Жил-был художник один...

    Как горестно и больно терять хороших друзей, а если этот друг еще и талантливый художник, то утрата становится невосполнимой, потому что каждый одаренный человек уникален. Именно таким был Николай Михайлович Корзняков. Наверное, трудно будет представить наше тагильское искусство без его новых картин, а мир вокруг – без высокой худощавой фигуры с этюдником и велосипедом.

Николай Корзняков на пленэре

Николай Корзняков на пленэре

    Кажется, не так уж давно был на календаре март 2005 года – стоит только повернуть голову, и вот он, совсем рядом, в череде текущих дней, "дышит в затылок" своими воспоминаниями, мелькает калейдоскопом событий. И главное среди них связано с Николаем Корзняковым, его первой большой персональной выставкой в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, которую мне посчастливилось делать. Николай Михайлович готовился к ней с большим волнением, сознавая ту колоссальную меру ответственности перед зрителями и коллегами, которая всегда присуща истинному художнику. Ведь любая персональная экспозиция, пусть даже самая скромная – это итог, веха, творческий отчет мастера. Выставка 2005 года была по-своему юбилейной, соединившей два важных на тот момент жизненных и творческих рубежа – минувшее 45-летие автора и десятилетие пребывания его в рядах членов Союза художников России.

Николай Корзняков в мастерской

Николай Корзняков в мастерской

    Тогда у Николая Михайловича за плечами числилось немало серьезных и авторитетных творческих смотров – тематических, групповых, зимних, летних, крупных и не очень, но вот персональная выставка в родном городе, да еще и в самом большом зале музея, стала дебютной. Картины Корзнякова свободно и красиво смотрелись на фоне серых стен, а весенние солнечные лучи, веселым потоком струившиеся сквозь стеклянный потолок, делали изображенный на них мир еще более светлым, чистым и радостным. Ведь на холстах была столь любимая художником природа. Тот негасимый источник, "предмет постоянного внимания, вдохновения, озарения и жизненных сил", который питал и поддерживал Н. Корзнякова до самых последних дней. "Природа дает мне все" – признавался Николай Михайлович.

    Он обладал редким даром – выражать в своих пейзажах общее настроение с природой, ту особую утонченную гармонию, которую способен уловить лишь художник - поэт, художник-мыслитель, художник-романтик. Именно Корзняков, как никто другой, убедительно и талантливо, естественным дыханием красочной палитры передавал незримые природные интонации, мастерски перенося свои впечатления на холст.

    Николай Михайлович всегда работал на пленэре, самым совершенным считал этюдный пейзаж, а цвет в среде был для него главным камертоном. При любой погоде, в разное время года аскетичный, молчаливый художник с рюкзаком за плечами и потертым этюдником наперевес торопливой походкой отправлялся в "мир природы" - "на воздух, в лес, к озерам, деревенским избам, теплому солнцу", боясь упустить еще не увиденное, пережить упоительный миг рождения новой картины. Он не мыслил свою жизнь без "речки, мостов, ледоходов, без цветения и весны", удивительно легко и естественно жил мотивом, словно дышал красками. Я как сейчас вижу его деревенские пейзажи, написанные увлеченно, бережно, волнительно: "Улочка в Шиловке", "Родник в деревне", "Последний снег. Леневка", "Весенний лед", "В летней траве", "Колорит осени", "Березовый вечер", "Голубая весна", "Лето в деревне", "Осень на реке Утке". И в каждом из них отразилось то, что пережил художник в момент встречи с природой, ощущение личностного присутствия в картине, свежие живописные решения.

    В творчестве Н. Корзняков всегда следовал собственному правилу: удивиться увиденному, почувствовать, "…а главное, чтоб дух захватило". Именно поэтому природа стала верной спутницей его искусства, сформировала особое утонченное миропонимание, озаряла "видением" и просто помогала жить. Особенно уральская природа.

    Вспоминая картины Николая Корзнякова разных лет, написанные в окрестностях Тагила, в Шиловке, Висиме, Леневке, Анатольской, до сих пор испытываю "чувство полета", заложенное простой поэтичной строкой в название одного из произведений художника. Мне кажется, что и сам художник порой на какой-то момент ощущал себя то плывущим облаком, то теплым летним дождем, то речной прохладой, то намокшей зеленой травой. Даже воздух в его картинах наполнялся ароматом запечатленного мгновенья, и ты вдруг начинал ощущать запах леса, луга, свежескошенного сена, нежность болотных кувшинок, терпкий дымок костерка.

    Краски на его картинах то мягкие и воздушные, с открытой светлой гаммой лазурно-голубых, розовых, фиолетовых, серебристо-серых мерцающих тонов, то выразительно-динамичные, звучные, но трепетные. И почти всегда решение общего цвета решается через светлый тон. Сам Николай Михайлович, бывало, говорил: "Каждый мазок должен упасть на холст и загореться светом и теплом. Чтобы он словно наливался до краев и не расплескивался".

    Особой притягательностью выделяются те его работы, где царят интерьерные сумерки, всегда завораживающие, вдохновляющие на раздумья, наполненные любовью к близким. За их незамысловатыми сюжетами ощущалось состояние благостного покоя, уютной уединенности, простого человеческого счастья: "Натюрморт с душицей", "К беседе", "Ожидание", "Окно со свечей", "Ночное чтение". Они олицетворяли чуткий домашний мир художника, его благоприятную ауру, созданную любимой женщиной – женой и помощницей Жанной Михайловной. Я рассматривала эти небольшие картины, затаив дыхание, чтобы не спугнуть, не нарушить трепетный миг авторского откровения.

    Николай Корзняков "сделал себя сам", что отнюдь не умаляет труда замечательных преподавателей, у которых он учился на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института в 1980-е годы. Многое молодой художник постигал эмпирическим путем, подмечал у природы, в произведениях Левитана, импрессионистов…

Картины Николая Корзнякова

Николай Корзняков. Лето. Иван-чай

Николай Корзняков. Лето. Иван-чай

Николай Корзняков. Лето. Стожки

Николай Корзняков. Лето. Стожки

Николай Корзняков. Осень в Висиме

Николай Корзняков. Осень в Висиме

Николай Корзняков. Первомайка. Февраль

Николай Корзняков. Первомайка. Февраль

Николай Корзняков. Путешествия на лыжах

Николай Корзняков. Путешествия на лыжах

Николай Корзняков. Радостный Висим

Николай Корзняков. Радостный Висим

Николай Корзняков. Цветение

Николай Корзняков. Цветение

    Самое же большое влияние на формирование художественного стиля Николая Корзнякова оказала живопись одного из величайших мастеров русской реалистической школы, талантливого тезки Николая Михайловича Ромадина. От него унаследована поразительная способность вживания в пейзаж, эмоциональное проникновение во внутренний природный мир, владение языком живописных нюансов. Именно за это я люблю корзняковский "Багровый закат", "Время тумана", "Розовую деревню", "В час рассвета", "Золото осени", "Анатольскую", "В старом ольховнике", "Русский мотив" и затерянную в бесконечных снегах старую покосившуюся избушку с манящим ночным огоньком в маленьком уютном оконце на картине "Заглянул ли ты, путник, в вечность". Последняя работа Николая Михайловича вот уже много лет висит у меня дома. Он подарил мне ее тогда, в 2005-м, в знак благодарности за понимание и наши совместные хлопоты, связанные с выставкой. Я дорожу этой картиной. В ней живут волшебный образ детской сказки и священное таинство жизни. Глядя на нее, я часто представляю себе продолжение заданного сюжета, словно читаю колдовскую книгу, оставленную мне художником, безвременно ушедшим в эту самую вечность.

Ольга ТОЛСТОБРОВА, искусствовед.

    Фото Жанны КОРЗНЯКОВОЙ.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №9(104) от 14.03.2013.

 

 

Главная страница