На роду написано

    "Мы ее знаем!" – воскликнет много не знакомых друг с другом людей. И это неудивительно. Ведь родилась и большую часть своей жизни она прожила в Нижнем Тагиле. Ее мечта стать скульптором не осуществилась. Родители решили, что девушке лучше всего подойдет профессия педагога. Но, окончив институт и отработав в школе положенный срок, она ушла на завод. В начале 1970-х ее приняли в газету "Машиностроитель". Это была единственная в городе многотиражка, имевшая в штате художника.

Вера Сорокина: "Почему люди не летают?"

Вера Сорокина: "Почему люди не летают?"

    Работа оказалась интересной, но многие газетные премудрости пришлось осваивать с нуля. Прежде всего – ретуширование фотографий. Фотокорреспондент, конечно, старался. Но условия освещенности, особенно в металлургических цехах, были таковы, что не спасали ни высокочувствительная фотопленка, ни очень контрастная фотобумага. Вдохнуть жизнь в эти серые лица предстояло художнику. Вера Александровна терпеливо "колдовала" над каждым снимком. А мы посмеивались. Никто из запечатленных на фотографиях людей не представлял, через какое "чистилище" он проходил. Трехдневная щетина не была тогда в моде, ее подчищали скальпелем. Черты лица прорисовывались с помощью туши. Обозначались контуры одежды. И посреди этой кропотливой работы вдруг раздавался вопль: "Ну откуда я знаю, какой у него нос!" Отретушировать надо было так, чтобы не исказить внешность человека.

    В то время много публиковалось критических материалов. Наиболее значимые из них сопровождались карикатурами. Мы по простоте душевной решили, что карикатуры будут иллюстрировать текст. Но Вера Александровна считала иначе. Она знакомилась с содержанием материала, а затем рисовала что-то свое. Это было непривычно, неожиданно, но помогало глубже раскрывать суть проблемы. В первый год работы цеха холодной штамповки в редакцию обратились читатели с жалобой: в помещении очень холодно! Карикатура получилась удачной. Снеговик стучится в дверь цеха и просит: "Пустите померзнуть".

    Немало карикатур Вера Александровна готовила по собственной инициативе. При этом с нас требовала: "Дайте мне тему!" Мы начинали лепетать, в каком цехе какой непорядок. Она жестко заявляла: "Это не тема!" И, действительно, самое главное для художника-карикатуриста – найти тему. Мне запомнился один из ее рисунков. Женщина-мусульманка, закутанная в паранджу, ведет за собой целый выводок ребятишек. Рядом современная девица в декольте и мини-юбке ведет на поводке собачонку. Почти сорок лет прошло, а до сих пор актуально.

    Настоящим украшением газеты становились дружеские шаржи. Она всегда выбирала в качестве объектов для иронии людей интересных, неординарных. И они воспринимали эти рисунки с большой благодарностью.

    Газетному художнику надлежало быть спецом и в другой сфере. Для праздничных номеров готовились плакаты, а в дальнейшем и коллажи. Требовалась необыкновенная изворотливость, чтобы в примитивных по нынешним временам полиграфических условиях и при наличии еще одной краски изобразить что-то высокохудожественное.

    Случались ситуации, когда тот или иной материал выходил без участия художника. На летучке Вера Александровна метала громы и молнии. Поэтому ей было позволено знакомиться со всеми материалами, подготовленными к печати. Видела она их в первозданном виде. Русский язык, как известно, велик и могуч. Автор, сам того не подозревая, может угодить в комичную ситуацию. В ее потрепанной записной книжке рядом с изречениями великих людей соседствовали всяческие несуразности. Доставала она ее, когда надо было поднять настроение. И это удавалось. Достаточно привести только один пример. Корреспондент написал зарисовку о рабочем. Очень, видимо, хотелось, чтобы рассказ получился интересным, живым. Вот как были переданы ощущения героя в стрессовой ситуации: "Вагон горел. А он стоял и плакал, ведь за каждой доской стоял человек". Картина душераздирающая, особенно если представить, что в те далекие времена вагоны выпускались с деревянной обшивкой. Конечно, подобные ляпсусы сразу же искоренялись редактором и на страницы газеты не попадали.

    К своим работам Вера Александровна относилась требовательно и того же ждала от коллег. Тексты ей приходилось писать не очень часто. Но они запоминались. Однажды ее послали в рейд по базам отдыха – каждый год проверяли их готовность к летнему отдыху трудящихся. И всякий раз корреспондент добросовестно перечислял, на какой базе какие упущения. Ее текст нас поразил. Она быстро подготовила очень лаконичный материал с еще более лаконичным заголовком "НЕ". Это был своего рода мастер-класс.

    А когда она решила написать о Дворце культуры, то выдала настоящее эссе! Конечно, возникло оно не на пустом месте. Вере Александровне всегда была близка эта тема. В молодости она участвовала в спектаклях художественной самодеятельности УКБТМ, где тогда работала, прекрасно пела. Сам Ефим Нисенбаум, руководивший агиттеатром "Факел", приходил к ней за советом при подготовке очередной программы. Она рисовала эскизы костюмов для этого коллектива.

    Никогда не боялась браться за "горячие" темы. Такой у нее характер: если чувствует свою правоту, то с пути не свернет.

Карикатура Веры Сорокиной в газете "Машиностроитель". 1975 год

Карикатура Веры Сорокиной в газете "Машиностроитель". 1975 год

    Есть у Веры Александровны страстное увлечение, которое ей "на роду написано". 12 июля, день ее рождения, отмечается во всем мире как День фотографа и День Вероники, которую считают покровительницей фотографии. В газете "Машиностроитель" ей довелось поработать фотокорреспондентом во времена экономических реформ, которые последовали за перестройкой. Черно-белая фотография уходила. На смену пришли примитивненькие "мыльницы" и куча проблем с печатанием цветных фотоснимков. Потребовалось немало усилий, чтобы в руках у нее, наконец, появилась настоящая цифровая камера.

    Ее нестандартная натура и тут давала о себе знать. Придя с очередного задания, она говорила виноватым голосом: "Ты будешь ругаться, но..." Это означало, что на деловой съемке ей попала в кадр, например, собака или что-то подобное, более интересное по ее мнению, и она переключила свое внимание. Немного помолчав, добавляла: "Не переживай, все, что надо, я тоже сняла". Однажды она предложила: "Давай откроем рубрику "Необязательное фото". Жалко, что за бортом остается столько интересных снимков". Я согласилась. И эта рубрика стала очень популярной у читателей. Если долго не появлялась, они интересовались почему?

    Фотографии и впрямь были оригинальными. Самым удачным, на мой взгляд, был снимок, сделанный практически под окнами редакции. Трамвайная остановка. На пеньке от старого тополя сидит пожилая женщина в платочке с сумкой на коленях. Мимо по перекрестку снуют машины. Оставалось придумать подпись. День выдался напряженный, и мозговой штурм ни к чему не привел. Оставили до утра. А утром осенило. Я молча написала на листке бумаги: "На ПЕНЬсии", и мы с ней первыми вдоволь посмеялись.

    Такой человек, конечно, накладывает свой отпечаток на атмосферу в коллективе. Мы, как сейчас говорят, любили приколоться. Первый раз это получилось спонтанно в самом начале нашей совместной работы. Я читала в свежем номере газеты, как двое наших сотрудников отдохнули в профилактории. Читала и вслух возмущалась откровенной халтурой. Больше всего задевало, что автор – заместитель редактора, который правил все наши материалы. Вера Александровна присела за свой стол и начала рисовать. Через несколько минут карикатура была готова. На кровати с железными спинками сидели рядышком два приземистых мужичка, поразительно похожих на наших коллег. Одна рука каждого из них была прикована к спинке металлической кровати, вторая – друг к другу. На ногах – цепи. Рисунок иллюстрировал предложение: "За нами закрепили кровати". Газету, где я подчеркнула все неуклюжие выражения, и карикатуру она вывесила на редакционном стенде в разделе "Ляпы". Услышав наше хихиканье в приемной, из кабинета выглянул автор текста Владимир Дементьев. Это был замечательный поэт, который публиковался даже во всесоюзном журнале "Юность". Он хохотал вместе с нами. Ну не лежала душа к прозе. Нахмурился только редактор, ведь это был камушек и в его огород.

    Это лишь штрихи к портрету очень одаренного и самобытного человека. Ее тепло вспоминают все, с кем она когда-то работала. В личном архиве каждого из нас хранятся коллажи, сделанные ее рукой по случаю дня рождения или другой знаменательной даты. Ее хорошо запомнили ученики. Довольно часто, приходя из цеха, она с порога возвещала: "Вы будете смеяться..." Это означало, что какой-нибудь бородатый мужчина или внушительных размеров женщина неожиданно признались: "Вы нас учили". Она была единственной "немкой" в школе и учила всех, кому было положено изучать иностранный язык. Среди ее учеников был мальчик Николай Малых, который спустя годы стал генеральным директором Уралвагонзавода и который очень уважительно относился к своей бывшей учительнице. Был и второй заход на педагогическую орбиту. Для своих лицеистов она организовала кружок юных корреспондентов, и в результате четыре человека стали профессионально заниматься журналистикой.

    Вера Александровна практически никогда не расстается с фотоаппаратом, который подарил ей внук. Он умещается на ладони. Она по-прежнему с любопытством и изрядной долей иронии всматривается в окружающий нас мир. Мир, полный парадоксов. Она умеет видеть то, на что обычные люди просто не обращают внимания. Вот дерево. В ее фотоархиве есть оригинальный снимок: над башней танка Т-34, который стоит на постаменте у главной проходной завода, возвышается купол храма. Никто из фотографов, охотно снимавших эту площадь, не додумался найти именно такую точку съемки.

    Что можно пожелать этому неугомонному человеку в день солидного юбилея? Наверное, оставаться такой, как есть!

Татьяна ВАСИЛЬЕВА, бывший главный редактор газеты "Машиностроитель".

    Фото из личного архива Веры Сорокиной.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 14.07.2017, №27.

 

 

Главная страница