Послание из XVIII века

    Как-то при разборе русской печи старинного дома в поселке Висимо-Уткинске, что в 60 км от Нижнего Тагила, обнаружилась чугунная рельефная пластина размером 10x10 см и толщиной не более 0,5 см. Неровный край по правой стороне свидетельствовал о том, что найден обломок от большего изделия безусловно старинной работы. Находка, вернее, сюжет изображения - дети, играющие на трубах, - заставила совершить путешествие во времени.

А. Ван Дейк. Портрет Ф. Дюкенуа, фрагмент, XVIII век.    Первой догадкой о назначении литья было, естественно, что это - часть печной дверцы. Подтверждением являлась заметная деформация довольно тонкого изделия от жара печи. Но оборотная сторона не имела никаких выступов для крепления. Значит, пластина была вставной частью большей отливки.

    Обратимся к искусствоведам. В издание сборника статей "Дворцы Русского музея" (Государственный Русский музей, С.-Петербург, 1999 г.) включена работа Е.В.Карповой "Скульптурное убранство Строгановского дворца". Автор определяет временное пространство сюжета: "Декоративные композиции с "детскими сценами". Путти - от итал. "putto" - младенец, издавна были одним из самых распространенных мотивов художественного убранства. Особую популярность в XVIII веке приобрели многократно варьировавшиеся замыслы Франсуа Дюкенуа (1597-1643). В напечатанном в 1766 году "Каталоге разным изображениям из гипсу", которые "пристойны украшать по стенам кабинеты, библиотеки и проч.", назывались композиции "мальчики, представляющие "утро" и "вечер" (работы Н. Жилле), четыре овальных барельефа с аллегориями времен года (работы Ф. Фламана, прозванного Дюкенуа) и "четвероугольный, представляющий увеселения мальчиков". Эти и другие сюжеты, "копированные учениками и назначенные в продажу", находились в собрании Императорской Академии художеств.

    Скульптурные и рельефные вариации известны давно. Как правило, "отливам" обнаруживались гравированные прототипы. Так, например, юноша с двойной трубой изображен на многофигурной "Вакханалии" Раймонда Лафажа (1656-1684). В нашем случае речь идет уже о волынке, старинном шотландском духовом инструменте, звуки двойной трубы которого не прерываются за счет наддува кожаного мешка.

    Как Демидовы, так и Строгановы, прекрасно сознавая ценность художеств, оплачивали обучение искусствам своих одаренных подданных. Диапазон учебных заведений - от Академии художеств до практики за рубежом, на заводах С.-Петербурга и Москвы, где существовали мощные литейные мастерские. Наш знаменитый земляк, талантливый литейщик Федор Звездин (1805 - ум. после 1860) - тому подтверждение. Получив богатый опыт во Франции, Германии, на механическом заводе в С.-Петербурге, он обучал мастерству многочисленных учеников из Н.Тагила и окрестностей.

    В экспозициях и запасниках музеев и библиотек хранятся во множестве копии старинных гравюр, являющихся как каноническими пособиями, так и источниками вдохновения мастеров. Императорская Академия художеств обладала ценнейшими европейскими изданиями, с которыми знакомились слушатели, а копии с картин распространялись по всей России.

Рисунок части рельефной пластины    Значит, сюжет с путти, играющими на волынке и трубе, заимствован с изображений XVIII века и повторен нашими земляками-литейщиками.

    А где использовалась найденная отливка? Вариантов несколько. Первый я уже обозначил - печная заслонка, в массивной дверце которой была помещена накладная рельефная сюжетная пластина. Второй: пластина - часть художественного оформления камина одного из богатых домов. Третий: на мой взгляд, самый логичный, - пластина является частью оформления надгробного изваяния, размещенного когда-то близ Акинфиевской церкви в Висимо-Уткинске. Об этом свидетельствует общий грустный сюжет, как бы передающий негромкие звуки духовых инструментов, позы малышей и какие-то постройки, угадываемые в качестве фона: практически все прежние сюжеты передают игры путти на фоне деревьев и кустов. Становится ясным, почему именно такой компоновки сюжета нет на стенах Строгановского и других дворцов - жилищ, в интерьерах которых должны присутствовать детские пляски, игры на барабане и другие увеселения.

    А как попала в небогатый дом эта вещица? Дому более ста лет. На этот период приходится строительство колокольни Акинфиевской церкви - 1899 год (деревянное здание церкви построено еще в 1780 году, в 1802 году сгорело. В 1804 году "начат постройкой каменный храм". Освящен первый придел в 1816 году, завершено строительство в 1832 году).

    Возможно, часть кирпича, в том числе битого, использовали в кладке печей местные жители. А поскольку любое новое строительство - это всегда "пересмотр" прежнего, то часть надгробий вокруг церкви, пришедших в негодность, разобрали, и фрагменты "разошлись" уже по другим назначениям. Известно, что под подом любой старинной русской печи находятся куски спекшейся огнеупорной глины, боя кирпича, обломки лопнувших плит и обязательно огромный камень для сохранения тепла. Вот отходы от "святого строительства" и понадобились.

    А где отливали пластину? На Урале - в Нижнем Тагиле или Кушве. Об этом свидетельствует химический состав металла, содержащий ванадий, характерный для наших руд. Для того чтобы произвести анализ в химической лаборатории, драгоценную пластину раздробили в порошок, чего автор статьи никак не ожидал.

    И жива чугунная старинная вещица осталась только в памяти, да на рисунке, что выполнен юной художницей Еленой Жаворонковой по моему заказу.

Юрий ИСУПОВ.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 12.09.2007.

Главная страница