Музыкальная душа народа

    Трехструнная балалайка... Сегодня ее знают во всем мире. Музыкальная душа народа - она умеет грустить и плакать, мечтать и смеяться. На ней сейчас играют не только народные песни и плясовые наигрыши. Она тонко передает музыку Чайковского и Римского-Корсакова, Баха и Моцарта, Брамса и Крейслера, Паганини и Листа. Научил ее этому искусству замечательный, сын русского нерола Василий Васильевич Андреев. 125-летие со дня рождения которого отмечалось недавно в нашей стране.

    Пожалуй, три главные заслуги имеет Василий Андреев перед искусством России. Он увидел в народе балалайку и раскрыл тайну музыкальных возможностей нехитрого с виду инструмента, к которому "благородная" публика относилась с пренебрежением. Доведя до совершенства и сам инструмент, и игру на нем, В.В. Андреев вывел балалайку на мировую сцену. Он же создал первый оркестр русских народных инструментов, стал первым композитором для него. А быть первым всегда трудно.

Оркестр народных инструментов Нижнего Тагила в 1912 году, в центре - его руководители М.И. Ильин и Е.И. Катаев

Оркестр народных инструментов Нижнего Тагила в 1912 году, в центре - его руководители М.И. Ильин и Е.И. Катаев

    Когда дворянский мальчик Вася Андреев увлекся игрой на жалейке, гармонике и балалайке, родители не на шутку переполошились. Начались уроки скрипки и фортепиано, а по окончании гимназии родители отправили сына в заграничное путешествие, чтобы приобщить юношу к высокой европейской культуре. Однако увлечение народной музыкой не прошло. Более того: в европейских странах Василий Андреев с удивлением отметил популярность народных инструментов. Горькая участь балалайки, гармоники, свирели еще печальнее запала в душу будущего музыканта.

В.В. Андреев    И вот в 1886 году совместно с петербургским скрипичным мастером Ф.С. Пасербским он совершенствует балалайку: доводит число ладов сначала до двенадцати, потом до двадцати четырех, обеспечивая ей тем самым полный хроматический звукоряд. Теперь на ней можно было исполнить любую мелодию.

    И он исполнил. Первый публичный концерт Василия Андреева - балалаечника состоялся 23 декабря 1886 года - почти сто лет тому назад - в Петербурге, в зале Благородного собрания. Успех превзошел все ожидания. Но Андреева это не удовлетворяет. Им овладела идея создания балалаечного оркестра. Он собирает вокруг себя любителей игры на народных инструментах - молодых людей из разночинцев. Первый концерт ансамбля балалаечников из восьми музыкантов состоялся 20 марта 1888 года. И вот уже новая идея: пополнить оркестр другими народными инструментами, обогатить его звучание. Вначале был расширен балалаечный диапазон: появились балалайка-прима, балалайка-альт, балалайка-бас, балалайка-контрабас. Потом, в 90-е годы, Василий Андреев воскресил давно забытую русскую домру, усовершенствовал ее и ввел в свой оркестр и как приму, и как альт, и как бас. Так был создан первый оркестр русских народных инструментов.

    Оркестр переживает материальные трудности. Судьба народного музыканта в царской России никогда не была легкой. Андреев пропагандирует народные инструменты, обучает солдат в воинских частях, получает поддержку Льва Толстого. По совету Ф.И. Шаляпина оркестр отправляется в Лондон.

    Европейская публика встретила столь необычный ансамбль с восторгом и восхищением. Англия, Германия, Франция аплодировали новому явлению в мировой музыке. Потом были Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон, Филадельфия. И везде - удивительный успех. Более того: начали создаваться балалаечные оркестры в Англии, Германии, Франции, а в американском городе Сан-Луи образовалось их даже шесть. Начали создаваться оркестры андреевского (академического) образца и в России.

    Великую Октябрьскую социалистическую революцию коллектив Василия Андреева приветствовал своей народной музыкой. Андреев переименовал свой оркестр из великорусского в Первый народный и выступал перед рабочими, красноармейцами. Последнее выступление этого коллектива под управлением прославленного народного музыканта, дирижера и композитора В.В. Андреева состоялось в перерыве между боями, которые вели красноармейцы Восточного фронта недалеко от Нижнего Тагила, под Кушвой. Во время этой поездки Василий Васильевич простудился, тяжело заболел и скончался 26 декабря 1918 года.

    "Шествие" народных оркестров по России началось после первых же успехов андреевских концертов. Не прошло оно и мимо рабочего Тагила. Первый оркестр русских народных инструментов андреевского (академического) состава был организован в нашем городе в 1909 году. Его руководителями стали выходец из Висимо-Уткинска Михаил Иванович Ильин и Елифан Иванович Катаев родом из Висима. Играли в фойе кинематографа "Иллюзия" (ныне кинотеатр "Искра"). Репертуар составляли обработки русских народных песен, вальсы, польки, марши. Оркестр просуществовал до 1914 года, пока не началась первая мировая война. В его состав входила молодежь - учащиеся горного училища, служащие. В числе оркестрантов был известный тагильский краевед Александр Федулевич Кожевников.

    Ныне традиции Василия Андреева в нашем городе блестяще развивают оркестр народных инструментов Дворца культуры металлургического комбината, отделение народных инструментов Нижнетагильского музыкального училища и его оркестр.

М. ПЕТРОВ.

    На снимках: оркестр народных инструментов Нижнего Тагила в 1912 году, в центре - его руководители М.И. Ильин и Е.И. Катаев; В.В. Андреев.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 23.01.1986.

Главная страница