Не нами создано, не нами и хранится

    Известную эту поговорку всегда вспоминаю при встрече с давним своим приятелем Петром Игнатьевичем Суриным. В далёкие советские времена классный киповец без отрыва от производства закончил философский факультет УрГУ. Он всякий раз сокрушается: "Ну почему мы так безалаберно относимся ко всему тому, что найдёшь только в Нижнем Тагиле, что ставит его высоко в ряду даже областных центров. Была у нас уникальная учительская библиотека, детище библиофила А.И. Питерского. Ушёл ветеран, а вскоре за ним и его бесценное дело. И самое страшное – за неё никто не пытался побороться и, в первую очередь, управление образования, возглавляемое тогда эрудитом, любителем книги А.В. Соложниным".

    В городе, который за последний десяток лет кардинально преобразился (появилось много знаковых, исторических мест, ежегодно проводятся мероприятия российского уровня), не всё ладно с сохранением ряда традиций, наработок, того, что является исключительно тагильской гордостью.

Один из номеров журнала "Пульсар"

    Кто сегодня может объяснить, почему сменил адрес родившийся в Нижнем Тагиле конкурс "Золотой петушок", благодаря которому и талантливым местным композиторам Нижний Тагил почти два десятка лет был центром детской эстрады в России. Нет денег, но в Кизиле они почему-то нашлись. Кстати, денег всегда не хватало, и ныне их тоже не много. Но ведь, несмотря на тотальное в своё время безденежье, глава города Н.Н. Диденко находил и деньги, и время для поддержки и этого конкурса, и юнармейского движения, многих детских мероприятий, поездок на конкурсы и фестивали. По его инициативе в безденежные времена (не в пример нынешним) был организован Муниципальный молодёжный театр, появился детско-юношеский журнал "Пульсар", издавались поэтические сборники...

    Уход "Пульсара" был долгим (почти два года) и мучительным. Совещаний по "пульсаровской" проблеме было проведено около десятка, половина из которых прошла под эгидой горадминистрации. Все тогда в один голос говорили о необходимости сохранения журнала, подчёркивали его высокий уровень, принимали к обсуждению различные варианты его существования. Этим всё и заканчивалось. Только один человек из этой солидной компании – директор ГДДЮТ Оксана Васильевна Михневич – делала всё возможное и невозможное, чтобы сохранить издание. Не знаю, как она решала проблемы, в том числе и финансовые, но именно благодаря ей продолжительное время журнал выходил, сохранялась надежда на выживание. Но новации в образовании, введение подушевой оплаты труда педагогов, резкое уменьшение финансирования вынудили её отказаться от многих форм работы с детьми и, конечно же, от детско-юношеского журнала "Пульсар".

    Историю этого редкого и уникального для Нижнего Тагила, да и для области, издания можно назвать сказкой с грустным концом. Это было славное время, закончившееся, увы, слишком по-русски – печально. Помню, как летом 1995 года редактор газеты "Пульсар" (было и такое молодёжное периодическое издание) Александр Максимчук пришёл к главе города с предложением преобразовать газету в журнал. Саша тогда представил развёрнутую программу издания, главной целью которого было "развитие у детей и юношества творческой инициативы, участие их в решении своих проблем, содействие педагогам и родителям в воспитании подрастающего поколения..." Основательный Максимчук не очень-то надеялся, что глава администрации его примет, прочитает его многостраничный план. И зря. Глава его и принял, и с интересом выслушал, ознакомился с предложениями, и даже внёс в них несколько дополнений и сразу же назначил по этому вопросу сбор.

    Большинство присутствовавших на совещании без "фанатизма" приняли идею, заявляя, что в период безденежья не об этом надо думать. Вот тут-то Николая Наумовича прорвало: "Вы что, не видите, что происходит вокруг, куда идут дети, молодёжь? СМИ представляют нашу историю сплошным преступным кошмаром. Какое же отношение к России после этого будет у юных граждан? Да, сегодня во всех отношениях трудно, но защитить, оградить детей от дурного влияния, ото лжи можем только мы. Вот поэтому и нужен журнал".

    Перед Новым годом уже впервые всенародно избранный глава города Н.Н. Диденко получил первый номер, а после выпуска пятого-шестого спросил: "Где ты "выкопал" этого талантливого редактора (Максимчука)? Как он здорово обрабатывает материалы". Я даже растерялся. Позже узнал, что шеф мой очень дружит с книгой и не раз ставил в неловкое положение вопросом: "Ты это читал?"

    "Пульсар" поражал своей "всеядностью". Публикации о жизни школ, учреждений дополнительного образования, рассказы о тагильских мальчишках и девчонках, их талантливых сверстниках стали нормой для редакции. Много места в журнале занимали темы краеведения, нравственно-эстетического и экологического воспитания (выходил журнал в журнале "Экопульс"), материалы научно-технической направленности, фантастика. Друзьями, постоянными авторами издания стали кандидат технических наук, автор книг по истории металлургии Н. Мезенин, ихтиолог М. Жданов, военный историк Б. Марков, краевед А. Пичугин, кандидат технических наук И. Вендер... В журнале публиковались рассказы и стихи В. Сухова, Б. Телкова, В. Овсепьяна, Я. Разливинского, Л. Иванской, Н. Печальника, О. Пастуховой, Н. Чернавской, М. Зудовой... В каждом номере выходило до тридцати материалов юных авторов. Юнкоровский актив постоянно доходил до 300 человек, в редакции во второй половине дня яблоку негде было упасть.

    За несколько лет редакционный коллектив в составе Светланы Чевдарь, Татьяны Шкитун, Галины Леоновой, Ярославы Марбах, Оксаны Козак (художник и журналист пришла в коллектив чуть позже, после гибели талантливого художника журнала Ильи Отрадного), под руководством интеллигента в полном смысле этого слова Александра Максимчука "делал" журнал по содержанию, по подаче материалов, оформлению, нисколько не уступая столичным изданиям. И подтверждением тому стало присвоение "Пульсару" звания лауреата в номинации "Лучшее периодическое издание для детей и юношества" Всероссийского конкурса "Золотой гонг – 2001". Заслужил коллектив и много других наград. В то время, когда тиражи тагильских печатных СМИ катастрофически падали, спрос на детский журнал в разы превышал его тираж.

Обложка одного из номеров Пульсара

    Но давалось это коллективу и редактору совсем не просто. Задержка на пять-шесть месяцев зарплаты в счёт не шла, а вот, чтобы найти средства для напечатания журнала, приходилось ноги до колен истереть. За годы существования не раз меняли и статус издания, и его адрес: входил он в состав "Горного края", трижды переезжал. Повезло наблюдать работу "пульсаровцев" в составе "Горного края". Восхищала легкость, непосредственность и интеллигентность редактора Максимчука в общении с сотрудниками, с детьми, его редакторское мастерство, умение писать для детей. До сих пор вспоминаю его сказку "Оранжевая звезда". После безвременного ухода Саши (держать всё в себе, видимо, бесследно не проходит) друзья подготовили сказку для издания, материалы эти были переданы для напечатания преподавателю горно-металлургического колледжа, но он неожиданно "пропал без вести".

С них начинался "Пульсар". В очках – редактор журнала Александр Максимчук

С них начинался "Пульсар". В очках – редактор журнала Александр Максимчук

    Был у "Пульсара" и период "ренессанса", когда "упавшее знамя" журнала из рук ушедшего Александра Максимчука поднял Виталий Иванович Костромин. Главный редактор газеты "Всем!", мэтр тагильской журналистики взял под опеку растерявшийся от потери лидера коллектив редакции. С его приходом "Пульсар" преобразился. Появилась цветная вкладка, с обложек смотрели на читателей ребячьи лица. В каждом номере рассказывалось о какой-нибудь тагильской "звездочке" (а талантливых и интересных детей в нашем городе очень много), которая (который) становилась героиней (героем) обложки. Цветные полосы печатались в типографии с самым на тот момент современным цифровым оборудованием. Виталий Иванович доплачивал за удорожание полиграфии из своего кармана... Потому что еще что-то просить у города для журнала было бесполезным.

    Закрытие "Горного края" вынудило коллектив "Пульсара" на очередную смену адреса. Ушел и редактор. Виталий Иванович Костромин, конечно же, не захотел из журналиста превращаться в "педагога дополнительного образования".

    Видимо, это был последний шанс – хоть таким образом сохранить журнал, спрятав его под крыло образования. Надо особо отметить – в ГДДЮТ Оксана Васильевна создала комфортные условия. Чуть ранее здесь расположилась редакция "Тагильской школы". Работали вместе, помогали друг другу. Обязанности редактора, за неимением такового, весьма неплохо исполняла Оксана Козак. Но это почему-то не устраивало руководство управления образования, ему нужен был редактор-мужчина. Поиски были долгими. Не помню, кто предложил кандидатуру Якова Васильевича Разливинского. Его я немного знал, приглашал на работу в пресс-службу, но у него оказалось только среднее образование. С интересом отнёсся к его литературной деятельности, уже тогда поразил список его рассказов, повестей...

    Полгода ждал его, убеждал кадры, что отсутствие диплома о высшем образовании с лихвой компенсируется способностью к филологии, к писательству. Однако с редакторством у Якова Васильевича, на мой взгляд, сразу не сложилось. С его приходом исчезла та неповторимая творческая атмосфера, без которой невозможно делать детский журнал. Почему-то прекратились ребячьи сборы в редакции. Вокруг всё было каким-то напряжённым и невесёлым.

    Оставалось только тешить себя, что всё пройдёт. Вот когда вспомнился Александр Максимчук, который не мнил себя писательской звездой (как-то он на эту тему неожиданно заявил: "Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают"), активно общался с людьми, ко многому прислушивался, но, в основном, шёл своим "мягким" путём. Тепло его души, доброта, детская непосредственность пронизывали все материалы "Пульсара". Спокойный, рассудительный, смело шёл к руководству города и не однажды спасал журнал от закрытия.

    Что ж, не повезло больше "Пульсару" на такого редактора, как незабываемый наш Саша Максимчук, который никогда не опускал руки, бился до конца, искал и не раз находил источники финансирования. И ещё один человек – директор ГДДЮТ О.В. Михневич – до конца боролась за журнал, а остальные проводили совещания. Никто на городском уровне не смог решить эту проблему: ни начальник управления образования А.В. Соложнин, в общем-то, никогда не выступавший за закрытие журнала, и на том спасибо; ни глава города В.П. Исаева, которая при встрече всегда изъяснялась в любви к детскому журналу; ни... До сих пор улыбку вызывают те проходившие на высоком уровне совещания по спасению журнала, на которых не был принят ни один предложенный вариант, в том числе и передачи его в другую юрисдикцию. До сих пор непонятно, зачем собирались? И всегда вспоминаю Н.Н. Диденко, который подобные вопросы в более сложных финансовых условиях решал чётко и конкретно.

    Вот так простенько и со вкусом расстались в Нижнем Тагиле с уникальным детским журналом, который до сих пор вспоминают те, у чьих детей и внуков имелся свой журнал, возможность с гордостью не раз перечитывать рассказ о себе, друзьях, а часто и свой первый стих, заметку... Среди них и Пётр Игнатьевич Сурин, который никак не может смириться с тем, что не будет больше в Нижнем Тагиле ни уникальной учительской библиотеки, ни "Золотого петушка", ни "Пульсара" ни многого другого. Очень тревожно, что принцип: "Не нами создано, не нами хранится", прочно укрепляется в головах наших идеологов от культуры и образования.

В. ЛИДИН.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №31(261) от 08.09.2016

 

 

Главная страница