Станет ли тайна явью?

Тагильская мадонна    "Тагильская мадонна", по поводу которой было сломано столько копий, наконец-то в Екатеринбурге, в Галерее современного искусства.

    Конечно, действует на восприятие история ее приключений, которые длятся уже не одно столетие, начиная с XVI века, когда ее выкрали из церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, а также возможность сравнения с другими "Мадоннами", а их у Рафаэля было около десяти (часть копий выставлены при входе в зал, где она экспонируется).

    Вот он, шедевр Рафаэлевский: божественный младенец, которого Мадонна накрывает кисеей, его ручки, лицо; одухотворен и прекрасен лик матери; ощущаешь мудрость Иосифа, любующегося игрой младенца. Но… (или это кажется!) нет какой-то соразмерности в фигуре матери. Ее руки как-то не соответствуют выражению лица, нарушены пропорции, словно она состоит из разных частей. В пространстве нет того мелодизма, что в остальных картинах Рафаэля.

    Может быть, это издержки реставрации. говорил же Игорь Грабарь, увидев ее впервые, что она неоднократно была реставрирована неумелыми руками. А если еще вспомнить, в каком виде она была обнаружена на чердаке одного из тагильских домов: доска была разломана на две неравные части, и они были поедены жучком, а два нижних угла ими уничтожены; следы от гвоздей, забитых сзади, расщепили дерево; многочисленные утраты красочного слоя.

    А какая судьба была у картины до этого? После того, как ее украли из церкви, ее, видимо, не раз копировали, поэтому она и всплывала то в одной частной коллекции, то в другой. К началу XX века, как утверждают исследователи, таких мадонн насчитывалось уже более сорока. И когда Грабаря после реставрации спросили, подлинна ли она, то он не стал категорически утверждать, что эта – именно та самая "Мадонна", а только сказал, что, может быть, это протооригинал, который некогда находился в церкви Санта-Мария дель Пополо. И добавил, что окончательный вывод можно сделать после того, как будут исследованы все существующие экземпляры картины, будь то оригинал или копии.

    Конечно, эта тайна стала бы явью, если точно знать как картина попала в Нижний Тагил. Ну, конечно, через Демидовых. Но кто из них конкретно приобрел ее, где, у кого. Пока и на этот вопрос история не дает точного ответа. Мы знаем только то, что все Демидовы, начиная с Акинфия, были собирателями живописи. А Никита Акинфиевич за "покровительство искусствам" даже числился почетным членом Академии художеств. Больше же всего подозрений в приобретении "Мадонны" падает на Николая Никитича. За границей он жил дольше других. Имел во Флоренции картинную галерею, и причем, как сообщают источники, в Италии появился вскоре после того, как пропала картина. В описи у него значится 13 картин на сюжет "Святого семейства".

    Мог ее приобрести и его сын, Анатолий, князь Сан-Донато, тоже не чуждый меценатства. Кстати, женат он был на родной племяннице Наполеона, и мог получить картину в приданное. Ведь она была отобрана в качестве контрибуции, после того, как Наполеон разгромил итальянскую армию, но не попала в транспорт с награбленными сокровищами для вывоза их во Францию, потому что ее тут же купили для Наполеоновского музея в Париже, где уже было около 40 произведений Рафаэля. А потом разве она не могла попасть в закрома самому Наполеону?

    Могла "Мадонна" оказаться и у красавицы Авроры Карловны Шернваль, которая после смерти мужа Павла Демидова стала женой сына известного историографа Андрея Карамзина. Оказалась же у нее не менее ценная тагильская находка "Письма Пушкина", обнаруженная в 1939 году. Да, если вспомнить и тот знаменитый бриллиант, который Павел Николаевич преподнес ей в качестве свадебного подарка. А купил он его у знаменитой герцогини, представительницы итальянских и французских герцогских домов. Разве не мог он тогда купить и "Мадонну", как предполагают источники. Одним словом, нет достоверных данных о том, как появилась она в Нижнем Тагиле. Но сам факт ее появления феноменален и знаменателен. И открывает новые стороны в деятельности Демидовых, которые не только оставили большой след в области металлургии на Урале, но и культуре. И кто знает, чем бы закончились приключения "Мадонны", если бы она не попала в руки одному из них. Сохранилась бы она вообще, чтобы можно было, возвращаясь к ней, вновь и вновь открывать для себя непревзойденное искусство Рафаэля.

Валентина ЧЕРЕМИСИНА.

Литература: Газета "Уральский рабочий" от 07.03.2008.

Главная страница