Загадка зрительной трубы

    Долгое время пролежал этот экспонат на полках фондохранилища музея-заповедника. Он привлекал внимание научных сотрудников, но определить точно, что это такое, не удавалось.

    Помогла книга В.А. Гурикова "Становление прикладной оптики ХV-XIX вв." Рассматривая иллюстрации к главе "Оптические приборы ХVII-XVIII вв. в музеях СССР", мы обратили внимание на изображение ахроматической зрительной трубы работы английского мастера Джесси Рамслена, которая хранится в Государственном историческом музее в Москве. При сравнения нашего экспоната и иллюстрации оказалось, что это почти идентичные вещи. Если это так, музей-заповедник является обладателем уникального экспоната XVIII века - зрительной трубы.

    История ее пока ждет своей разгадки: неизвестно, как попала зрительная трубе в музей, когда, откуда, кем изготовлена.

    Демидовы были покровителями искусств, многих из них привлекали науки, особенно естественные. Возможно, прибор принадлежал кому-то из них. А быть может, находился в горнозаводском училище или школе служительских детей, которая была открыта в Нижнем Тагиле при Н.А. Демидове в 1762 году. Б.Б Кафенгауз в "Истории хозяйства Демидовых ХVII-XVIII веков" сообщает, что в 1766 голу в школе было 30 учеников, готовила она конторский и технический персонал. По распоряжению владельца завода из Москвы в Петербург присылали книги и учебные пособия. В "Положении об учебных заведениях уральских горных заводов" при перечислении учебных предметов отмечено обучение основам механики, а также практические занятия в съемке планов н нивелировании.

    Можно предположить и то, что зрительную трубу изготовили на Урале. Есть сведения о том, что начальник горных заводов Урала В.Н. Татищев еще в 1735 году "послал в Петербург в Академию наук ученика Терентия Кочкина для того, чтобы он сам научился делать инструменты". Но это была 'первая половина XVIII века. В России первые ахроматические зрительные трубы стали изготавливать только во второй половине XVIII века. Сведений о том, что с уральских заводов посылали учеников в Академию наук и за границу именно в этот период, пока нет.

    Зато есть возможность сравнить экземпляр тагильской зрительной трубы с изображением ахроматической трубы Рамсдена в книге В.А. Гурикова. Экземпляр Исторического музея состоит из трех вдвигающихся друг в друга латунных тубусов, в тагильской третий тубус навинчивается. Обе трубы имеют приспособление для перемещения окулярного тубуса. Штатив московской тру6ы конусообразный, тагильской - цилиндрический, в обоих случаях он укрепляется на трех фигурных ножках. К сожалению, нельзя сравнить внутренние устройства, так как в тагильской трубе сохранилась только самая большая линза.

    Трубы с ахроматическим устройством получили наибольшее распространение с середины ХVIII века до сороковых годов XIX. Естественнонаучной предпосылкой их появления явилось открытие Исааком Ньютоном явления дисперсии света. В приборах такой конструкции система линз и призм взаимно уничтожала спектральное разложение света. Луч становился бесцветным. Этот принцип в телескопах и трубах стали применять наиболее развитые страны Западной Европы - Англия, Франция и Голландия.

    В России подобные приборы стали конструировать и изготовлять во второй половине XVIII века в оптической и инструментальной мастерских Петербургской Академия наук, но этих труб сохранилось очень мало, как и созданных в механическом заведении Главного штаба в Петербурге в начале XIX века. Внешний вид и принцип устройства сохранившихся экземпляров значительно отличаются от тагильского.

    Так что не исключается возможность изготовления тагильской зрительной трубы в Англии и именно в мастерской Д. Рамсдена. Но как попала она в Нижний Тагил, кто был ее владельцем, следует еще выяснить.

А. СМИРНОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 27.02.85.

Главная страница