"Оловянный солдат с обгоревшей душой"

    Этот сборник стихов в книжных магазинах купить невозможно, его там просто нет.

    Тираж "Парижских каникул" Ады Егоровой всего 50 экземпляров, и почти все книги уже обрели своих владельцев.

    Родственники мэтра тагильской журналистики подготовили символичный памятный сборник для родных и друзей, для тех, кто был хорошо знаком с Адой Алексеевной. Почему только полсотни экземпляров? К сожалению, издание книг – это очень дорогое удовольствие.

    Но будет несправедливо, если тагильчане, много лет читавшие в газетах "Тагильский рабочий" и "Горный край" ее театральные рецензии, очерки, тематические страницы "Краеведческая шкатулка", "Театральная площадь", "Старый соболь", "Пушкинские страницы", "Корни и ветви", "КИЖи", так и не узнают, какие стихи были в записных книжках Ады Егоровой.

    В газете "Тагильский рабочий" давно уже нет "Литературной страницы" и стихотворения появляются здесь крайне редко. Сегодня особенный случай. Эта подборка – как презентация книги, в которой на 87 страницах уместились почти 150 стихотворений и эпиграмм. Три главы создатели сборника назвали так: "Парижские каникулы (Путевые заметки с прологом и эпилогом)", "На сломе судеб и времен" и "Адские усмешки" от Ады Егоровой.

    Открывают книгу строки "Вместо предисловия":

    Я бредила с детства Парижем

    И знала его назубок

    Во всем обаянии книжном,

    Как школьник – любимый урок.

Обложка сборника стихов

Обложка сборника стихов

    А далее: "Прогулка по Сене", "Эсмеральда", "Рождественская распродажа", "В Лувре", "Дефанс", "Новогодний Диснейленд", "В улочках Монмартра", "Я позабуду о Париже"... Здесь и сравнение детской мечты с реальным городом, и впечатления туриста, и признания в любви. Да, многие люди любят путешествовать, возможно, счет тагильчан, побывавших в Париже, идет на тысячи. Но для Ады Алексеевны он был особенным, город – мечта. И, наверное, они больше подходили друг другу именно с Парижем, а не с Нижним Тагилом, где семья Егоровых оказалась волею судьбы на время и осталась на всю жизнь.

    Вторая глава – это: "Постаревшим романтикам", "Бывшим диссидентам", "Браконьеры 2001 года", "Мои друзья", "Лицедеи", "Старые вещи", цикл "Времена года". Пожалуй, при жизни Ады Алексеевны у большинства этих и других ее стихотворений не было шанса на публикацию, слишком они искренние, откровенные, честные. Она не любила говорить о себе и открывать свою душу. А в стихах признавалась: "Родилась бунтарем – научилась смиренью", "Я устала быть строгой, суровой, железной", "Я всего лишь солдатик, оловянный солдат с обгоревшей душой", "Я в веке Пушкинском осталась. Он мне родной. Я им дышу", "Все в жизни делала не так, наперекор уму и чувству".

    Ада Егорова ушла из жизни в первых числах января, было очень холодно, дул пронизывающий ветер. Этот холод сразу вспоминается при чтении ее стихотворения: "Я уйду, а деревья по-прежнему будут мерзнуть на стылом ветру". И мы уже не узнаем, о газетных или о стихотворных строчках она так думала: "Что оставлю на этом свете? Ворох строчек пожухлой листвой". И как давно появились строки:

    Когда уйду – откройте ставни.

    Я память о себе оставлю

    Звенящей песнею дрозда,

    Так и не свившего гнезда

    В саду под вашей дачной крышей...

Ада ЕГОРОВА

Когда-нибудь...

    Париж в сиреневом тумане,

    За далью неба и земли

    Своей несбыточностью манит,

    Как в синем небе корабли.

     

    И штурманом склоняясь над картой,

    Я на изодранном листе

    Прокладываю путь к Монмартру

    И дальше, к острову Ситэ.

     

    Когда-нибудь во сне крылатом

    В хождениях за сто земель

    Пиратской шхуной иль фрегатом

    Я прочно сяду здесь на мель.

     

    И утолят мои печали

    В тоске по отчим берегам

    Веселость пышного Версаля

    И строгий сумрак Нотр-Дам.

     

 

***

    Я устала быть строгой, суровой, железной,

    Я устала в огне закаляться, как сталь,

    И от глаза чужого таить свою нежность,

    Как младенца закутав в пушистую шаль.

    И баюкать ее в одиночестве тихом,

    И нашептывать сказки всю ночь напролет.

    А за окнами бродит проклятое Лихо,

    И под дверью, бездомный, мяукает кот.

    Я бродягу пригрею, поглажу по шерстке,

    Дам кусок колбасы и налью молока.

    Он мне скажет спасибо за отдых короткий

    И обратно на крышу –

    кошачьего счастья искать.

    Я же утром опять закую себя в латы

    И на улицу выйду из сказки ночной,

    Чтоб никто не узнал: я всего лишь солдатик,

    Оловянный солдат с обгоревшей душой.

     

 

***

    Нанесли коллеге рану –

    Обозвали ветераном,

    Чтоб с почетом – на покой

    И из памяти – долой.

     

 

***

    Говорят: ума палата.

    Только вот штаны в заплатах

    И совсем пуста сума –

    Это горе от ума.

     

 

***

    Меняет время лик газеты.

    Порядок был суров и строг.

    Стеснялись мы писать "про это",

    Корысть считали за порок.

    Грешили, правда, показухой.

    Но рынок преподнес нам в дар

    Безудержную "заказуху"

    И беззастенчивый пиар.

     

    Кое-что из древнего мира,

    Если б славный Диоген

    Не обжился в бочкотаре,

    Про него бы из легенд

    Никогда мы не узнали.

    Диоген, как ни крути,

    Рассудил довольно здраво,

    Что в историю войти

    Невозможно без пиара.

     

    Один из экземпляров сборника "Парижские каникулы", где опубликованы все стихотворения Ады Егоровой, хранится в центральной городской библиотеке.

Людмила ПОГОДИНА.

    ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 21.09.2017.

Открытие Ады Егоровой

    Бывает иногда в жизни: живет человек, как на юру, и фамилия его, вроде, постоянно на слуху, и про дела его, большие и малые, все знают. А вот, надо же, оказывается, что самое главное, самое сокровенное об этом человеке мы и не предполагали.

    Именно так получилось с Адой Алексеевной Егоровой, известным нашим журналистом, много лет проработавшим в городских газетах даже не на рядовых должностях, а на ответственных, руководящих постах. В частности, в "Тагильском рабочем" она более тридцати с лишним лет занимала должность заведующей отделом культуры. Это она вводила нас в курс всех вопросов культурной жизни города, знакомила с яркими представителями этой культуры, освещала новости и события местного и российского масштаба, досконально зная все нюансы своей темы.

    В суровые для культуры, безденежные 90-е годы вместе с коллегами из газеты "Горный край" Виталием Барановским и Василием Овсепьяном она сумела убедить тогдашнего директора НТМК Шевцова, что в Год Пушкина именно в нашем городе, где были найдены неизвестные письма Карамзиных о великом русском поэте, просто необходимо издать альманах, посвященный этому событию.

    И хотя в широкой географии путешествий поэта никогда не значился наш город, в Нижнем Тагиле нашлось немало культурных ниточек, которые тесно связали его имя с Северным Уралом. К работе над альманахом были привлечены лучшие интеллектуальные умы города: заслуженный художник России Виктор Белохонов, преподаватель Нижнетагильского пединститута Герман Агеносов, работник краеведческого музея Ольга Филонова, кандидат филологических наук Валерий Чалов, краевед, внештатный корреспондент "Тагильского рабочего" Борис Марков. Студенты худграфа Нижнетагильского пединститута тогда впервые сделали на компьютере цветную обложку для сборника. Словом, альманах стал настоящим памятником ума и талантов наших земляков.

    Сама Ада Егорова написала прекрасную вступительную статью и еще седьмую главу альманаха под названием "Здесь все о нем напоминает", для чего ей пришлось съездить в Болдино и Михайловское, откуда она привезла все необходимые материалы. По мнению редакторов, с которыми Аде Алексеевне приходилось работать в качестве автора, она никогда не бросалась на тему, сначала ее глубоко осмысливала и потом уже бралась за перо. Может, поэтому все газетные и прочие статьи Егоровой отличались доскональностью, обстоятельностью и самобытным анализом. В конечном результате тагильский Пушкинский альманах стал единственным в России, получил Болдинский диплом и признание в США, Израиле, Швеции и Канаде. А в родном городе тысяча экземпляров его разошлась в течение двух недель.

    По своему образованию театрального критика Ада Алексеевна писала не только о жизни театра, о новых постановках или выставках в музеях и библиотеках, она очень быстро и оперативно могла отозваться на важные события передовой статьей или порассуждать на темы морали и нравственности. И все это на высоком профессиональном уровне, с особым ароматом языкового вкуса, что и делало ее безусловным и признанным авторитетом газетной строки.

    Но то, что Егорова мастерски владеет еще и рифмой, не знал, пожалуй, никто, даже из ближайшего к ней окружения. Во всяком случае, появление ее стихотворного сборника "Парижские каникулы" стало полной неожиданностью для всех коллег по газетному делу. Книга вышла посмертно по просьбе родной сестры Ады Алексеевны и стараниями ветерана Союза журналистов России Виталия Ивановича Костромина, который сам является пишущим автором и весьма требовательным редактором подобных изданий. На этот раз он был искренне рад такому открытию серьезной поэзии и с легкой душой пустил стихотворный кораблик Егоровой в плавание по людским душам.

    И отклик сразу нашелся. Первичная организация Союза журналистов России (председатель Елена Дроздова) совместно с городским клубом любителей старинного романса (руководитель Эльвира Павловна Вернигор) в День российской журналистики 13 января 2018 года устроили великолепный вечер памяти Ады Алексеевны Егоровой. И поэтические строки ветерана-журналиста прекрасно и гармонично переплелись со звуками оперных арий и салонных романсов в исполнении солиста оркестровой группы Екатеринбургского театра музыкальной комедии Александра Терещука, преподавателя вокала музыкальной школы № 2 Ирины Семеновой, певчей церковного хора храма Александра Невского Натальи Гамаюновой. А выступление преподавателя Нижнетагильского музыкального колледжа Светланы Алексеевны Мартынюк было напрямую адресовано стихотворению Егоровой "Страдая, пели скрипки Баха" и вызвало бурные аплодисменты собравшихся.

    Внутренняя музыка поэзии, ее звездная искристость и тонкость образов, чистейший русский язык, а главное, исповедальные ноты души самого пишущего человека – все это вновь и вновь открывало нам неизвестную Аду Егорову, которая по праву могла сказать о себе: "Я в веке Пушкинском осталась. Он мне родной. Я им дышу".

    Может быть, поэтому таким же неожиданным откровением стало чтение ее стихов в исполнении предпринимателя Светланы Ильиной, журналистов Елены Дроздовой и Любови Пахтеевой, аккомпаниатора Елены Смирновой. Такими проникновенными, артистичными и вдохновенными мы их видели тоже впервые. И это снова было открытием Ады Егоровой, ее памятью в наших сердцах.

 

    "...Когда уйду, откройте ставни.

    Я память о себе оставлю

    Звенящей песнею дрозда...

    И капелькой росы на ветке,

    А на листке тетради в клетку

    Косою строчкою пера

    Три слова: "Мне уже пора"...

    Какие пронзительные прощальные строки! И если как журналист Ада Алексеевна Егорова выполнила свой долг перед городом, то как поэт она тоже сполна отдала дань Богу за подаренный ей талант.

 

    "Зачем живем? Куда уйдем, когда настанет час заветный?

    Всю жизнь о стену билась лбом, искала мудрые ответы.

    И лишь недавно поняла, что в простоте мудрить напрасно.

    Течет река, вода светла, сияет солнце, небо ясно.

    А если хмарь и облака – то быть дождю иль, может, снегу.

    Но все равно ТЕЧЕТ РЕКА, И БУДЕТ ТАК ОТ ВЕКА К ВЕКУ".

Людмила ГЛАДКОВА.

    Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №1(318) от 02.02.2018.

 

 

Главная страница