Мы жили по соседству

    Получив официальную бумагу из Нижнетагильского музея изобразительного искусства с уведомлением о том, что до 1 апреля необходимо освободить помещение в принадлежащем музею здании на Уральской, 4, руководители городской творческой организации Союза художников России вздрогнули. Переезжать нужно в соседнее здание, но как? Побывав там накануне дня "Ч", я увидела полное отсутствие системы отопления, света, канализации и вообще условий, пригодных для жизни. Дыры в полу, дранка на потолке, снег на деревянных лестницах… До недавнего времени этот дом эксплуатировал директор "Художественного Фонда" Г. П. Бабин. Он пустил сюда арендаторов, а те "постарались" на славу. Да еще и ландшафтный дизайн подпортила некая организация, прошлым летом прокладывающая рядом со зданием кабель и оставившая после себя покореженные плиты и кучу песка.

"Дом художника"

"Дом художника"

    История с принадлежностью двух зданий на Уральской, 4 и Уральской, 4/1 тянется уже целое десятилетие. Ранее оба они числились на балансе местной организации Союза художников, в одном располагалось местное отделение СХ и проводились выставки, в другом был художественный фонд и мастерские, в которых выполнялись заказы для города и области. К январю 1999-го года нижнетагильская творческая организация художников должна была пройти перерегистрацию, однако документы зависли в Москве, сроки были упущены, и сама организация, а вместе с ней и оба здания на какое-то время оказались в подвешенном состоянии. В дальнейшем дом по Уральской, 4 на основании Постановления главы города и с благословления общего собрания членов СХ передали вновь созданной организации – Дому художника, а соседний с ним – тоже юридически самостоятельной структуре Худфонду.

"Дом художника"

"Дом художника"

    Но, как говорится, недолго музыка играла. Дом художника решил взять под свое крыло (т.е. на баланс) музей изобразительных искусств, руководство которого сумело убедить в такой необходимости тогдашнего главу города. Злые языки поговаривают, что в качестве аргумента "за" использовалась ссылка на слишком богемный образ жизни художников в их общем Доме. То засидятся допоздна, то витрину ненароком разобьют… Хотя если что и ломали, они же сами и ремонтировали, но мэр Н. Н. Диденко встал на сторону музейщиков. Правда, на сей раз мнение самих членов СХ в расчет не бралось. На очередном их общем собрании разговор больше шел о концепции создания галереи тагильских художников, творивших в 1950-1970-е годы, и других совместных проектах музея и творческой организации. Однако планы эти в большинстве своем остались нереализованными.

    Тогда же была достигнута устная договоренность о том, что Дому художника на Уральской,4 выделят под нужды организации небольшие помещения. На "птичьих правах" долго продержаться не удалось, "хозяева" сначала ненавязчиво, потом вполне конкретно попросили освободить жилплощадь. Правда, в прошлом году нижнетагильской организации СХ удалось получить в безвозмездное пользование здание по Уральской, 4/1, после одного из пожаров больше напоминающее руины. Художники провели уже несколько субботников, но работы по восстановлению и ремонту еще непочатый край.

    - Со временем, надеюсь, удастся привести здесь все в порядок, главное, что у художников снова появился свой собственный Дом, - считает председатель городской организации СХ Иван Анцыгин. – Нас сегодня не меньше тревожит ситуация с творческими мастерскими, в свое время также переданными на баланс музея. Дело в том, что недавно с них сняты льготы по содержанию, а полную плату за те же коммунальные услуги художникам, особенно ветеранам, просто не потянуть. А что такое художник без мастерской? Это как человек без рук. Мы рассчитываем на понимание ситуации со стороны городских властей. Ведь в свое время лицо Нижнего Тагила – его фасады, памятники, мозаику, витражи и так далее, создавали нынешние наши старики. А мало ли они прославляли своими произведениями Тагил за его пределами? Должна же быть благодарность таким людям.

    Кстати, в российских регионах уже существует практика поддержки мастеров изобразительного искусства местными властями. В Вологде, например, художникам-ветеранам платят надбавку по 1000 рублей в месяц. В Башкортастане вообще отдали им мастерские в безвозмездное пользование. Чем мы хуже?

Алина ДРОЗД.

    Фото автора и "Тагилки"

Литература: Газета "Тагилка" от 23.04.2009. №8(66).

Главная страница