Прощание с Феликсом Лемберским

    Выставка-прощание с работами Феликса Лемберского прошла в музее изобразительных искусств.

    Творчество Феликса Самойловича Лемберского, волею судьбы ставшего первым директором Нижнетагильской картинной галереи (так назывался музей изобразительных искусств) и сыгравшего большую роль в становлении культурной жизни Нижнего Тагила в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, стало предметом разговора о судьбе, таланте ленинградского художника и притяжении нашего города.

Феликс Лемберский. "Горбатый мост", 1958 г.

Феликс Лемберский. "Горбатый мост", 1958 г.

    Портреты и пейзажи, жанровые сцены, представленные в залах музея, стали небольшим рассказом о жизни и творчестве Феликса Лемберского в 40–50–е годы прошлого века. Проект "Феликс Лемберский" вошел в программу "Возвращенное имя". А программа была удостоена первого места на Фестивале музейных проектов ИНТЕРМУЗЕЙ–2009 в номинации Союза музеев России.

    В августе все полотна, за исключением двух работ – портрета ленинградского инженера Георгия Тарвида, подаренного потомками художника музею ИЗО, и изображения заводского цеха 1942–44 годов, – возвращаются в частную коллекцию дочери и внучки художника, проживающих в Бостоне (США). Отныне они будут храниться за океаном.

Феликс Лемберский. "У колхозной чайной", 1958 г.

Феликс Лемберский. "У колхозной чайной", 1958 г.

    Феликс Лемберский. "Катя-дворник", 1959 г.В музее изобразительных искусств холсты находились на временном хранении с 1973 года. Во время работы над программой "Возвращенное имя" сотрудники музея проделали огромную работу. Провели переговоры с Государственной Третьяковской галереей о восстановлении имени Феликса Лемберского и тагильского периода его творчества. В 2003–2010 годах реставратор музея Антонина Наседкина отреставрировала 11 картин художника из коллекции дочери и внучки Феликса Лемберского Галины и Алены Лемберских, привезенных из Америки с помощью тагильчанки Любови Фойненталь.

    Удивительна история этого человека, в жизни которого были два самых дорогих ему города: Ленинград и Нижний Тагил. Он родился в Люблине, в Польше. В 1933 году окончил Киевский художественный институт. В декабре 1941-го получил красный диплом в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в блокадном Ленинграде. После ранения при обороне города Лемберский попал на Урал. В 1942-44 годах работал в Нижнем Тагиле и Свердловске. Был принят в Свердловское отделение Союза деятелей культуры, которым руководил Павел Бажов.

    В этот период Феликс Лемберский много работает: участвует в организации художественных выставок, выпусков листков "Окна ТАСС", рисует для книги "Рапорта Сталину", общается с известными деятелями культуры – дирижером Натаном Рахлиным, писателями Мариэттой Шагинян, Новиковым-Прибоем, поэтессой Беллой Дижур, художниками Эрнстом Неизвестным, Михаилом Дерегусом, Михаилом Крамским.

    Учитель Лемберского, известный художник Борис Иогансон, назвал его одним из наиболее выдающихся учеников своей мастерской. Его пейзажи и портреты рабочих оборонной промышленности были замечены на выставках. Мариэтта Шагинян в своих очерках писала, отмечая сильную творческую индивидуальность Лемберского, что "к этой теме у него был свой подход". Ф. Лемберский принял участие в организации в Нижнем Тагиле отделения Союза советских художников и организации Нижнетагильской областной картинной галереи, как тогда назывался Нижнетагильский музей изобразительных искусств. С декабря 1943-го по апрель1944 года был его директором.

Феликс Лемберский. "Старик в красной рубахе", 1958 г.

Феликс Лемберский. "Портрет ленинградского инженера Георгия Тарвида", 1960 г.

"Портрет ленинградского инженера Георгия Тарвида", 1960 г.

"Старик в красной рубахе", 1958 г.

    Сегодня нельзя не отметить ленинградский колоризм картин живописца, представленных на выставке, характерный для творчества среднего периода Лемберского: яркие, чистые краски, четкие линии, строгую организацию композиции. В 1958 году Лемберский еще раз приехал в наш город. Некоторое время он жил у художника Василия Далекого. Его акварели показывают, как изменилась манера письма мастера. В последний период творчества он перешел в абстракцию, намного обогнав время.

    – Нам дорого имя Феликса Лемберского. А ему был дорог Нижний Тагил. Не случайно из семи картин, хранящихся в Русском музее в Санкт-Петербурге, шесть относятся к нижнетагильскому периоду творчества художника. За время работы с произведениями Феликса Лемберского наши сотрудники изучали и популяризировали творчество художника, участвовали в создании книги о нем, реставрации картин, издании буклета.

    Тагильчане, интересующиеся искусством живописи, еще успеют познакомиться с работами мастера, запомнить их и хранить в памяти, как многочисленные шедевры, созданные талантом и вдохновением человека.

Римма СВАХИНА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 07.07.2011.

Главная страница