Третий взошел на пьедестал

    В Нижнем Тагиле появился новый памятник. Танк Т-72 замер на пьедестале на пересечении улицы Зари и Ленинградского проспекта, будто выехал из леса, охраняя рубежи Вагонки. Это третий танк в городе и первый, по словам губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя, памятник Т-72 в России.

    Торжественное открытие состоялось накануне Дня танкиста и сопровождалось не только торжественными речами и возложением цветов, но и двадцатью артиллерийскими залпами. Об истории самого массового танка, запущенного в серию в 1974 году, то есть 30 лет назад, собравшимся напомнили генеральный директор ГУП "ПО Уралвагонзавод" Н.А. Малых и конструктор Д.Н. Карцев. А мэр Нижнего Тагила Н.Н. Диденко пожелал всем дожить до того времени, когда все танки будут стоять на постаментах и наступит мир во всем мире.

    Учитывая печальные события конца августа - начала сентября, люди адекватно воспринял повышенные меры безопасности: наличие машин пожарной охраны и "скорой помощи", закрытые нарядами ДПС дороги. Даже то, что все зрители были отделены от почетных гостей, ветеранов и школьников с цветами, и видели не выступающих, а спины военнослужащих, не вызвало громкого ропота в рядах жителей Дзержинского района, пришедших на торжество. Зато, когда оно закончилось и доступ к памятнику уралвагонзаводцам, создателям танка Т-72, был открыт, толпа ринулась фотографироваться на фоне подарка. Ведь именно подарком тагильчанам назвали этот памятник и губернатор, и глава города.

Памятник Уралвагонзаводцам - создателям танка Т-72

Памятник Уралвагонзаводцам - создателям танка Т-72

    Умолкла торжественная музыка, разъехались машины с VIP-персонами, но не спешили расходиться люди. Ветераны гуляли по площади и обменивались впечатлениями и воспоминаниями о трудовом прошлом. Работники Уралвагонзавода обсуждали настоящее и будущее родного предприятия, вероятность новых зарубежных контрактов и предложение губернатора Росселя о переименовании одной из улиц города в честь танкостроителей. А ребятня, почти мгновенно "оккупировавшая" боевую машину, уже строила планы предстоящего "боя" в лесу возле танка. И судя по количеству молодых мам с колясками и пап с малышами, просто гуляющих по площадке, место "у танка" действительно в ближайшее время может превратиться в любимый уголок отдыха и прогулок жителей Дзержинского района.

    Недавно площадь получила название "Площадь танкостроителей".

Людмила ПОГОДИНА.

Литература: Газета "Горный край" от 14.09.2004.

Танк-юбиляр

    В сентябре 2004 года на Вагонке была открыта площадь Танкостроителей. В ее центре на постамент водружена легендарная машина. В 2013 году танк Т-72 празднует 40-летие.

    "Семидесятидвойка" – детище уралвагонзаводцев, специалистов Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения.

    Танк показал себя наилучшим образом в масштабных испытаниях (1979-1986 годы), превзойдя своих конкурентов – харьковский Т-64 и ленинградский Т-80. Тагильская машина имела надежный двигатель и ходовую часть, была проста и удобна в управлении. 7 августа 1973 года, Т-72 был принят на вооружение, поставлен на конвейер.

    Танк постоянно дорабатывался. Армия получала серийные Т–72А, Т–72Б и созданные на их основе инженерные машины – мостоукладчик МТУ-72 и бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ–1. Модернизация "семьдесятдвойки" продолжается по сей день.

    Т-72 стоит на защите рубежей многих государств. Он признан самым массовым танком современности.

Анастасия ВАСИЛЬЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 14.08.2013.

Забытый юбилей

    В начале сентября 2014 года исполнилось 10 лет со дня торжественного открытия на Вагонке мемориала "Создателям танка Т-72", сооруженного к сорокалетию постановки этой боевой машины на производство и 80-тилетию ее Главного конструктора В. Н. Венедиктова. По большому счету, конечно, это событие не Вселенского масштаба, но очень хочется, чтобы город помнил о тех, кто полвека назад создал легендарную "семьдесятдвойку", которая и по сей день несет боевую вахту – как у нас в стране, так и в десятках стран мира.

    Был 2003 год, близилось 80-летие Валерия Николаевича Венедиктова, замечательного конструктора и человека, одного из создателей знаменитой "семьдесятдвойки". Эта юбилейная дата по времени практически совпадала с тридцатилетием со дня постановки на серийное производство танка Т-72.

    И, обсудив с рядом коллег возникшую идею, я обратился к генеральному директору завода Н. А. Малых с авантюрным, как мне казалось, предложением об изготовлении к этим двум датам памятника создателям танка Т-72, людям Вагонки – рабочим, технологам, конструкторам, всем тем, чьими руками, трудом и талантом была создана эта машина.

    Сейчас можно признаться, что у меня были большие сомнения на этот счет – Н.А. Малых в бытность свою заместителем директора по производству весьма недолго проработал с В.Н. Венедиктовым. И какова была моя радость, когда он поручил мне подготовить заводской приказ о создании комиссии по возведению памятника, о проведении внутризаводского конкурса на лучший проект, о выборе места установки и т. д.

    Контроль за исполнением приказа был возложен на главного инженера В.А. Андронова и заместителя директора В.Ф. Щелокова. Более того, Н.А. Малых сказал мне (привожу по памяти): "Этот памятник будет знаменовать собой связь поколений между уралвагонзаводцами, чей героический труд увековечен в 1945 году монументом у центральной проходной (первый памятник легендарной "тридцатьчетверке"), и нынешними тружениками завода. Он просто необходим для воспитания корпоративной гордости, а также послужит делу формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма… А что касаемо юбилейной даты Венедиктова, то этот монумент с полным основанием посвящен будет и ему – Главному конструктору и человеку, чьими трудами мы, уралвагонзаводцы, гордимся".

    Конкурс выиграл проект дизайнера отдела рекламы Р.В. Морозевича. Малых, Андронов, Щелоков совместными усилиями смогли получить разрешение Министерства обороны на выделение для этой цели танка Т-72 первых лет выпуска (его доставили воинским транспортом с Дальнего Востока).

    После интенсивных поисков было выбрано очень удачное место на пересечении оживленных магистралей – Ленинградского проспекта и улицы Зари. Активно включились в эту тему и городские власти – мэр города Н.Н. Диденко помог в оформлении документов на землеотвод для установки памятника.

    И, как итог, осенью 2004 года прошла торжественная церемония открытия памятника, на которую были приглашены те, кому посвящен этот мемориал, представляющий собой ладонь, открытую миру, на которой разместился танк Т-72, детище таланта Л. Н. Карцева, В.Н. Венедиктова и их соратников. Открывали церемонию губернатор Свердловской области Э.Э. Россель, начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-полковник С.А. Маев, глава города Н.Н. Диденко и генеральный директор Уралвагонзавода Н.А. Малых.

Открывали церемонию губернатор Свердловской области Э.Э. Россель, начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-полковник С.А. Маев, глава города Н.Н. Диденко и генеральный директор Уралвагонзавода Н.А. Малых.

Открывали церемонию губернатор Свердловской области Э.Э. Россель, начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-полковник С.А. Маев, глава города Н.Н. Диденко и генеральный директор Уралвагонзавода Н.А. Малых.

Особенно волнующим было тепло встреченное собравшимися выступление выдающегося конструктора-танкостроителя Леонида Николаевича Карцева

Особенно волнующим было тепло встреченное собравшимися выступление выдающегося конструктора-танкостроителя Леонида Николаевича Карцева

Мемориал представляет собой ладонь, открытую миру, на которой разместился танк Т-72, детище таланта Л. Н. Карцева, В.Н. Венедиктова и их соратников

Мемориал представляет собой ладонь, открытую миру, на которой разместился танк Т-72, детище таланта Л. Н. Карцева, В.Н. Венедиктова и их соратников

    Это торжественное мероприятие стало праздником для всех уралвагонзводцев и их коллег из предприятий-соисполнителей, принимавших самое активное участие в становлении "семьдесятдвойки". Особенно волнующим было тепло встреченное собравшимися выступление выдающегося конструктора-танкостроителя Леонида Николаевича Карцева, самого результативного творца бронетанковой техники ХХ века, своим талантом заложившего концептуальную идею новой машины. Через несколько лет, пройдя через множество коллизий, она воплотилась в Т-72, самый массовый и воюющий танк конца ХХ – начала ХХI столетий.

    В своей короткой, но яркой и эмоциональной речи Леонид Николаевич от души поблагодарил руководство области и города, Министерства обороны и Уралвагонзавода за возведение монумента создателям российского оружия, чей талант и самоотверженный труд достойны самой высокой оценки и уважения.

    И, пожелав успехов всем уралвагонзаводцам, выразил уверенность в том, что памятник этот будет способствовать сохранению и преумножению новаторских традиций, заложенных предшественниками, и предаст импульс для творческих поисков и свершений новому поколению тагильских танкостроителей.

    Чуть позднее, по инициативе Уралвагонзавода, площадь, на которой установлен памятник, получила название "Площадь Танкостроителей".

В. ЯМОВ, член союза журналистов РФ.

    Фото из архива автора и О. Пермяковой.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №34(173) от 16.10.2014.

Танк Т-72 - легенда XX века

Памятнику уралвагонзаводцам – создателям танка Т-72 – исполнилось 10 лет.

    Памятник танку Т-72 установлен на пересечении улицы Зари и Ленинградского проспекта на площади Танкостроителей. Надпись на мемориальной стене над пьедесталом, на котором возвышается танк, гласит: "Уралвагонзаводцам – создателям танка Т-72". Автором эскиза памятника стал занимавший в то время должность начальника бюро дизайна отдела рекламно-выставочной деятельности Руслан Морозевич. В описании эскиза он заявил, что вся конструкция представляет собой "ладони, открытые миру", на которой разместился легендарный Т-72. Этот памятник является уникальным, единственным в России и мире.

    10 сентября 2004 года на площади Танкостроителей, в торжественной обстановке состоялась церемония открытия памятника создателям самого массового танка современности – Т-72. Газета "Машиностроитель", освещая это значимое для района и города событие, писала: "Он был принят на вооружение Советской армией в 1973 году. И лишь немногие в те годы знали, сколь тернистой была история его появления. Уральский танк рождался в условиях острой конкурентной борьбы. Время показало: выбор в его пользу был сделан правильно. Участие в локальных конфликтах принесло танку Т-72 мировую известность. На митинге присутствовали ветераны, конструкторы и испытатели танка Т-72, руководство Нижнего Тагила и Уралвагонзавода, губернатор Свердловской области Эдуард Россель, заместитель председателя ГК РФ по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ генерал-полковник Сергей Маев, первый главный конструктор танка Леонид Карцев и сотни рядовых тагильчан. В ходе церемонии раздались двадцать артиллерийских залпов, а также состоялся парад, в котором приняла участие рота почетного караула Нижнетагильского гарнизона и кадеты школы № 13".

    В чем секрет успеха Т-72? С 1974 года Т-72, запущенный в серийное производство, стал "визитной карточкой" УВЗ и Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения. Этот танк одержал неоспоримую победу над конкурентами по резервам модернизации и стоимости, техническим показателям и боевому опыту. Во второй половине XX века Т-72 признан самым воюющим танком. Армии 42-х стран мира вооружились тагильскими машинами, признанными эталоном военной техники. На УВЗ было выпущено более 36 тысяч Т-72, поэтому именно в Нижнем Тагиле, крупнейшем центре российского танкостроения, появился памятник этой легендарной машине.

    Впервые в бою танки Т-72 побывали в 1982 году в составе сирийской армии при вторжении израильской армии в Ливан, показав превосходство над израильскими М-60 американского производства. Т-72 участвовали в операции "Буря в пустыне" и других локальных войнах ХХ века. В 1982 году Хафез Асад охарактеризовал Т-72 как лучший танк в мире по результатам боевых действий в Ливане. "Именно высокие надежность и огневая мощь танков Т-72, а также большое их количество на вооружении многих стран подталкивают конструкторов Чехии, Словакии, Польши, Румынии, Украины, Франции, Бельгии и ряда других стран разрабатывать проекты модернизации этой замечательной машины и довести ее боевые характеристики до уровня танков НАТО последних разработок".

    За 20 лет серийного производства Т-72 претерпел несколько модификаций. Сегодня Т-72 снят с серийного производства, но его модифицированные образцы ежегодно участвуют на международной выставке вооружений в Нижнем Тагиле на полигоне НТИИМ "Старатель".

    Огромную роль в запуске в серийное производство Т-72, его конструктивной доработке сыграли главный конструктор УКБТМ Валерий Венедиктов и директор завода Иван Крутяков.

    В 2013 году в России стартовал новый широкомасштабный международный проект "Танковый биатлон", в котором участвовал Т-72Б. В биатлоне принимали участие Россия, Беларусь, Казахстан, Армения. Российская команда танкистов завоевала первое место и почетный кубок. В чемпионате мира 2014 года по танковому биатлону приняли участие экипажи 12-ти стран. Первое место по итогам соревнования вновь заняла сборная команда России.

    О легендарном Т-72 главный конструктор танка Леонид Карцев сказал так: "Т-72 … предназначался для массового производства на существующих заводах и оборудовании. В нем реализована идея надежности машины в целом, внедрены улучшенные условия обитаемости для экипажа. В конструкции Т-72 удалось заложить значительный резерв для модернизации и создания на его базе специальных машин. Этот танк создан для боя. Неоспоримые достоинства Т-72 оценили специалисты всего мира – эта боевая машина признана лучшим и самым массовым танком второй половины XX века". Танки УВЗ являются таким же брендом российского вооружения второй половины ХХ столетия, как автомат Калашникова, самолеты ТУ и МИГ, ракеты Королева и Янгеля.

Светлана ЗЛАТКОВСКАЯ, сотрудник Выставочного комплекса УВЗ.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 14.11.2014, №44.

Главная страница