Страницы музыкальной истории

Романс из прошлого

    Не последнее место в музыкальной жизни Нижнего Тагила начала 1900-х занимали певческие светские и духовные хоры. Был организован и смешанный, из учащихся женской гимназии и Горнозаводского училища под управлением знатока, музыканта-любителя П.Т. Кузьмина. Этот коллектив часто выступал на ученических концертах и в заводском театре.

    25 апреля 1904 года тут состоялся большой концерт по случаю приезда в Тагил артистки русской оперы Н.П. Лузиной-Горяевой. Гостья спела арию из оперы "Самсон и Далила" Сен-Санса. А местные музыканты и певчие под управлением П.Т. Кузьмина исполняли хоровые произведения из опер Направника "Нижегородцы", Даргомыжского "Русалка", Глинки "Жизнь за царя" и др. Звучали также соло на скрипке (П.Д. Савельев, руководитель оркестра бальных танцев), квартет в составе вокалистов М.М. Миславской, Д.В. Паужиной, П.Т. Кузьмина, А.А. Миславского. Аккомпанировали пианистки Л.К. Мотылева, М.Л. Петрова, М.К. Ратомская.

    В духовном хоре при Введенской церкви регентом был Н.С. Смехов, выпускник Горнозаводского училища. Под его руководством исполнялись концерты Бортнянского, Пасхалова, Гречанинова, музыка Чайковского. Выступали с хором солисты - студент духовной академии Каптерев, служащий железной дороги тенор Е.А. Калугин, бас-октава Пампадов, тенор Л.В. Некрасов, а также М.А. Столяров.

    На рубеже ХIХ-ХХ веков в Нижнем Тагиле появились талантливые любители-певцы и инструменталисты, постоянно участвовавшие в концертах и литературно-музыкальных вечерах в Собрании заводских служащих. Это были А.Л. Петров (главный химик центральной лаборатории) и его сестра пианистка М.Л. Петрова, баритон К.К. Лоханин (актер заводского театра), служащий железной дороги Е.А. Калугин, Харитонова (аккомпанировала на рояле), пианистки Е.А. Иванова, О.А. Волкова и Е. Бурдакова, инженер Горяев с женой из Петербурга, вокалисты Кузнецов, Столяров, сестра инженера Катульского - известная певица (фамилия ее в мемуарах Б.Ф. Мельникова не указана, возможно, Катульская). Семья Миславских - бас А.А. Миславский, сын известного окулиста, и его жена вокалистка М. Миславская часто выступали на благотворительных концертах.

    Сохранилось несколько программ литературно-музыкальных вечеров в Собрании служащих Нижнетагильских заводов, а также дивертисмента в заводском театре. Благодаря им до нас дошли имена участников и репертуар.

    Так, 6 января 1896 года после спектакля Потехина "Чужое добро впрок не идет" С.А. Тиме пелломанс "Ты помнишь ли, что обещала?", затем публика услышала трио Даргомыжского "На севере диком" (С.А. Тиме, П.Т. Кузьмин, Ф.А. Голенев), а в антрактах играл оркестр под управлением И.Г. Тиме. 30 декабря 1897 года здесь же, в заводском театре, перед спектаклем "Женитьба Белугина" прозвучала сцена в тюрьме из оперы "Трубадур" Верди в исполнении 3.В. Кашперовой и В.С. Шаньгина.

    17 января 1902 года в Собрании служащих был дан литературно-музыкальный вечер, где В.В. Тиме исполнил романс "Слеза" Кюнена, Катаев - романс "Звезда вечерняя" из оперы "Тангейзер" Вагнера. "Колыбельную песню" Глинки спели дуэтом В.В. Тиме и В.С. Шаньгин.

    Любители искусства выступали с разнохарактерными номерами. Например, в программе вечера 3 мая 1906 года наряду с романсами "Вьется ласточка" Гурилева, трио "Северная звезда" Глинки и "Не проснется птичка утром" из оперы "Руслан и Людмила" Глинки (смешанный хор под управлением Н.С. Смехова) были исполнены романс Чайковского "Ночи безумные", марш на двух мандолинах и гитаре (Б.Ф. Мельников, Фирсов, Голенев), пьеса для фортепиано (Торговский), трио для двух скрипок и фортепиано (Коровин, Ващенко, Бурдакова), соло на флейте (Панкин), струнный квартет Фольнмауэра, а также стихи и рассказы. А на вечере 1 октября 1907 года свое искусство показали оркестры балалаечников и бальных танцев, певцы, скрипачи, пианисты-аккомпаниаторы.

    В 1906-1908 годах служащий железной дороги Кузнецкий и его жена организовали на станции Нижний Тагил еще один небольшой музыкальный кружок. В помещении железнодорожной школы устраивались концерты, выступал местный балалаечный ансамбль, ставились водевили.

    Интересна программа литературно-музыкального вечера в Собрании служащих 25 февраля 1917 года (вероятно, одного из последних). По ней можно судить, насколько сложные произведения включали в свой репертуар любители. В исполнении оркестра бальной музыки звучали "Красный мак", "№ 47, антракт". Оркестр балалаечников играл вальс "Шанклетер". Ансамбль камерной музыки представил "Жаворонка" Глинки, "Лебединую песню" Шуберта, "Траурный марш" Шопена, "Ave Maria". Л.Н. Сенокосов пел арию "Близко города Славянска" из оперы "Аскольдова могила" Верстовского, Л.Г. Опарин, Л.С. Зубрилов, В.А. Красновская - романс "Ночевала тучка золотая"...

    Участвовали в концерте представители разных социальных слоев, хотя, безусловно, преобладала интеллигенция. Среди музыкантов-любителей было много студентов Горнозаводского училища, рабочие же составляли небольшой процент. Исключением стали музыкальные кружки Выйского народного театра (малороссийский хор и др.) и общества "Народный дом" (великорусский оркестр и др.), где рабочих было больше.

    Тагильская дореволюционная музыкальная самодеятельность - яркая страница истории нашего города, о которой не стоит забывать и сегодня.

Татьяна СМИРНОВА, старший научный сотрудник музея-заповедника.

Литература: Газета "Горный край" от 07.03.2002.

Главная страница