"Золотой петушок": от рассвета до заката

 Нижнему Тагилу есть чем гордиться – "железная столица Горнозаводского округа", "кузница оружия державы" со времен Великого Петра и, наконец, по определению Д. И. Менделеева, "жемчужина Урала". Сколько богатств и знаний хранится в музеях и библиотеках города! Какие реки и водоемы окружают его! Но, видимо, именно эти обстоятельства и определили одну, не очень красивую черту тагильчан – расточительность. В последние десятилетия мы потеряли несколько знаковых брендов не только в области культуры, но и в области спорта. Так, прославленный Всероссийский конкурс детской эстрадной песни "Золотой петушок" сегодня приносит славу и известность не своей родине, а где-то на стороне.

 В далеком уже теперь 1989 году в Нижнем Тагиле сказка А. С. Пушкина "Золотой петушок", образно выражаясь, превратилась во Всероссийский детский эстрадный конкурс. Кто мог тогда подумать, что из этой неожиданной затеи получится что-то путное? Но в это верили Борис Молочков и его друзья – поэты, композиторы, музыканты.

 Одним из них, обладавшим удивительным даром слышать и понимать детскую душу, был Юрий Богачев, о котором все мы вспоминаем с великой благодарностью и с чувством невосполнимой утраты. Его тексты песен в стране "Ласкового мая" отличались свежестью слога, метафоричностью образов и удивительными открытиями, которые приносили детскому творчеству радость и ощущение внутренней раскованности и свободы. Каждая песня обретала свой свет и цвет, свое неожиданное звучание, потому что рождение мелодий зачастую отталкивалось от точной поэтической речи, ритмы которой естественным путем помогали Виктору Рукавишникову, Сергею Ведерникову, Алексею Нестерову и другим успешным авторам творить чудеса.

 Первый конкурс "Золотой петушок" прошел великолепно и прозвучал в зале городского цирка, как гром среди ясного неба. Уже через три года Нижний Тагил стал, без преувеличения, своеобразной Меккой детского эстрадного творчества. В наш город приезжали не только за регалиями, потому что они имели высокую цену, но и за репертуаром. Дело в том, что композиторов в СССР было много, а текстовиков, особенно пишущих для детей, – мало. К тому же на детской сцене привычно господствовали всесоюзные хоры с определенной тематической направленностью. Благодаря "Золотому петушку" многие музыканты поняли, чего от них ждут юные исполнители и поколение будущих тинейджеров. И им приходилось успевать за временем, пересматривать стилистику своего творчества.

 География Всероссийского открытого детского эстрадного телевизионного конкурса стремительно расширялась, и Нижнему Тагилу пришлось принимать юных гостей из Германии, Болгарии, Казахстана, Эстонии, Армении, Грузии, Молдовы и других бывших советских и братских республик. Получилось так, что "Золотой петушок" больше сделал для дружбы народов, чем все официальные органы власти. Ведь воспитание чувства приязни у детей, да еще на таком представительном музыкальном форуме, трудно переоценить.

 Удивляли и творческие успехи участников конкурса. Первым победителем "Золотого петушка" стал тагильчанин Сергей Мальков, в 1991 году высшего признания жюри добился Питер Джассон, будущий солист группы "Премьер-министр", в 1995 году всех удивила Женя Отрадная из Краснотурьинска, известная ныне российская певица. На счастливой для себя тагильской сцене выступали будущие дуэты "СМЭШ" и "Тату" (все они вышли из группы "Непоседы"), Анна Хохлова – солистка "Дискотеки Авария". В 1990 году на группу "Большие гномы", созданную из первых лауреатов, обратил внимание популярный ведущий телепрограммы "На балу у Золушки" Юрий Николаев. Затем сотрудничество с ним продолжилось, и солисты "Золотого петушка" принимали активное участие в съемках таких интересных передач, как "Утренняя звезда", "Золотой ключик", "Трудное детство", "50 на 50", которые смотрели все – от ребятишек и родителей до бабушек и дедушек. И как мы все тогда гордились успехами юных тагильчан, как мы болели за них! Город словно проснулся от летаргического сна.

 В 1995 году произошло еще одно знаковое событие – в реестре телеканала Россия "Золотой петушок" занял первое место, как лучшая детская музыкальная передача, и четыре года не уходил с экранов Центрального Телевидения. А потом телеверсией конкурса заинтересовалась телекомпания "Звезда" и заказала 12 тридцатиминутных эфиров с двумя повторами!

 Но это все успехи, и о них говорить легко, а вот какие проблемы и трудности стояли за всеми этими олимпами, знают немногие. В свое время начиналось все с создания детского кооператива "Гном", который обитал на улице Ленина, на площадях бывшего городского Дома пионеров, и в комнатке в Доме учителя. Конечно, "Гном" вписывался в общий план мероприятий, но он дорожил своей относительной самостоятельностью, которая позволяла заниматься эстрадным вокалом с детьми на профессиональной основе. Уже тогда у музыкантов в распоряжении появились современная аппаратура и первые компьютеры.

 Эффект первого конкурса "Золотой петушок" можно было сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы. Ведь ничего подобного в стране еще не было. И провели его организаторы на собственные деньги, которые заработали на продаже билетов. Это были всего одна тысяча триста рублей, но цена их имела значение огромное – музыкантам удалось из новых лауреатов создать группу "Гномы", перешедшую позже в "Большие Гномы". Однако конкурс не стоял на месте и с каждым годом расширялся. На его проведение требовалось все больше средств, и стало ясно, что без финансовой поддержки администрации города уже не обойтись. Вот тогда заместитель главы города по социальным вопросам В.В. Погудин пришел на помощь "Золотому петушку". Поднялся престиж замечательного детского конкурса, и в бюджете Тагила появилась конкретная строка, утверждаемая городской Думой.

 Поскольку Вячеслав Викторович 15 лет был председателем оргкомитета "Золотого петушка", то при нем финансовые вопросы решались успешно. С 2007 года дирекция конкурса чувствовала себя более или менее уверенно. Именно тогда и появился в рамках "ЗП" Всероссийский конкурс для молодых исполнителей "Шанс", что открывало им перспективу для продолжения образования в высших учебных заведениях России по специальности "музыкальное искусство эстрады". Разумеется, состав жюри качественно усилился за счет преподавателей Московского института современного искусства, академии им. Гнесиных, Челябинской, Самарской, Тюменской, Уфимской академий искусств, Магнитогорской консерватории и факультета искусств НТГСПА. Это была уже серьезная система целевого музыкального обучения, которая дала толчок к открытию эстрадного отделения в Нижнетагильском колледже искусств под руководством Светланы Кашиной. Несомненно, часть его воспитанников тоже воспользовались "Шансом", где будущих абитуриентов приглашали в свои учебные заведения мэтры.

 Однако все течет, все изменяется, и не всегда в лучшую сторону. В 2013 году "Золотой петушок" к всеобщему разочарованию на тагильской сцене прозвучал в последний раз. Почему это произошло? Кто наступил на горло детской эстрады? Чья злая воля или безволие лишили наших талантливых ребят дальнейшего творческого роста? Увы, сразу и не ответишь, и все-таки мы попробуем разобраться.

 Во-первых, именно в 2013 году Нижнетагильская городская Дума и администрация Нижнего Тагила донельзя урезали бюджетное финансирование конкурса. Тогда организаторы пришли к выводу, что наступает деградация и дисквалификация "Золотого петушка".

 Во-вторых, корпорация Уралвагонзавод, как генеральный партнер конкурса, отказалась предоставить сценическую площадку Дворца имени Окунева, отказал в площадке и НТМК.

 И, в-третьих, дирекция конкурса предложила управлению культуры администрации города во главе с В.И. Капканом переждать трудные времена, но последний категорически с этим не согласился. Понятно было, что денег, выделенных Думой, на проведение конкурса не хватит, нужны дополнительные источники. А их не было, как и в прошлые годы.

 Повлияло на самочувствие "Золотого петушка" и еще одно обстоятельство – Вячеслав Викторович Погудин стал председателем комитета по социальной политике Законодательного собрания Свердловской области и издалека не мог активно влиять на ситуацию. За месяц до открытия конкурса Б. В. Молочков направил ему письмо о катастрофическом состоянии некоммерческого партнерства "Дирекции фестивалей и конкурсов "Золотой петушок". Аналогичное послание поступило и в Нижнетагильскую городскую Думу. Ответов не было.

 26-й конкурс прошел, и неплохо, во Дворце культуры "Юбилейный", за что спасибо его руководству и творческому коллективу, но некоммерческое партнерство вложило в него все свои деньги и обанкротилось. В итоге Борис Викторович Молочков остался в гордом одиночестве и в расстроенных чувствах. Другой бы сдался, а этот поступил, как господин Чацкий, и стал искать тех людей, кто его поймет и услышит. И его услышали в Глазове (Удмуртия), в Новокуйбышевске (Самарская область), в городах Ревде и Краснотурьинске. А еще креативным музыкальным проектом заинтересовался Новосибирск. В итоге Петушок улетел из Нижнего Тагила.

Василий ОВСЕПЬЯН.

 Литература: Газета "Тагильский вариант" №27(210) от 16.07.2015.

"Золотой петушок" улетел в Глазов

    Финал всероссийского открытого детского эстрадного телевизионного конкурса "Золотой петушок" перенесен из Нижнего Тагила в Глазов. Такое решение, по словам директора конкурса Бориса Молочкова, было принято в связи с недостаточным финансированием.

    – В последнее время приходилось проводить финал практически своими силами. В Глазове предоставили хорошие условия для работы и проживания, подготовили концертную площадку, – пояснил Молочков.

    Вживую увидеть юных певцов тагильчанам не удастся. Зато концерт можно было посмотреть в эфире интернет-канала "Пять с плюсом", где организована прямая трансляция финального этапа и гала-концерта.

    "Золотой петушок" впервые был проведен в 1989 году. Отборочные этапы проходили в разных городах, но финал – неизменно в Нижнем Тагиле. За 26 лет это правило нарушалось лишь однажды, когда организаторы предпочли круизный вариант. "Золотой петушок" отправился в путешествие на теплоходе "Павел Бажов".

    В разные годы конкурс транслировался в эфире Первого канала, телеканалов "Звезда" и ОТВ. Его посмотрели свыше 10 миллионов телезрителей. Пять лет назад он был признан национальным этапом конкурса "Детское Евровидение".

    В этом году в финал "Золотого петушка" вышли 46 исполнителей, тагильчан среди них нет. В жюри будут работать крупнейшие специалисты в области эстрадного вокала: доцент кафедры музыкального искусства эстрады Самарской государственной академии культуры и искусства Владимир Дрындин, композитор, продюсер Уральской школы звезд Алексей Андриянов, лауреат премии за достижения в области эстрадного искусства "Золотой цилиндр", член гильдии сонграйтеров (авторов песен) Калифорнии Владимир Елизаров, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики Ольга Богданова, поэт, композитор, лауреат премии "Престиж" министерства культуры Свердловской области Борис Молочков.

    Всероссийский конкурс молодых исполнителей эстрадной песни "Шанс", который уже стал неотъемлемой частью "Золотого петушка", на этот раз проведен не будет. Победители "Шанса" получали гранты на внеконкурсное поступление в ведущие вузы страны по специальности "Музыкальное искусство эстрады".

Анастасия ВАСИЛЬЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 27.03.2015.

 

 

Главная страница