Живописная Россия

К юбилею Сергея Михайловича Прокудина-Горского

    Недавно в детско-юношеском центре "Мир" открылась фотовыставка, посвященная 150-летию со дня рождения замечательного педагога, краеведа, основателя отечественной и мировой цветной фотографии С.М. Прокудина-Горского. В экспозиции представлены фотоработы учащихся, альбомы со старыми фотографиями, коллекция фотоаппаратов. Юные экскурсоводы рассказывают о жизненном пути этого удивительного человека.

    Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 (30) августа 1863 года в родовом имении Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. 20 августа (1 сентября) До 1886 года учился в Александровском лицее, однако не закончил полного курса. С октября 1886 по ноябрь 1888 года слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. С сентября 1888 по май 1890 года был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую также по какой-то причине не окончил. Изучал живопись в Императорской Академии художеств. В мае 1890 года поступил на службу в Демидовский дом призрения трудящихся в качестве его действительного члена. Это социальное учреждение для девочек из бедных семей было основано в 1830 году на средства известного мецената Анатолия Демидова и состояло в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны.

    3 мая 1909 года состоялась судьбоносная встреча Сергея Михайловича с царем Николаем II, подробно описанная фотографом в своих воспоминаниях 1932 года. Очарованный показанными цветными снимками, Николай II предоставил Прокудину–Горскому необходимые транспортные средства и дал разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть "в натуральных красках" все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего планировалось за 10 лет сделать 10 тысяч снимков. По личной просьбе государя проект получил название "Живописная Россия".

    Эти уникальные фотоматериалы Прокудин-Горский хотел использовать, прежде всего, для целей народного просвещения – установить в каждом училище проектор и показывать на цветных слайдах–диапозитивах подрастающему поколению всё богатство и красоту бескрайней страны. Этот новый учебный предмет должен был называться "Родиноведение"! Таким образом, он опередил свое время на 70 лет, поскольку слайд-фильмы вошли в нашу жизнь только в конце 1970-х годов.

    Уже через несколько дней после встречи с царем Прокудин-Горский отправился в первую экспедицию своего нового проекта – по Мариинскому водному пути, от Петербурга почти до самой Волги. Съемки были приурочены к 200-летнему юбилею открытия этой водной магистрали. Осенью того же года он провел съемку северной части промышленного Урала. Путешествие началось в Перми и продолжилось в Екатеринбурге. Отсюда Прокудин-Горский совершил поездки на Чертово городище, в Каменск-Уральский, потом (очевидно, по железной дороге) – в Верхотурье, а на обратном пути в Екатеринбург сфотографировал Кушвинский завод, Нижний Тагил, Березовский завод.

    После этого Прокудин-Горский отправился на Южный Урал: в Верхний Уфалей, Касли, Кыштым, Челябинск, на Ильменское озеро, в Златоуст. Но после этого погода, видимо, резко испортилась, и фотограф решил завершить поездку. На обратном пути он сделал несколько снимков на станции Вязовая, где уже лежал снег – одна из этих фотографий точно датирована 12 (25 сентября) 1909 г.

    Поездка по Южному Уралу летом 1910 года, судя по сохранившимся цветным фотографиям Плеса и Макарьева, закончилась уже осенью. Путешествие началось в Уфе. Возможно, еще раньше Прокудин-Горский сделал фотографии мавзолея Хусейн-бека у станции Чишмы, расположенной по пути в Уфу. Затем поехал по железной дороге на восток, где сделал фотографии на станции Шакша. Далее – реки Сим и Юрюзань; Катав-Ивановский и Саткинский заводы; Бакальские рудники; гора и озеро Зюраткуль; затем опять окрестности Златоуста – станция Уржумка и Александровская сопка. Прокудин-Горский посетил также башкирскую деревню Эхья.

С.М. Прокудин-Горский

С.М. Прокудин-Горский

    Поездка по проектируемому Камско-Тобольскому водному пути в 1912 году с посещением Западной Сибири началась, видимо, тоже в Перми, откуда Прокудин-Горский проехал к началу маршрута. Хотя не исключено, что он совместил это путешествие с другим – по северному Уралу, проехав к Чусовой из Чердыни. Кроме этих поездок, были, очевидно, и другие, эпизодические, посещения Урала.

    После Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский ещё несколько месяцев продолжал вести активную деятельность в России: вошел в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, в марте 1918-го демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках "Вечеров цветной фотографии", организованных по инициативе Внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР. С приветственным словом перед показом выступил сам нарком Луначарский, который оказался большим знатоком и ценителем цветной фотографии.

    Вообще, надо сказать, что знания и опыт Сергея Михайловича действительно были востребованы новой властью, прежде всего, как крупнейшего специалиста по цветной печати. 25 мая 1918 года глава советского правительства В.И. Ленин дал указание о включении Прокудина-Горского в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Прокудинская типография на Большой Подъяческой, 22, получала заказы от большевиков. Например, издательство "Коммунистъ" заказывало там клише для книги В.М. Величкиной "Швейцария".

    В августе 1918-го Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ. Быть может, у мастера в тот момент возникла надежда, что новая власть позволит ему осуществить мечту, так и не сбывшуюся при царском режиме, – чтобы его цветные снимки увидели миллионы школьников и студентов по всей России. Но ему уже было не суждено вернуться на Родину. Начинавшаяся в России Гражданская война сделала практически невозможной дальнейшую работу в области цветной фотографии и кино. Командировка превратилась в эмиграцию.

    В мае 1919 года Прокудину-Горскому удалось собрать в Норвегии группу для продолжения работы над цветным кинематографом. Однако приготовления столкнулись с огромными трудностями: как писал впоследствии сам фотограф, "Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ".

    Попытки создания цветного кино к 1923 году окончательно потерпели финансовый крах. Возникла идея переезда для продолжения этой работы в Соединенные Штаты, но по какой-то причине она осталась нереализованной (возможно, из-за болезни Сергея Михайловича). Ученому-эмигранту оставалось только заняться вместе со своими сыновьями привычным фоторемеслом, чтобы хоть как-то прокормиться в чужой стране.

    А что же стало с его знаменитой коллекцией? Согласно запискам самого Сергея Михайловича, "благодаря удачно сложившимся обстоятельствам" ему удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной её части. Когда и как это произошло – до сих пор не известно. Первое упоминание о нахождении коллекции во Франции относится к концу 1931 года, когда начался её показ соотечественникам-эмигрантам. В 1932–м была составлена записка о коммерческой эксплуатации коллекции, которая к тому времени перешла в собственность сыновей Прокудина–Горского Дмитрия и Михаила. Предполагалось закупить новый проекционный аппарат (взамен оставшегося в России) и проводить демонстрации снимков в цвете, а также издавать их в виде альбомов. По всей видимости, осуществить этот замысел не удалось, скорее всего, из–за банального отсутствия необходимых средств.

    До 1936 года Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки, в том же году он опубликовал свои воспоминания о встрече со Львом Толстым в Ясной Поляне.

    Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 года в "Русском доме" на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Его могила находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

    Его коллекция, пролежавшая все годы оккупации в сырых парижских подвалах, была продана наследниками в 1948 году Библиотеке Конгресса США. На несколько десятилетий о ней, казалось, совсем забыли. Лишь в 2001 году все снимки были отсканированы, выложены в Интернет и стали культурным достоянием человечества. Благодаря глобальной компьютерной Сети в начале 21 века состоялось триумфальное возвращение Прокудина-Горского на Родину.

Сергей ПУДОВКИН.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №19(114) от 06.06.2013.

 

 

Главная страница