Как строился город. Театральная площадь

    Театральная площадь - любимое место многих тагильчан. Жители центра города, Выи, Гальянки, Вагонки, Тагилстроя с удовольствием гуляют по ее брусчатке, спускаются к фонтану и пруду, сидят на скамеечках, любуясь открывающимся видом. Как приятна прохлада летнего вечера под неумолчные струи фонтана. В его радужных брызгах веселятся дети, гладь пруда успокаивает. А наверху, у памятника Черепановым, не умолкает смех. Но мало кто сейчас может себе представить, как выглядело это место каких-то пятьдесят лет назад. И мало кто задумывался о том, как была создана в центре города эта площадь. Эти камни нельзя назвать немыми свидетелями, они столько могут рассказать...

    Все могло быть по-другому

    Нижний Тагил начала XX века. Провинциальный заводской поселок, со своим укладом и ритмом жизни. Прекрасна улица Александровская, застроенная богатыми купеческими особняками, да и продолжающий ее Салдинский тракт тоже. Если и увидишь деревянные дома, то они крепкие, добротные, на века. На стыке Александровской и Салдинского тракта, вдоль северной ограды Горнозаводского госпиталя, образовалась площадь. На ней пожарное депо с каланчой. Пожары в Тагиле частые, не доглядишь - поплатишься. Рядом памятник А.Н. Карамзину. Второй муж "роковой" Авроры оставил на Тагильских заводах добрую память о себе учреждением библиотеки и химической лаборатории, организацией бесплатных обедов для рудничных рабочих. Последнее особо, конечно же, оценили сами рабочие и не пустили на переплавку демонтированный после революции памятник. А старая площадь просуществовала почти без изменений до середины XX века.

    Пятидесятые годы прошлого века оставили очень заметный след в архитектурном облике города. Коснулись эти изменения и нового центра.

    Еще до Великой Отечественной войны было предложено сместить центр города со старой предзаводской площади. По проекту мастерской московского архитектора А.М. Мастакова центральная площадь обновленного социалистического города должна была располагаться на полкилометра восточнее. Сегодня на этом месте площадь перед кинотеатром "Соаременник", а там, где построен цирк, должен был располагаться городской театр. Размахи строительства потрясали!

    Если судить по тем документам, которые дошли до нас, театр должен был иметь два главных фасада - северный и южный. Северным он выходил бы на огромную площадь, архитектурными формами похожую на Дворцовую в тогдашнем Ленинграде. А южный фасад выходил на пруд, к которому от театра лучами спускались бы аллеи, заканчивающиеся смотровыми площадками и пристанями. Саму площадь украшали бы цветники, фонтаны и обязательно стела Героям революции и Гражданской войны.

    Второй проект был скромнее. По нему театр предлагалось построить не на берегу пруда, а дальше, в глубине площади. Примерно там, где сейчас находятся пятиэтажные "хрущебы" с пиццерией и магазином "Невеста" внизу, то есть между улицей Первомайской и несуществующей уже улицей 8 Марта. Площадь же замышлялась тоже большая, с непременным зданием Дома Советов, памятниками, фонтанами, аллеями, идущими от нее.

    В Тагиле эти проекты не были осуществлены. Не случилось. И, наверное, хорошо. Потому что иначе до нас не дошло и не сохранилось бы то наследие, которым сегодня по праву гордимся: старый Демидовский завод, купеческие особняки в центре, деревянные дома Гальянки и Ключей - свидетели быта и домашнего уклада рабочих, сторожевая башня на Лисьей горе, ставшая символом города, здания Окружного заводоуправления и Горнозаводского госпиталя.

    Послевоенные 40 - 50-е были осмотрительнее в идеях и настроениях. Страшные разрушения войны, потеря памятников национальной гордости - Павловска, Петергофа, Царского Села, Новгорода, Чернигова и других, разрушение не только отдельных сооружений, но и целых городов с большими архитектурными комплексами, наверняка заставили по-другому взглянуть на сохранение исторического наследия в малых городах и провинции.

    Еще в феврале 1945 года появляется документ, который свидетельствует, что идея создания центральной площади именно там, где она сейчас находится, разрабатывалась уже в то тяжелое для страны время. По тому плану "Горстройпроекта" сам театр должен был размещаться между улиц 8 Марта и Пархоменко, а перед ним с севера на юг развернулась бы и площадь. Но этот вариант не устроил комиссию, так как главное здание, определяющее название площади (то есть сам театр), было бы в котловине, оно не закрепляет "положение площади и не образует статистического ансамбля центра города". Так этот вопрос не был решен еще несколько лет.

    В 1947 году для Нижнего Тагила разрабатывается новый Генеральный план застройки. В нем снова возникли предложения по реконструкции или переносу центра города, так как исторически сложившийся центр плохо связывался с остальными районами разросшегося на восток Тагила. Тогда же был проведен конкурс на лучший проект Центральной площади.

    В 1948 году Э. Розенбаум и Б. Штивель (тоже из мастерской архитектора А.М. Мастакова конторы "Горстройпроект") предложили в проекте площади северной ее границей считать улицу Ленина - как раз там, где старая Александровская переходит в Салдинский тракт, и не отводить территории севернее этой границы под Центральную площадь.

    Решение было очень удачным. Оно легло в основу всех последующих проектов и доработок. По нему главная улица - Ленина - логично выходила на главную площадь, которая являлась средоточием культурных и административных зданий. А три улицы, идущие на восток от площади - Ленина (участок Салдинского тракта), Привокзальная (ныне проспект Строителей) и Заводская (уже не существующая, застроенная) - должны были организовать так называемое классическое трехлучье.

    Третий луч -лишний?

    Тогда же во всех проектах обязательно учитывался и спуск к набережной и пруду, так как не использовать этой возможности было бы просто неразумно. Он тоже был неотделимым участком Театральной площади. Спуск к воде должен был быть архитектурно оформлен в виде домов, построенных по индивидуальным проектам. Углы домов, выходящие на площадь, были бы срезаны, а образовавшаяся стена предполагалась вогнутой, так же как в ресторане "Вечерний Тагил" и магазине рядом. Таким образом, получалась небольшая полукруглая площадка под цветник.

    Окончательный проект застройки Центральной площади был принят в 1954 году. И был осуществлен лишь частично. От трехлучья отказались уже в процессе работы. Причины разные: исследователи А.А. Стригалев и А.И. Целиков указывают, что проектировщиками не был учтен сложный рельеф, который якобы не позволил бы застройку многоэтажными домами, как это предусматривалось по проекту (но сама жизнь доказала обратное); архитектор А.И. Обухов в свое время говорил о надуманности третьего луча. Архитекторы Ж.И. Соломеина предположила, что не хватало выделенных площадей под жилье в центре города, а третий луч выгородил бы большую территорию для зеленых насаждений. Скорей всего, все эти факторы привели к тому, что улица Заводская застраивается, навсегда пропадая с карты города. Образуется на этом месте большой квартал, определяющими зданиями которого стали: центральная городская библиотека, жилой дом с магазином "Малахит" - с запада, ресторан "Вечерний Тагил" - с востока.

Театральная площадь 1950-х гг.

    Самым замечательным сооружением площади является, бесспорно, здание драматического театра. Он был решен архитектором А.В. Тарасенко в стиле неоклассицизма. Этот стиль хорошо показывал связь античного театрального искусства и современных традиций. Театр, таким образом, становился Храмом искусства. Главный - восточный - фасад украшен восьмиколонным портиком дорического ордера. Над шестью колоннами расположились лепные театральные маски. Фронтон прорезан тремя арочными нишами, в двух из них помещены скульптурные изображения каменного цветка, а в центральной - композиция из Лиры и масок Комедии и Трагедии. На изломе крыши по центру и по краям - три скульптуры. Крайние - это обычная для тех времен аллегория Труда и Науки, а центральная - изображение Музы, как символ всё объединяющего искусства. Некоторую эклектичность, может быть, вносит изображение каменного цветка из Бажовских сказов, но в каком-либо другом городе это было бы чуждым и не нужным, а на Урале подобные детали декора смотрятся естественны. Они придают архитектуре театра местный колорит.

    Семиэтажность отстояли

    Любопытна история постройки двух семиэтажных домов, которые определяют направление проспектов Ленина и Строителей - двух созданных из трех задуманных лучей.

    Из документов становится ясно, как тяжело отстаивал главный архитектор города Василий Иванович Бут проект дома, в котором сейчас находится киноцентр "Родина - Киномакс". Дом имеет клиновидную форму, как и весь квартал, и из-за этого он получился с пресловутым внутренним двором - "колодцем". Автор проекта архитектор Ленгипромеза Я. Свирский. Областная Госсанинспекция заявила, что не одобрит проект, потому что двор плохо продувается, а в квартирах, окна которых выходят во двор - темно. Но есть еще и письмо Белянчикова - управляющего Ленфилиалом Гипромеза - в областную Госсанинспекцию со следующими доводами в пользу проекта: "Острый клин квартала, выходящий на центральную площадь, не может быть застроен одним узким корпусом, а должен быть оформлен по периметру Проект решает эту трудную задачу весьма удачно, так как при учете градостроительных принципов он в то же время полностью удовлетворяет санитарно-гигиеническим требованиям". И далее с формулами, с расчетами доказывает, что все санитарные нормативы соблюдены. Так это или нет - судить теперь жителям дома. Весь квартал потом застраивался ансамблем. Сами строения в нем связаны между собой архитектурными деталями, но ни одно не повторяется. Видимо, не случайно дома, выходящие на пр. Ленина, стали памятниками архитектуры XX века городского значения. И очень обидно порой видеть, как фасады этих домов обезображиваются крылечками магазинов в бывших квартирах первых этажей. Они нарушают и целостность фасада, и целостность всей композиции.

    Но вернемся к площади. Второй семиэтажный дом с расположившейся в нем библиотекой строился несколько позднее. И попал как раз под струю борьбы "с излишествами" в архитектуре. По воспоминаниям А.И. Обухова, этот дом был сложен даже не в планировке, а в пробивании и отстаивании тех архитектурных форм, которые задумывались проектом. Во-первых, он задумывался как парный дом к тогда еще кинотеатру "Родина". Но по новым нормам высота его не должна была превышать пяти этажей. Творческой группой была предпринята поездка в Госстрой СССР где удалось отстоять семиэтажность. Но, во-вторых, по новым нормам и высота этажей должна была быть ниже. И увеличивать ее до прежней отметки чиновники в Москве не разрешили - здание выходило все равно ниже соседнего. Тогда уже власти города взяли удар на себя - разрешили увеличить высоту этажей. Каждая архитектурная деталь подвергалась всестороннему рассмотрению с последующим запрещением или переделкой. Например, по краю крыши дома с кинотеатром "Родина" идет красивая балюстрада из фигурных балясин. На крыше здания центральной городской библиотеки удалось отстоять эту деталь, но балясины были заменены простыми столбиками. Однако Анатолий Иванович Обухов и это считал большим достижением.

    Этот архитектор был автором проекта дома, который оформляет спуск к набережной Тагильского пруда. Внизу, на первом этаже того торца, который выходит к библиотеке, размещался еще до недавнего времени магазин "Малахит". Над убранством его интерьеров работало несколько известных тагильских художников. Мозаичное панно изготовлено В.И. Стекановым и В.А. Кусковым. Абажуры светильников, декоративный фриз, а самое главное, прекрасные напольные вазы, украшенные уральскими самоцветами и рельефами, посвященными замечательным тагильчанам прошлого, - это работа скульпторов И.Я. Боголюбова и А.Г. Неверова. Все указывало на то, что магазин не просто ювелирный, а именно уральский.

проект

    Сам же дом архитекторы хотели хоть как-то разнообразить, чтобы обогатить скучную архитектуру. И вот четкий ритм окон и лоджий, игра цвета - два нижних этажа выделялись более темным цветом, а дом хорошо "спускается" по перепадам рельефа - все это делает его болев интересным, выигрышным по сравнению с домом напротив.

    В начале 1970-х начинается работа по архитектурному оформлению непосредственно самого спуска к пруду. Автор этого проекта - Ж.И. Соломеина. Каждая из четырех площадок задумывалась цветной, с облицовкой зеленой, красной, желтой плиткой. Возникла идея террас, переходов и лестниц. И пышно растущие кусты сирени, боярышника, бузины, шиповника, и скамеечки S-образной формы, и переходики с тропинками, всевозможные мозаичные вазы, маленькие бассейны, питьевые фонтанчики - все это было призвано украсить, облагородить место, сделать его приятным для посещения и отдыха.

    Под цветомузыку Чюрлениса

    Отдельно надо сказать и о скульптурном убранстве Театральной площади. Наверху был установлен в 1956 году памятник механикам Черепановым, внизу, у набережной, цветомузыкальный фонтан в виде каменного цветка, каждый лепесток которого украшен рельефами с изображением самых известных тагильчан прошлого. Эти два сооружения как бы перекликаются между собой, развивая тему славной истории Нижнего Тагила.

    Много споров в свое время вызвал памятник механикам Черепановым. Его автор, А.С. Кондратьев, был молодым скульптором. Он откровенно заявлял о том, что в решении памятника обращался к лучшим произведениям скульпторов прошлого, в данном случае к знаменитому памятнику Минину и Пожарскому скульптора И.П. Мартоса. Кому-то это не очень понравилось, например, Л.М Писаревский на обсуждении проекта прямо заявил художнику, что он повторяет имеющиеся образы, причем совершенно не решая главной задачи композиции - показать крепостного мыслящего интеллигента тех лет. С подобным утверждением можно спорить, можно соглашаться. И соглашались. Но проект получил в общем положительную оценку Его одобрили народный художник РСФСР Л.Е. Корбель, А.Г. Ромм, главный архитектор города В.И. Бут, И.А. Комшилов, скульптор М.П. Крамской и многие тагильчане, пришедшие в краеведческий музей на выставку, которая знакомила их с проектом памятника. Конечно, и тут были разные мнения. Но в этом-то и есть положительный момент - жители города как бы стали соучастниками проекта, принимали живое участие в его осуществлении. Сам автор так говорил о своем детище: "В чем заключается моя идея? Коротко это так: идущая как бы из земли сила русской старины, выраженная в лице отца - Е.А. Черепанова (сидящая фигура), показывающего на чертеж и предлагающего решить техническую задачу... Поворот же головы, обращенной к сыну, призывает к более молодому поколению... Значит, он его зовет.. Стоящая фигура Мирона Ефимовича Черепанова выражает большое спокойствие, уверенность, упорство и силу духа. Упорство и силу духа - так мне хотелось выразить. Оба дополняют друг друга - один более беспокойный, в движении, другой спокойный, уверенный - люди, ищущие истину и решающие совместные задачи..." Из интересных особенностей памятника хотелось бы отметить то, что чертеж скульптор предлагал взять подлинный, из архивов краеведческого музея. А вот стоящий М.Е. Черепанов держал когда-то в правой руке циркуль, который сейчас утрачен. Может быть, стоит вспомнить, что в 2006 году будет 50-летие со дня открытия памятника, и отреставрировать его.

    Через двадцать лет появляется проект установки внизу, у пруда, цветомузыкального фонтана. Скульптором здесь был Иван Яковлевич Боголюбов. Он постарался сделать смысловую перекличку с памятником Черепановым. Так на лепестках сказочного каменного цветка появились изображения реальных людей, живших в то далекое время и умножавших славу родного Тагила: тут и Артамонов со своим велосипедом, механики Черепановы, гидротехник Ушков, изобретатель музыкальных дрожек Кузнецов, художник Дубасников, известный не менее Худояровых.

    Жанна Ивановна Соломенна рассказывала, что задумка фонтана была более грандиозной, чем исполнение: "Там работали гидравлики, специалисты по автоматике. И фонтан замышлялся таким образом, чтоб он мог работать ни больше ни меньше, чем с музыкой Скрябина, Чюрлениса, то есть тех композиторов, которые писали музыку в цвете. И вот под площадью колоссальное сооружение сделано из девяти гидросистем, и под каждой струей замышлялся авиационный прожектор, а перед ним должен был вытягиваться тот цветовой фильтр, который соответствовал данному звуку в данной музыке".

    Но авиационных прожекторов не достали. Светофильтров нужных не нашли, пришлось заменять их более простыми. Цвет фильтра теперь не отвечал тому звуку, который задумывался композитором, а просто вращался перед прожектором, и цвет менялся, но уже не по замыслу композитора, а просто по заданному кругу. Струи фонтана не реагировали на музыкальный ритм, то поднимаясь, то опускаясь. Электронная версия historyntagil.ru. А сегодня и этого исполнения нет, мы его не видим, и многие не знают, что фонтан цветомузыкальный. Да и само скульптурное решение многое потеряло за четверть века. Иван Яковлевич Боголюбов с болью говорит о современном состоянии фонтана: не поставленной с самого начала еще одной плите, утрате листьев по краям бассейна и многих мелких недоделках и утратах, которые ухудшают целостное восприятие композиции.

    Вот и прошли мы с вами по одной из лучших площадей нашего города. Многое на ней получилось не так, как задумывали авторы. Но и сегодня с удовольствием сюда приходят жители и гости города. Нам есть чем гордиться. Есть что показать. И будем помнить о том, каким трудом и заботой создавалась для нас и наших детей эта главная замечательная площадь города - Театральная.

Александра ШЕМЯКИНА.

Литература: Газета "Горный край" от 16.11.04.;23.11.04.

Главная страница