"Рождество" но тагильском подносе

    Праздник Рождества в христианском календаре землян – один из самых желанных, радостных и любимых. Его история, связанная с рождением в древнем городе Вифлееме Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, наполнена тайной явления, волшебством повествования, чудотворной красотой героев, разгадать и представить которые человечество пытается на протяжении многих столетий. Поэтому с давних времен и по сей день тема Рождества находит свое отражение в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре, кинематографе, вдохновляя очередные поколения творцов на создание произведений, несущих миру свет, жизнелюбие, надежду и благодать.

    Не стали исключением в рождественской истории декоративно-прикладное и народное искусство, испокон веков широко использовавшие библейские сюжеты, символы и образы в предметах и композициях. В их изображении и трактовке каждая новая эпоха предлагала свой взгляд на толкование праздника и его художественное воплощение. И здесь народные умельцы, в силу природных истоков своего ремесла, оказались менее зависимыми от церковных канонов и догм, допуская в росписи узоры, резьбу и орнамент, максимальную творческую индивидуальность, богатую фантазию и собственное мировоззрение.

    В числе этих умельцев оказались и мастера лаковой живописи на металле, которая уже с конца XVIII века (в лице отдельных ее представителей) демонстрирует нам искусство многослойной сюжетной росписи, пришедшей на Урал со старообрядцами. Развиваясь, она то набирала обороты, пользуясь широкой популярностью и славой, то резко сходила на нет, уступая пальму первенства цветочным букетам. Тематические поиски "картин по жести" коснулись в свое время не только знаменитой художественной школы, основанной в Нижнем Тагиле Николаем Никитичем Демидовым, но и современного учебного заведения, появившегося на свет спустя чуть более столетия – Уральского училища прикладного искусства.

Яна Нефедова со своим дипломным подносом спустя 15 лет

Яна Нефедова со своим дипломным подносом спустя 15 лет

    Как и следует традиции, многое повторилось вновь, но были и новации, подобные тем, что внедрял на практике среди воспитанников демидовской школы XIX века Василий Иванович Албычев, а в конце XX – преподаватель училища Анатолий Владимирович Пономарев. По своей природе он был человеком талантливым, увлеченным, оригинальным, с присущим ему духом профессионального авантюризма и изобретательства. Творческий поиск и эксперимент однажды и навсегда превратились в формулу жизни художника и педагога. Личность этого человека оказалась настолько многогранной, что в период его пребывания в учебном заведении в качестве преподавателя специальных дисциплин здесь не осталось такой художественной науки, которой бы Пономарев не коснулся своим вниманием, увлекая за собой студентов. Он смело и решительно брался за то, что никогда не делал, пытливо осваивал новые техники и технологии, пристально изучал методики, настойчиво постигал неизведанное, внедрял и пробовал на деле самые смелые задумки, напоминая своей одержимостью гениального итальянца Леонардо да Винчи. По мнению одной из его выпускниц 1988 года Тамары Багацкой, "он и был гений!"

    Многое в своей деятельности Пономарев воспринимал оптимистично, уверенно, убежденно, наверное, потому, что опирался в работе и поисках на народную культуру, традиции русского и уральского декоративного искусства, наследование опыта местных народных художников, проверенные временем. На отделении художественной росписи, созданном при его непосредственном участии, с первого и до последнего дня служебной биографии, всецело посвященной развитию новой специализации и подготовке квалифицированных мастеров, Анатолий Владимирович служил настоящим маяком, освещавшим образовательные и профессиональные горизонты своими передовыми, креативными идеями и успешными результатами. Даже спустя годы, когда замечательного подвижника уральского искусства уже нет на свете, Пономарев остается по-прежнему неповторимым.

Татьяна Смирнова, "Святки", 1992 год

Татьяна Смирнова, "Святки", 1992 год

    Самая первая рождественская история на тагильском подносе появилась благодаря Анатолию Владимировичу в 1992 году и была выполнена под его чутким руководством. Правда, к церковному мотиву Рождества, предполагающему определенные знания иконографии, на практике подходили постепенно, сначала через популярные народные праздники, такие, как Святки, с давних пор сопровождающие рождественские дни. Именно им посвятила свой одноименный выпускной поднос учащаяся отделения художественной росписи Татьяна Николаевна Смирнова. Картинка озорного народного гулянья с его характерными обычаями и развлечениями, забавно перекочевала на зеркало подноса, а крутые бортики помог украсить серебристый морозный узор. И, казалось бы, все самое традиционное и приметное для Святочных дней нашло свое отражение под ловкой и умелой кистью дипломницы. Рассматриваешь "железную" живопись, словно забавный комикс.

    Динамичный изобразительный рассказ представлен в действии, краски – нарядные, яркие, сочные, и атмосфера внутри сказочная. Все, как и положено в Святки. Тут вам и ряженые, и обходы домов, в которых уютно светятся желтоглазые оконца, и мягкий пушистый снежок на покатых крышах, и месяц дугой в небесной синеве, и факелы, свечи в руках колядующих. Кажется, даже слова веселой песенки слышны: "Коляда, Коляда, поведи меня туда, где подарочки дают, там, где пляшут и поют". А на переднем плане и сама пляска, в которой принимают участие стар и мал, да еще для смеху кот в козлиной личине на двух лапах выхаживает. Смотришь и невольно улыбаешься, значит, задело. Любопытно, но защита дипломных проектов в 1992 году состоялась накануне новогодних и рождественских событий – 25 декабря. Символично.

    Спустя два года почин Пономарева подхватила молодой преподаватель училища Татьяна Дмитриевна Бинас. Она, при участии специалиста тагильской лаковой отрасли, искусствоведа Галины Никитичны Горбуновой, вплотную подошла к рождественской теме, четко и конкретно раскрыв ее сущность в сюжете "Рождество Христово" (1994). Автором ответственной дипломной композиции стала Наталья Тихонова, попытавшаяся показать на подносе величественный и прекрасный в своей чистоте Божественный мир и главный момент Пресветлого дня – таинственное явление новорожденного Младенца, над которым в любви и нежности склонились Дева Мария и Иосиф Обручник. По всему видно, что христианская идея была воспринята молодым автором близко к сердцу, поэтому событие священной истории Наталье Владимировне удалось передать красиво, трогательно и убедительно.

    Между тем, Анатолий Владимирович Пономарев вместе со студентами своего выпускного курса росписи пристально изучали народный фольклор и литературную классику в лице Николая Васильевича Гоголя, старательно выводя многослойные лаковые картины на металле. В 1995 году на редкой для сегодняшнего дня прямоугольной форме студенткой Натальей Любовой (Патриной) был написан поднос "Колыбельная", который, на мой взгляд, также тесно взаимосвязан с рождественской темой, переданной Натальей Владимировной в колоритной народной интерпретации, по-домашнему уютно, по-женски душевно, по-матерински нежно.

    В 1998 году Татьяна Головко создает поднос "Вечера на хуторе", в продолжение названия которого так и просится до боли знакомое завершение – "близ Диканьки". Он родился на красивой фигурной заготовке, напоминающей праздничную скатерть оригинального глубинного цвета, на фоне которого разворачивается зимняя история. По всему видно, что в этой работе студентка и руководитель выложились максимально и теоретически, и практически, настолько она получилась зрелищной, выразительной, творчески яркой и запоминающейся. Под стать знаменитой гоголевской повести, послужившей сюжетным источником дипломной композиции, Татьяна Владимировна с чувством, толком и проникновением прочитала знаменитое литературное произведение "Ночь перед Рождеством", посвященное народной жизни Малороссии, написанное Гоголем со свойственной ему теплотой, добрым юмором, поэтичностью, и постаралась все эти черты передать языком декоративной живописи.

    Безусловно, задуманное удалось. С не меньшей искренностью, чем писатель, девушка поместила на подносе рождественскую зарисовку, соблюдая при этом необходимые этнографические, бытовые и фольклорные подробности, национальный колорит и настроение праздника. Перед зрителем проходят "комически одушевленные" персонажи повести, и каждый почти узнаваем, благодаря чему разворачивается полная жизни картинная история. Зимний пейзаж Диканьки очарователен; в ночном небе "чудно блещет месяц", возле которого грациозно изображен пресловутый черт с длинным хвостом и козлиной бородкой; навстречу ему на метле летит симпатичная ведьма в типичной женской одежде, а по хутору гуляют "дивчата с парубками" в нарядных народных костюмах. И, конечно, главный герой повести – раздосадованный кузнец Вакула с мешком за спиной, решительно шагающий, "куда ноги несут". Вот она – "весело смеющаяся ночь" перед Рождеством! Заманчивая, колдовская, азартная, в которой так и хочется побывать, "потолкаться между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки". Удачно оформлено автором фоновое поле вокруг центрального изображения, украшенное цветочными гирляндами, похожими на украинский головной венок, поддерживающими общий колорит подноса.

    За год до своего расставания с Уральским училищем прикладного искусства, уже в новом тысячелетии, А.В. Пономарев в последний раз стал дипломным руководителем на родном отделении художественной росписи. В 2002 году его выпускницей Яной Нефедовой был выполнен долгожданный сюжетный поднос, посвященный собственно Рождеству Христову, теперь уже каноническому, к которому Анатолий Владимирович неспешно и вдумчиво шел несколько лет. И вновь получилась настоящая живописная картина на металле под названием "Поклонение волхвов".

Татьяна Головко, "Вечера на хуторе", 1998 год

Татьяна Головко, "Вечера на хуторе", 1998 год

    На традиционной прямоугольной форме девушка изобразила знаковую сцену поклонения, напоминающую католические полотна. Фигуры участников таинства, при всей камерности композиции, выглядят монументальными, скульптурными, масштабными. И волхвы, и Иосиф, и ангелы. Кажется, что заданные рамки подносного зеркала, красиво декорированные сложным васильковым орнаментом, тесны для представленного действа, настолько величественна сама идея, широта мысли художника и его попытка придать значимость каждому образу, вплоть до лежащего на полу агнца. Задержался к поклонению третий из пастухов, его нет в группе, но если бы он и пришел, то внутренняя сцена оказалась бы слишком многолюдной и тесной для выделенного ей пространства. Будем считать, что последний мудрец с Востока стоит за порогом роскошной пещеры, охраняя тишину и спокойствие над Палестиной, но даже на расстоянии мы ощущаем его незримое присутствие. Обращает на себя внимание и такой нюанс, как опущенные долу глаза собравшихся, пребывающих в молитвенно-возвышенном состоянии, но, несмотря на это, их лица портретны. Разумно и в меру украшен поднос отрисованным вручную золотным орнаментом, не отвлекающим внимание от основного зрелища. Момент "Рождества" состоялся, хотя и получил от экзаменационной комиссии оценку "хорошо". А что хорошо, то хорошо и есть.

    Хорошо, что есть на белом свете божественные дни и святые даты, на века подарившие миру искусства неисчерпаемые темы для творчества, хорошо, что к ним обращаются люди, способные выразить глубину человеческих чувств и силу веры, хорошо, что удалось сохранить старые дипломные работы, ставшие сегодня украшением многих выставок.

Ольга ТОЛСТОБРОВА, искусствовед.

    Фото Елисея Воврженчика.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №1(318) от 02.02.2018.

 

 

Главная страница