Влюбленный в родной край

    20 января в выставочных залах Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" открылась выставка живописных работ члена Союза художников России Сергея Костылева "Демидовский край", посвященная 290-летию Нижнего Тагила.

    Слово "художник" во многих языках мира включает в себя оценку в превосходной степени, характеризуя человека, достигшего наивысшего мастерства в той или иной области искусства.

    В полной мере это понятие относится к Сергею Анатольевичу Костылеву – замечательному тагильскому живописцу, который более тридцати лет делится своим видением окружающего мира со зрителями многочисленных выставок на Урале, во многих уголках России и в других странах.

    Выставка "Демидовский край", открывшаяся в выставочных залах музея-заповедника – это признание в любви родному краю – древнему и молодому Уралу, его неповторимой природе и богатой истории.

    В центре выставки – монументальное полотно "Демидовы", наиболее ярко демонстрирующее талант художника как мастера жанровой исторической живописи с многофигурной композиционной и глубинной трактовкой пространства и образов. В Нижнем Тагиле грандиозную картину видели немногие, а вот в Екатеринбурге она "гостила" уже четырежды.

    Профессор кафедры истории искусств Уральского государственного университета (ныне вошедшего в состав Уральского федерального университета) С.П. Ярков положительно отозвался о появлении в Нижнем Тагиле самобытного автора, который продолжает традиции исторической живописи. В Нижнем Тагиле в этом жанре работали известные художники Л.Г. Зудов, П.С. Бортнов, Е.В. Седухин.

Во время вручения картины "Завод им. Куйбышева" музею-заповеднику. Сергей Костылев в центре.

Во время вручения картины "Завод им. Куйбышева" музею-заповеднику. Сергей Костылев в центре.

    На картине "Демидовы" запечатлена встреча уральских промышленников Никиты и Акинфия Демидова с царем Петром I.

    В иконографии образов Никиты и Акинфия Демидовых профильные их изображения появляются впервые. Сергею Костылеву удалось новое прочтение образов уральских заводовладельцев.

    Насыщенность полотна историческими фигурами, множеством предметов и деталей исторического и символического антуража требует пристального рассмотрения, а поэтому приглашаем увидеть это самое значительное произведение Сергея Костылева, потребовавшее нескольких лет насыщенной работы.

    Творчество художника уже давно привлекает внимание искусствоведов, многочисленных зрителей: прекрасный рисовальщик, он чудесно владеет искусством света и цвета, закрепив за собой статус мастера, умеющего работать во всех жанрах живописи. Действительно, ему подвластны натюрморт, пейзаж, портрет и жанровые полотна, он пишет маслом, пастелью, акварелью, пробует себя в гравюре по металлу и скульптуре. Эти универсальные свойства Сергея Костылева позволили ему стать одним из самых заметных и плодотворных художников Урало-Сибирского региона.

    Пленэрная живопись – это лаборатория творчества художника. Ежегодные выезды на природу в самые любимые уголки Причусовья, родные места в Челябинской области – уральские просторы заряжают его надолго. Именно здесь он черпает свое вдохновение, создавая этюды и картины, именно в уральском пейзаже он достигает безбрежности далей, нежности и яркости красок лета и осени, весеннего настроения, сурового вида гор и зимнего состояния.

    Пейзажная лирика Сергея Костылева – его визитная карточка, а потому основу выставки составляют природные и городские сюжеты. Иногда художник уходит в мотивы импрессионизма – это сиюминутные впечатления автора или увиденные картины, размытые дождем и туманом, это состояние меланхолии, тоски, желание любить… Они иногда присущи живописцу, но не являются основными.

    На сегодняшний день уже около 180 работ художника находятся в коллекциях и галереях России, в национальных галереях Китая (Шанхай, Харбин), в частных коллекциях США, Франции, Германии, Италии, Польши. В художественной коллекции Нижнетагильского музея-заповедника тоже хранятся пять работ С.А. Костылева. А в этом, юбилейном для города и музея году, собрание пополнится еще тремя работами. Художник дарит музею, с которым давно сотрудничает, еще три работы – "Кедун-Быково" (1994), "Храм строится" (2003) – женский монастырь на Кушве. Эти работы уже можно увидеть на выставке, а картину "Завод им. Куйбышева" (2010 год) С. А. Костылев вручил музею на открытии выставки.

    Все три холста объединяет тагильская историческая тематика с фиксацией состояния культовых архитектурных и индустриальных памятников на момент создания холстов, а также индивидуальность почерка письма сложившегося мастера. Уже долгие годы художник сочетает технику лессировки – последовательное нанесение тонких, даже просвечивающих красочных слоев и пастозной, кроющей живописи – когда мазки сплошные, нередко создающие рельефную текстуру, тогда художник вместо кисти часто использует шпатель. Подобное письмо позволяет создавать мастеру самые интересные цветовые и световые контрасты и сочетания. Особенно много внимания он отдает состоянию воздушной среды в своих творениях – отсюда тревожность или умиротворенность рассветов и закатов, прозрачность мартовского и сентябрьского неба, импрессионные расслоения образов во время туманов и дождей, игра солнечных лучей и целых их потоков, движение порывов ветра разной интенсивности. Все это создает эффект присутствия зрителя при происходящем на холсте.

    Сегодня Сергей Костылев на подъеме и в самом расцвете сил зрелого мастера-живописца. Чередою следуют выставки: не успев привезти картины из Екатеринбурга, он открыл выставку в Нижнем Тагиле, буквально на днях отправил свои творения в Снежинск, готовит вернисаж в педакадемии, где на художественно-графическом факультете на кафедре живописи он преподает уже 21-й год...

    Хочется пожелать творческого долголетия и успехов, для художников это – главное!

Александр СМИРНОВ, член Союза художников России.

Ольга ХАЛЯЕВА.

    Литература: Газета "Весь Тагил" от 26.01.2012, №3 (77).

 

 

Главная страница