По страницам журнала "Тагильский краевед"

О мостах через реку Тагил

    Городу нашему 270 лет. Он строится, перестраивается, растет вширь и вверх. Меняются площади, улицы, их направления и названия. Остаются на прежнем месте река Тагил и мосты через нее. Но старые названия этих мостов забыты, затерялись. Сохранилось название Горбатый. А почему он Горбатый? Пожалуй, теперь немногие знают его историю. А другие восемь мостов? Их, наверное, знают еще меньше.

    С постройкой в XVIII веке Тагильского завода и сооружением заводского пруда, дорогу из Невьянска и Краснополья на Верхотурье пришлось перенести с левого берега реки Тагил на правый. Бурное развитие промышленности потребовало создания большого гужевого транспорта, устройства дорог-трактов и мостов через реки. Дорогами и мостами пользовались и обозы других заводов, купечество.

    Самым первым из мостов через реку Тагил был, безусловно, Зеленый мост, что у завода. Построили его одновременно с заводом через "вешняк" - канал, специально прорытый для спуска полой, вешней воды от заводской плотины. А название свое он получил позднее. По сказам (преданиям), в 1837 году, ожидая приезда в Тагил царского наследника, будущего Александра II, перила моста приказали выкрасить зеленой краской для создания какого-то эффекта. Так он Зеленым и назывался почти до наших дней. А года три назад на его месте построили новый мост, железный и широкий, пустив по нему транспорт.

    Также на территории завода почти одновременно с Зеленым был построен Чугунный мост. Им был перекрыт особый канал, проложенный в старое русло реки для отвода отработанных вод от водяных колес, а после - от турбин. В 1812 году деревянные сваи, перекрытия и настил моста были заменены чугунными. Проезжая часть моста была ограждена красивыми чугунными перилами. Вот и назвали его Чугунным. На него пошло 7800 пудов чугуна. Но потом произошло вот что. В тридцатые годы уже нашего столетия для укрепления моста под современный транспорт и профилирования полотно дороги было поднято на метр-полтора. Перила моста были засыпаны... Сейчас моста не видно, он засыпан выше перил, не осталось никаких его признаков. Не виден и сам канал из-за тополей, разросшихся по его берегам.

    Ниже этих мостов также в 30-е годы был построен деревянный Горбатый мост. Он пересекал и канал, и остров, и реку, соединяя собою улицу Н. Ерзовка (Папанина) и ул. Береговую (М. Горького). Он также нависал над территорией завода и обеспечивал проход пешеходам через него. Горбатым его прозвали за то, что средняя его часть была поднята над островом, по которому ходили заводские поезда. Причем средняя, высокая, часть соединялась с крайними частями лестницами в ширину моста. Во время Великой Отечественной войны силами рабочих завода на субботниках и воскресниках за два месяца был воздвигнут на его месте металлический, железный мост, тоже пешеходный. Но был закончен к 7 ноября 1944 года. Новый мост - прямой, и название он получил новое - Металлургов, но это новое название употребляется, кажется, только в печати, - народ по привычке говорит о нем: "Горбатый".

    С развитием демидовских заводов, ростом гужевых перевозок со стороны Невьянска - Краснополья на Кушву и Верхотурье дорога, установившаяся по Старозаводской улице (Невьянск - старый завод) через заводскую плотину на ул. Извездную (Челюскинцев), уже не удовлетворяла требованиям времени. Поэтому транспортная .дорога была перенесена на ул. Верх-Ерзовка (Новокомсомольская) и шла теперь по вновь построенному мосту через р. Тагил. Его назвали "Маральским", так как находился перед Маральской горой. Мост имел большие дамбы по обоим низким берегам. Минуя Маральский мост, транспортная дорога выходила на ул. Максимильяновскую (Фрунзе), пересекала плотину завода, а затем шла на Кушвинский тракт. Улицу Максимильяновскую еще называли "Старый тракт", она соединяла два завода: Тагильский и Выйский.

    После открытия Медного рудника, устройства подъездных путей железной дороги на Выйский завод и погрузочно-разгрузочных эстакад проезд через Выйский завод был закрыт. Для гужевых перевозок от Невьянска на Верхотурье был построен через р. Тагил с ул. Арзамасской (Красноармейская) на 4-ю Маральскую (сейчас тоже Красноармейская) большой деревянный мост. Его назвали "Новый", а 4-я Маральская улица была переименована в "Новый тракт", - как оказалось, временно. Примерно в 1970-1980-е годы, когда Новый мост стал разрушаться от времени, его сочли непригодным для транспорта и переделали: сузили, оставив только самые крепкие сваи и другие части, немного обновили и сделали пешеходным. А сейчас запретили ходить по нему и пешеходам - опасно!

    Метрах в 150-200 от Нового моста по новому тракту через старицу был сделан "Маленький" мост. От ул. Арзамасской до Маленького моста была насыпана высокая дамба, так как берега реки между мостами, как и у Маральского моста, были низкие и представляли из себя болотистое место, заливаемое в большеводье.

    В конце Большевогульской улицы (ул. Ермака), чуть выше Ушковской плотины, был очень добротный широкий мост с приподнятой серединой - "Вогульский", или "Ушковский". Были разговоры, что построен он Ушковым Гаврилой Орефьевичем при сооружении им плотины и мукомольных мельниц на р. Тагил. Но это, конечно, легенда. Скорее всего, его построили для прокатного демидовского завода, который был тогда на этом месте. А Ушков только воспользовался заводским прудом для своих мельниц, чем-то, наверное, расплачиваясь с хозяевами. А мост назвали "Ушковским" скорее всего потому, что от него был прорыт канал к ушковским мельницам. Мост был снесен большим наводнением 1927 года. Вместо него появился новый хороший деревянный мост. А называют его сейчас почему-то по фамилии начальника гаража, что стоит против моста по ул. Береговой-Краснокаменской.

    В конце улицы Забегайки (Лебяжинской), ниже брода через реку, для нужд Лебяжинского рудника в 1874 году был сооружен мост, который называли и "Киприн" мост, и "Сизов" мост, - видимо, по фамилии строившего его подрядчика Киприяна Сизова. Этот Киприян или Кипря, как его еще называли, жил по Б. Вогульской улице и содержал постоялый двор.

    В 1980 году с Красного Камня на ул. Космонавтов перекинулся новый железобетонный мост с шоссейным полотном и трамвайными путями на Выю. Кажется, он еще не имеет названия.

    Вот все, что я знаю о мостах через р. Тагил в районе наше города.

И. ОРЛОВ.

Литература: Газета "Тагильский металлург" от 20.08.1992.

Мосты

    Сколько в нашем городе мостов через реку Тагил? Вряд ли кто-нибудь точно ответит. А ведь их не так-то и много. И каждый из мостов имеет собственную историю, нераздельно связанную с биографией города.

    С постройкой в XVIП веке тагильских заводов, с сооружением плотины и образованием пруда, дорогу со стороны Невьянска - Краснополья на Верхотурье пришлось перенести с левого берега реки Тагил на правый. Бурное развитие горнозаводской промышленности потребовало создания большого гужевого транспорта, а поэтому и устройства дорог-трактов и мостов через реки.

    Самый первый из мостов через реку Тагил был Зеленый, что у завода имени В.В. Куйбышева. Построили его одновременно с заводом через "вешняк" - специально прорытый канал для спуска полых вод от заводской плотины. В 1837 году в Нижнем Тагиле ждали царского наследника, будущего царя Александра II. По такому случаю перила для особого эффекта выкрасили в зеленый цвет. Так и осталось по сей день за мостом это название. Тогда же на территории завода через канал отработанных вод одновременно с Зеленым построили второй, деревянный мост, а потом вместо него соорудили Чугунный, на который пошло 7800 пудов металла. И вновь это обстоятельство определило название моста.

    Ниже этих сооружений в связи с закрытием свободного перехода через завод, пересекая и реку, и канал, и остров между ними в начале тридцатых годов был выстроен деревянный Горбатый мост.

    А в годы Великой Отечественной войны трудящиеся завода заменили деревянное сооружение металлическим. Мост стал прямым, но название, характеризующие его былую форму, сохранилось.

    С открытием Медного рудника и устройством подъездных путей железной дороги на Выйский завод, проход через Выйский завод был закрыт. Для гужевых перевозок Невьянск - Верхотурье построили через реку Тагил с улицы Арзамасской на 4-ю Маральскую (Красноармейскую) так называемый Новый мост, а 4-я Маральская была переименована в Новый тракт.

    Метрах в 150-200 от Нового моста по Новому тракту через старицу был построен Маленький мост. А через реку Выю под Королевской горой проложен Королев мост.

    В конце Больше-Вогульской улицы (Ермака) чуть выше Ушковской плотины был очень добротный широкий мост: приподнятой серединой Вогульский или Ушковский. Видимо, построен он был Гаврилом Орефьевичем Ушковым при возведении им плотины и мукомольной мельницы на реке Тагил.

    В конце улицы Зябегайки (Лебяжинской) для Лебяжинского рудника, ниже брода через реку, соорудили в 1874 году Киприн или Сизов мост. Назвали его, видимо, по фамилии строителя тагильского подрядчика Киприяна Сизова. Но мосты строились, не только во времена столь давние. Два года назад с Красного Камня на Выю по улице Космонавтов был возведен новый железобетонный мост с трамвайными путями. Электронная версия historyntagil.ru. Правда, в отличие от своих более давних собратьев, он по сей день остается безымянным.

    История мостов - это история города. Вот почему каждый из них связывает не только один берег с другим, но и нечто большее - память современников с делами их прадедов - умельцев.

И. ОРЛОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 01.10.1982.

Главная страница