный, но не изуродованный снимок, убеждаешься в верности предположения.

    Так было, например, со снимком 1935 года: выпуск 10 класса школы №1 имени Крупской. На нем сцарапаны репрессированные позднее преподаватель военного дела (фамилию определить пока не удалось) и учитель труда и рисования Ян Владиславович Найнерт. Чтобы определить фамилии "сцарапанных", Вера Сергеевна Дубинина, выпускница этой школы 1936 года, по моей просьбе писала своей подруге Татьяне Заварицкой, окончившей ту же школу на год раньше, и живущей в Петербурге. Татьяна Александровна сообщила, что Ян Владиславович - поляк по национальности, эмигрировал из Польши в СССР после освобождения из тюрьмы. В Тагиле был арестован в 1937 году и расстрелян. Может, кто-нибудь из читателей знает фамилию второго учителя, военрука?

Изуродованный фотоснимок 1935 года с "белыми пятнами" вместо лиц двух учителей.

Изуродованный фотоснимок 1935 года с "белыми пятнами" вместо лиц двух учителей.

    Иногда с фотоснимками бывают совершенно особые случаи. Так, однажды попались мне на глаза два почти одинаковых изображения царских врат Выйско-Никольской церкви. Снимки сделаны в один день, в конце 20-х годов, незадолго перед разрушением храма. Один сделан ближе к алтарю, а второй - более общего плана, когда штатив с фотоаппаратом отодвинут к выходу.

А это портреты изъятых: преподаватель труда и рисования Я.В. Найнерт и военрук, фамилия которого не установлена.

А это портреты изъятых: преподаватель труда и рисования Я.В. Найнерт и военрук, фамилия которого не установлена.

    Смотрю - и замечаю, что фотограф отодвинулся не только вдаль, но и немного вбок, о чем говорит чуть-чуть измененное взаимное расположение деталей. А ведь именно на таком принципе осуществляется стереофотосьемка. Мы видим предметы объемно потому, что смотрим на них двумя глазами, расстояние между которыми около 6-7 сантиметров. Мы как бы ощупываем предмет с двух точек, и на сетчатке каждого глаза, строго говоря, не одинаковые его изображения. Конечно, если предмет очень удален (например, Луна), то расстояние между глазами слишком мало. Если этот так называемый "базис" существенно увеличить, т.е. сфотографировать Луну с двух точек, удаленных одна от другой на несколько метров, а затем рассматривать оба снимка через стереоскоп так, чтобы каждый глаз видел только "свой" снимок, мы убедимся, что Луна имеет форму шара, а не блина.

    Но вернемся к снимкам в храме. Оставалось лишь сделать копии их в одинаковом масштабе, наклеить на картонку и вложить в стереоскоп. И вот я оказался в "раме, где меня окружают предметы в их натуральном объемном расположении. А если прибавить еще чувство, что никто до тебя этого не сделал и ты первым вошел в храм, не существующий уже почти 70 лет, то впечатление оказывается очень сильным.

    Позднее, точно так же рассматривая различные снимки памятника Демидову, разрушенного в 1918 году, я вычленил детали и группы, которые при рассмотрении в стереоскоп дают полное ощущение их объема.

Иван КОВЕРДА.

    Из фотоархива автора.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 15.06.1996.

Главная страница