Творение зодчих и народных мастеров

Дом заводских служащих Шептаевых (ул. Тагильская, 34). Памятник архитектуры начала XIX века.

Дом заводских служащих Шептаевых (ул. Тагильская, 34). Памятник архитектуры начала XIX века.

    "Удивительный город Нижний Тагил! Великолепные постройки XVIII–XIX вв., которые сделали бы честь старому Петербургу: губернская архитектура, одноэтажные деревянные дома прошлого века, потемневшие от времени. И огромный новый Тагил: могучие доменные печи, ажурные конструкции кранов... Новые улицы вроде Песчаной в Москве". Такой отзыв оставил большой знаток русской культуры И.Л. Андроников, посетивший наш город в 1952 г. в поисках карамзинских писем о Пушкине.

    Как и почему возникла сложная "многослойная" архитектура Нижнего Тагила? Начало ее, неразрывно связанное с историей уральской горнозаводской промышленности, уходит вглубь веков. В 20-е годы XVIII века у подножия горы Высокой вокруг Нижнетагильского и Выйского заводов появились первые, рубленные на месте, деревянные домишки "работных людей господ Демидовых".

    Три улицы, вытянувшиеся по берегам (реки Тагил и ее притоку Рудянка, – Тагильская, Большерудянская (ныне Кирова) и Ерзовка (Папанина) составляли в 30-е годы XVIII в. по существу весь Тагильский поселок.

    В середине XVIII в. в Тагильском поселке было уже восемь улиц, на которых стояли 562 дома. К этому времени Нижний Тагил стал центром самостоятельного горнозаводского округа, доставшегося в наследство младшему сыну Акинфия Демидова – Н.А. Демидову. Новое положение обусловило бурный рост поселка: с 1746 г. по 1796 г. его население увеличилось в 2,5 раза, а количество домов – в три раза.

    В 1790 г. в Тагильском и Выйском поселках проживало 8479 человек. Наряду с горнозаводской промышленностью развивались разнообразные кустарные промыслы и торговля. Заметно меняется облик поселка. В нем формируются две площади – Базарная (в конце Верхне-Рудянской улицы) и Заводская (в центре у плотины Нижнетагильского завода). Главная заводская площадь очищается от случайных строений. На ней появляется обширный ("о восьми покоях") деревянный на каменном фундаменте дом заводовладельца – красные хоромы с конюшенным двором.

Дом рабочего (ул. Кирова, 31). Памятник деревянного зодчества первой половины XIX века

Дом рабочего (ул. Кирова, 31). Памятник деревянного зодчества первой половины XIX века

    В эти годы была выстроена каменная заводская контора ("расщетный дом") с "приказкой" и "судной избами" и "погребом для хранения денег". Архитектура этих зданий, выдержанная в традициях древнерусского зодчества XVIII века, вместе с расположенными поблизости каменными "провиантскими складами" составляла единый ансамбль, выделявшийся на фоне окружающих деревянных одноэтажных построек. Новым этапом в развития архитектуры Тагила стала первая половина XIX века, особенно 20–50-е годы, когда здесь работали обучавшиеся в Академии художеств архитекторы А.П Чеботарев, А.З. Комаров и К.А. Луценко, талантливые представители школы русского классицизма. Самыми выдающимися из их творений были архитектурные комплексы заводского госпиталя (ныне поликлиники второй горбольницы) и главного заводского управления (здание горсовета), которые и поныне украшают наш город. Под руководством крепостных архитекторов в первой половине XIX века была осуществлена капитальная перестройка "в новом стиле" заводских и гражданских строений, а также перепланировка улиц и площадей. Особое внимание уделялось заводской площади. Она становилась центром, от которого прямыми лучами расходились все главные магистрали.

    Здание заводского управления и двухэтажный каменный флигель (в котором помещались музей и заводская библиотека) были соединены массивными каменными воротами с чугунной решеткой, ведущими на задний (конюшенный двор). Здесь располагался целый комплекс зданий – дома управляющего с каменным флигелем, приезжих, архитектора с "чертежной частью", многочисленные хозяйственные постройки – амбары, сараи, конюшни. Все это вместе с новым зданием управления и старыми красными хоромами со стороны было обнесено стеной из дикого камня, а со стороны пруда окружено деревьями "господского сада" (ныне парк им. А.П. Бондина). Так выглядел в 40-е годы XIX века запечатленный на известной картине И. Худоярова "Гулянье на Лисьей горе" демидовский "кремль", являвшийся до революции архитектурным и административным центром Нижнего Тагила.

    Благодаря сплошной застройке обоих берегов реки Тагил завершается слияние Выйского и Тагильского поселков в единое селение – Нижнетагильский завод (или Нижне-Тагильск). По своему промышленному потенциалу и численности населения (свыше 20 тысяч человек) оно превосходило многие города Урала, но формально прав города не имело, оставаясь всего лишь заводским поселком – вотчиной Демидовых.

    Если в XVIII веке дома были исключительно деревянными, то в первой половине XIX века (особенно в 30–50-е годы) в поселке сравнительно широко развернулось каменное строительство. Был построен ряд так называемых "господских домов" для высших заводских служащих. Подражая заводовладельцам, двух- и трехэтажные каменные дома с целыми комплексами хозяйственных построек строят для себя и заводские служащие, а также богатые купцы. Некоторые из этих зданий сохранились. Почти все они являются памятниками архитектуры русского классицизма.

    Образцами типовых зданий первой половины XIX века могут служить здания женской гимназии (ул. Тагильская, 1), горнозаводского училища (ул. Уральская, 2), Авроринского приюта (ул. Фрунзе, 8). Наряду с этими каменными зданиями интересны и такие типичные для народного зодчества конца XVIII – XIX веков деревянные дома рабочих по улицам Больше-Рудянская (Кирова), Тагильская и особенно дом крепостного художника Дубасникова.

    В 20–50-е годы XIX века широко велось строительство производственных сооружений на Нижнетагильском и Выйском заводах, на Меднорудянском руднике. Вместо деревянных были построены каменные здания цехов, корпусов для паровых машин и надшахтных сооружений, различные хозяйственные постройки – склады, конюшни, провиантские магазины и др. Построенные опытными архитекторами по специально разработанным планам, они, как правило, отличались не только хорошо продуманной композицией, отвечавшей целевому назначению зданий, но и тщательной стилевой обработкой их фасадов. Таким было, например, построенное в 30-х годах XIX века новое здание Выйской заводской конторы с каменной оградой, арка, украшенная лепкой с эмблемой завода (к сожалению, до наших дней не сохранилась).

Дом, принадлежавший купцам Ляпцевым (ул. К. Маркса). Ныне его занимает Дворец культуры школьников металлургического комбината. Памятник архитектуры конца XIX - начала XX веков.

Дом, принадлежавший купцам Ляпцевым (ул. К. Маркса). Ныне его занимает Дворец культуры школьников металлургического комбината. Памятник архитектуры конца XIX - начала XX веков.

    Первая половина XIX столетия была поистине "золотым веком" тагильской архитектуры. Не случайно большинство (как учтенных, так еще и не учтенных) архитектурных памятников города относится именно к этому периоду. Последующая вторая половина XIX и начало XX веков оказались в этом отношении менее щедрыми. Однако и этот период внес свои коррективы в архитектурный облик Тагила. В период капитализма продолжалось развитие как горнозаводской, так и особенно не горнозаводской промышленности. В центре и на окраинах строятся новые промышленные предприятия, прокладываются железнодорожные линии. Вместе с ростом численности населения (к 1917 г. более 40 тысяч человек) расширяется и территория поселка, особенно на Гальянке и вблизи железных и медных рудников. Новые районы выросли у железных дорог – горнозаводской на востоке и узкоколейной на юго-западе, а также возле построенного в годы первой мировой войны Высокогорского механического завода.

    Заново перестраивается в это время старый центр: расширяется базарная площадь, на главных улицах – Салдинской, Александровской, Шаминой и Арзамасской (Красноармейская) возводятся каменные особняки и магазины богатейших тагильских купцов и промышленников. Кичась друг перед другом своим богатством, их владельцы не жалели денег на украшения фасадов домов, смешивая самые различные архитектурные стили – от классицизма до модерна. Однако в художественном отношении ни одно из этих зданий не может сравниться с творениями архитекторов первой половины XIX века. Тем не менее, и эти строения представляют определенный интерес, характеризуя свою историческую эпоху. Многие из них к тому же являются историческими памятниками, напоминают о славных страницах летописи Нижнего Тагила (дома № 21, 17, 19, 8 по проспекту Ленина).

    Известную архитектурную ценность представляют, по мнению специалистов, дом № 21 по ул. К. Маркса, выстроенный в стиле "модерн" (сильно перестроенный в 30-е годы) и сравнительно хорошо сохранившиеся дома по улице К. Маркса, 39 и проспекту Ленина, 7 – типичные образцы архитектурной эклектики.

    В конце XIX–начале XX веков в Нижнем Тагиле появилось немало новых каменных административных зданий. Наиболее удачными из них можно считать земскую больницу по улице Тагильской, земское училище на Вые (ныне профтехучилище № 59), реальное училище (горно-металлургический техникум им. Черепановых), городское училище (Уральская, 4), земский дом (Уральская, 8).

    С полным основанием занесено в список архитектурных памятников города здание Александро-Невской церкви на Гальянке. Построенное в 70-е годы XIX века по типовому проекту, оно благодаря удачно выбранному месту и расположению удивительно органично вписалось в общий силуэт селения, обогатив и украсив его. "Гальянская церковь", как ее обычно называют, в ближайшие годы будет реставрирована.

    Думается, что следовало также сохранить для истории немногие, пока еще не снесенные станционные постройки старейшей на Урале горнозаводской железной дороги в окрестностях Нижнего Тагила (в частности, водонапорную башню на станции Анатольская). Не могут не вызывать тревогу те немногие шедевры тагильских крепостных архитекторов первой половины XIX века, которые еще встречаются по улицам Тагильской и Кирова. Находятся они в крайне запущенном (даже в аварийном) состоянии. Об этом уместно напомнить теперь, когда Нижний Тагил, в числе немногих городов Урала, объявлен историческим городом,

    Границы исторического центра специалистами-историками и архитекторами уточняются. Должны быть приняты безотлагательные меры по спасению ценностей прошлого, чтобы не только современные тагильчане, но и их потомки могли по заслугам оценить искусство замечательных зодчих и безвестных народных мастеров, оставивших нам бесценное наследство.

Т. ГУСЬКОВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 01.10.1982.

 

 

Главная страница