Диковинка из "горного гнезда"

    В середине июля Павел Николаевич Демидов - владелец Нижнетагильской группы заводов получил долгожданное и радостное послание. В нем говорилось: "На письмо ваше от 8 июня имеем честь уведомить: сего дня пущена пороходка в действие, устраиваемая Мироном Черепановым, которая может ходить по чугунной и деревянным дорогам...". Письмо, написанное 29 июня 1834 года в Нижнетагильске, было подписано управляющим Д. Беловым. В этот день родился первенец паровозостроения российской державы. И этот факт стал причиной срочного письма заводовладельцу в Петербург, который, видать, такому событию придавал большое значение. Ведь поистине, "пущена пароходка в действие", которая наконец-то промчалась по чугунке, значит, родилась. Потому со ссылкой на это важное письмо 29 июня 1834 года, или же 11 июля по новому стилю, нужно назвать днем рождения первого паровоза России, сделанного по задумке собственных мастеров. А конкретнее, талантливыми тагильскими механиками отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми.

Чертеж первого паровоза Черепановых, обнаруженный в государственном архиве Свердловской области    О наличии такого письма, о важном событии не только в масштабах демидовского завода, но и в жизни целой страны, стало известно лишь спустя 150 лет после его появления, а именно в 1984 году. Тогда автору этих строк посчастливилось первым обнародовать его на страницах газеты "Тагильский рабочий" и журнала "Уральский следопыт". И не только его, но и чертеж первой пароходки. Потому что пожелтевшая папка, которую незадолго до этого совсем случайно обнаружили в фонде государственного архива Свердловской области, содержала и письмо, и чертеж. Оно же подтверждает, что первый паровоз делался для показа в столице: "По мнению нашему, отправить оную можно следующей весной на караване, ибо если отправить оную сухопутно, то она в Петербурге не ранее может быть первых чисел марта. Доставка же оной будет стоить довольно дорого потому, что оная весит около 150 пудов (около 2,4 тонны. - М. Р.)". Благодаря письму стал известен вес изобретения Черепановых. Первенец России на паровой тяге оказался на удивление легким. Напомню, что первый английский паровоз был в два с лишним раза тяжелее - пять тонн.

    В архивной находке самое ценное - это хорошо сохранившийся подлинный чертеж паровоза Е.А. и М.Е. Черепановых. Он круто меняет сложившееся представление о первом "самоходном дилижанце" России. С листа слегка пожелтевшего ватмана во всей первозданной красе предстает легкое и изящное сооружение, резко отличающееся от того, что мы привыкли видеть в музеях, на фотографиях, в учебных пособиях, на страницах книг за подписью: "Первый паровоз Черепановых". Чертеж вызвал у некоторых музейных специалистов сомнение: а вдруг изображенный на найденном чертеже паровоз не первая, а вторая пароходка Черепановых? Электронная версия historyntagil.ru. Пояснение дает письмо петербургской конторы Демидова, присланное в 1833 году в управление Нижнетагильскими заводами. Там есть такие слова: "...одну для употребления при заводах, а другую для присылки сюда на показ. К чему может быть пригодится и давно Черепановым уже начатая". Конечно же, на чертеже изображен паровоз "на показ", значит, первый. А второй, грузовой, и внешне выглядит тяжеловозом.

    В 1835 году всезнающий "Горный журнал", выходивший в Петербурге, сделал следующее заявление: "В "Горном журнале" сего года № 5 было напечатано известие о том, что в Нижне-Тагильском заводе гг. механики Черепановы устроили сухопутный пароход, который был испытан неоднократно, при чем оказалось, что он может возить более 200 пудов тяжести со скоростью от 12 до 15 верст в час. Ныне гг. Черепановы устроили другой пароход большего размера, так что он может возить за собой до тысячи пудов тяжести. По испытании сего парохода оказалось, что он удовлетворяет своему назначению; почему и предложено... употребить пароход для перевозки медных руд из рудника в завод".

Памятник Черепановым    Возникает резонный вопрос: для чего Демидову нужен был паровоз Черепановых в Петербурге? Понятно, что для показа? А кому?

    У меня родилась следующая версия. На 17 июля 1835 года был назначен очередной Демидовский праздник. В этот день Павел Николаевич Демидов давал бал для петербургской знати, который был назначен в бывшем поместье княгини Шаховской, в двух верстах от Стрельни. Праздник должен был обойтись в кругленькую сумму - 400 тысяч рублей. На бал приглашался государь император Николай Первый.

    Демидов, привыкший удивлять высший свет разными диковинками своего Нижнетагильского "горного гнезда", на этот раз, вероятно, готовил доселе невиданный в России чудо-сюрприз: дымящий "самоходный дилижанец", который сам помчится по чугунным рельсам и станет увеселять гостей, с ветерком прокатив в маленьких вагончиках, прицепленных к нему. Быть может, таким образом хозяин бала намеревался не только доставить удовольствие гостям, но и еще выше поднять престиж своих заводов. А такая потребность была. Ведь шли дебаты о строительстве Царскосельской железной дороги. Скорее всего, Демидов надеялся получить от царского кабинета крупный заказ на изготовление для нее паровозов. В назначенный день грандиозный бал состоялся. 17 июля 1835 года придворный чиновник в камер-фурьерском журнале сделал следующую запись: "В 10 часов вечера государь император отбыл из дачи Александрии к Павлу Николаевичу Демидову... по прибытии изволил присутствовать у него на бале, а также и кушал за вечерним столом".

    Еще один своего рода документ - письмо Екатерины Николаевны Гончаровой, свояченицы Пушкина. 22 июля она написала брату Дмитрию: "Этот праздник... был самым неудавшимся: все, начиная со двора, там ужасно скучали".

    Может быть, праздник оказался скучным, потому что не было заранее обещанной забавы - изящного паровоза Черепановых? Видать, почему-то первенец России в столицу не попал.

    Вскоре после находки подлинного чертежа первой пароходки Черепановых в Нижнем Тагиле появился небольшой макет "отца" паровозов России. Он пополнил экспозицию краеведческого музея, посетители которого впервые воочию восторгались удивительным творением тагильских мастеров. Такую возможность предоставил тагильчанин, рабочий шахты "Естюнинская", большой мастер поделок Владимир Токарев. А в 1992 году екатеринбургские инженеры и сотрудники ВНИИ железнодорожного транспорта и СОЗ МПС воссоздали для музея макет большего размера первенца российского паровозостроения.

Марлис РАФИКОВ.

Литература: Газета "Горный край" от 02.07.04.

Главная страница