Тагильский малахит – на разных континентах

    Во всем мире музеи являются хранителями культурного наследия человечества, независимо от страны и эпохи происхождения этих символов времени. Хочется обратиться к весьма интересной для тагильчан теме – судьба уникальных изделий Демидовской малахитовой фабрики.

    Активным исследованием этой темы занималась Людмила Алексеевна Будрина – искусствовед Екатеринбургского музея изобразительных искусств, кандидат искусствоведческих наук. За научные исследования в области камнерезного искусства России она была награждена орденом А.К. Денисова-Уральского.

    Людмила Алексеевна обращает внимание на наличие характерного "шва Жоффрио" на предметах. Так называется особый способ соединения полированных малахитовых плиточек, повторяющий рисунок камня, названный так по имени Леопольда Ивановича Жоффрио – французского инженера, долгое время проживавшего в России и сотрудничавшего с разными камнеобрабатывающими фабриками столицы, в том числе и фабрикой Демидова.

Дарохранительница. 1852 года

Дарохранительница. 1852 года

    Некоторые изделия были сделаны из малахита с "голубоватым оттенком". Как доказали современные исследователи, в частности, научный сотрудник Института минералогии УрО РАН (г. Миасс), доктор геолого-минералогических наук, почётный член Российского минералогического общества В.А Попова, для Меднорудянского месторождения совсем не редкость тесное срастание малахита или частичное его замещение другими медными минералами, имеющими голубовато-зеленый цвет: псевдомалахитом, хризоколлой. То есть это не был малахит в чистом виде.

    Первое, что удалось обнаружить Л.А. Будриной, это предметы, подаренные в 1852 году самим Анатолием Демидовым королеве Испании Изабелле. В архивных документах был указан только стол с четырехугольной столешницей. В наличии оказалось и одно из кресел. Хранитель национального наследия в Каза Лабрадор в г. Аранхуэс, опираясь на дворцовые архивы, делает предположение: малахитовая мебель "была выражением благодарности за содействие экспедиции Демидова". Правда, пока непонятно, какой именно экспедиции?

    Еще один роскошный малахитовый письменный стол и сиденье к нему находятся в настоящее время в Галерее современного искусства в палаццо Питти во Флоренции (Италия). В каталоге музея кратко указано: "Русская фабрика, 19-й век".

    На Лондонской выставке 1851 года демонстрировались восемь малахитовых ваз, четыре их которых были внушительных размеров – от двух до двух с половиной метров высотой, с необыкновенной красоты малахитовой мозаикой, все имели малахитовый пьедестал, богато декорированный бронзой.

Ваза "Рококо", 1851 год

Ваза "Рококо", 1851 год

    Малахитовая ваза "Медицейская" – ваза-кратер, высотой 210 см, пышно украшенная бронзовыми деталями, характерна для всей демидовской коллекции. Мозаичное покрытие выполнено с характерным швом "жоффрио", стоимость изготовления составила около 12 тысяч рублей. Как выяснилось, эта ваза хранится в музее Лайтнерав г. Сан-Августин (Флорида, США). Ваза была приобретена жителем Чикаго Вашингтоном Портером во время одной из его поездок в Европу вскоре после Первой мировой войны. Ваза украшала дом Портера до самой его кончины в 1934 году. По семейной легенде, ранее она находилась в одном из императорских дворцов. Позже была приобретена г. Лайтнером, основателем музея.

    Ваза "Китайская" выполнена в форме очень широкой плоской чаши на тонкой ножке в виде балясины, установленной на ступенчатом основании (высота 198 см, диаметр чаши 145 см). Низ чаши и пьедестал украшены бронзовыми накладками. В настоящее время она находится в читальном зале библиотеки Линда Холл в Канзасс-Сити (штат Миссури, США). Её считают "самым крупным предметом из малахита в Северной Америке". Достоверных данных о появлении этой вазы в США нет. На бронзовой пластинке, прикрепленной к пьедесталу, написано: "Малахитовая чаша преподнесена царем Николаем II Августу Хекшеру (по одной из версий – послу США в России. – Авт.) в 1910 году. Передана в библиотеку Линда Холл в 1972 году госпожой Кеннет А. Спенсер". Однако американского посла с таким именем в России не было. Кто же это был? И почему удостоился такого масштабного подарка? Неизвестно. В судьбе этой вазы много загадок.

    "Рококо" - самая дорогая ваза выставки стоимостью 20 000 рублей. На основании 106х106 см высотой 258 см установлена ваза, формами заимствованная у фарфоровых или серебряных произведений и не имеющая до сих пор аналогов в монументальном камнерезном искусстве. Трудно представить, сколько кропотливого труда было вложено в это творение мастерами фабрики! Таких ваз было изготовлено две. Первая находится в Австрии и является украшением Садового зала замка Эстергази в г. Айзенштадт. Анатолий Демидов прямо с выставки подарил эту вазу князю Эстергази, и монтаж ее на месте осуществлял Л. Жоффрио с помощником в течение девяти дней в октябре 1851 года. Вторая ваза была представлена в 1853 году на Московской выставке мануфактурных изделий и после закрытия увезена из России, предположительно, в Италию, на виллу Сан-Донато.

    Гвоздем Лондонской выставки по праву считались малахитовые двери. Исследователь В.Б. Семенов в двухтомнике "Малахит" пишет, что по "известиям иностранных газет, двери уже во время выставки были куплены богатым английским банкиром Гоппе за 60 тыс. рублей серебром". 31 мая 1853 года двери снова оказались в России - на Московской выставке мануфактурных изделий. После след их пропадает. Только в 1880 году во французской газете "Ля Пресс" в статье "Дворец из тысячи и одной ночи" появляется описание убранства дворца Демидовых в Сан-Донато, выставленного на продажу. Оно не вызывало сомнения: "роскошнейшие двустворчатые двери из малахита высотой 4 метра приобретены за 4 тыс. франков г-ном Виартом".

    Наконец, Л.А. Будрина нашла публикацию на испанском языке об участии Мексики во Всемирной выставке в Шанхае в 2010 году. В ней упоминалось, что несколько малахитовых предметов из Русского отдела выставки 1851 года сегодня можно увидеть в Малахитовом зале замка Чапультепек.

    Увиденное в музее истории, археологии и этнологии Мексикидля потрясло русского исследователя: в специально построенном Малахитовом салоне находятся и знаменитые двери, и одна из ваз "Рококо", и две "Китайские" вазы с богатым бронзовым орнаментом высотой 210 см. в прекрасной сохранности. Директор музея сообщил, что экспонаты поступили в 1889-1895 гг. Эта группа предметов была приобретена мексиканским правительством Порфирио Диаза.

    Известен факт, что вазы экспонировались на Парижской всемирной выставке 1878 года, а через два года были проданы вместе с большей частью художественного собрания виллы Сан-Донато.

    А что из этого богатейшего собрания находится в России? Пара небольших ваз "Медичи" на кубовидных пьедесталах в залах Нового Эрмитажа, да камин Большого Кремлевского дворца, но принадлежность их к Демидовской малахитовой фабрике оспаривается другими исследователями.

    Один уникальный экспонат Нижнетагильского музея-заповедника с большой степенью вероятности выполнен мастерами Демидовской малахитовой фабрики в Санкт-Петербурге – это дарохранительница, склеенная из малахитовых почек в виде грота. На бронзовом основании ее, оклеенном малахитовой мозаикой, четко виден знаменитый "шов Жоффрио". В.Б. Семенов в книге "Малахит" на основании архивных документов утверждает, что дарохранительница выполнена на Демидовской фабрике примерно в 1852 году для продажи на Нижегородской ярмарке 1853 года, но из-за высокой цены (800 руб. серебром) не нашла покупателя и была отправлена в Выйско-Никольскую церковь в Нижнетагильск.

    Многое уже стало известным о судьбе изделий Демидовской малахитовой фабрики. Однако, тайн еще больше. Они ждут своих исследователей, которые шаг за шагом восстановят секреты создания и путешествий уникальных изделий из меднорудянского малахита.

Нина ЧУДИНОВА, сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №21(251) от 02.06.2016.

 

 

Главная страница