В рабочем Тагиле и вокзал - трудяга

    Нижний Тагил заслужил прочную репутацию города-труженика, одного из крупнейших индустриальных центров Урала. Это впечатление усиливается, когда вечером подъезжаешь на поезде к городу. Издали видны золотая россыпь огней, багровые отблески над металлургическим комбинатом. Но вот поезд остановился, пассажир ступает на тагильскую землю, и для многих вокзал становится визитной карточкой города.

    Каким был тагильский вокзал? На этот вопрос по-разному ответят разные поколения тагильских железнодорожников: ведь городскому вокзалу в общей сложности 100 лет. Год 50-летия отделения дороги и 30-летия "нового" тагильского вокзала прекрасный повод вспомнить историю городских "ворот".

    Старейшие из тагильских железнодорожников описывают Нижний Тагил таким, каким его видят читатели известного романа Д.Н. Мамина-Сибиряка "Горное гнездо", и дают идиллическую зарисовку тихого вокзала небольшого, но не бедного провинциального города.

    В музее тагильских железнодорожников хранятся воспоминания Ильи Харитоновича Лобанова, одного из старейших руководителей тагильского паровозного депо: "Часто слышишь, что до революции Тагил был захудалым поселком. Это совершенно неправильно. Продукция тагильских заводов славилась и даже шла за границу. За день было невозможно обойти и половину поселка. В Тагиле была женская гимназия, горнозаводское техническое училище, театр на территории завода, купеческий клуб, две больницы, электростанция, 10 церквей, 3 памятника, а для гулянья - господский сад с электрическим освещением (теперь парк им. писателя - железнодорожника А.П. Бондина), где по вечерам играла духовая музыка, а на площадке устраивались танцы.

    Вокзал по тому времени был вполне приличный, перрон крытый, так что и в дождливую погоду не замочит. К пассажирским поездам, которые прибывали под вечер, приходило из центра много молодежи погулять. Гуляли по платформе. В здании вокзала имелся зал 1-го класса, обставленный мягкими диванами с белыми чехлами. Прилично одетые посетители заходили свободно. Посередине почти через весь зал стоял стол - красиво оформленный, с большими букетами цветов. Можно было вкусно закусить и пообедать. Обслуживающий персонал отличался вежливостью."

    Бурные потрясения начала века разрушили мирное течение жизни "горного гнезда". О многом мог бы поведать железнодорожный тагильский вокзал. Он помнит грохот боев в годы гражданской войны и составы первостроителей Новотагильского металлургического комбината, Уралвагонзавода, уникальной станции Смычка.

    В 30-е годы, когда на станционных путях появились бесконечные составы с людьми, грузами, оборудованием, вокзал был забит до отказа. Старое деревянное здание, не приспособленное для такого количества пассажиров, не позволяло развернуть работу по их обслуживанию в той мере, как того хотелось бы.

Старое здание вокзала, центральный вход

Старое здание вокзала, центральный вход

    Тагильские железнодорожники строили большие планы. Им виделось новое здание вокзала - просторное, светлое, удобные комнаты отдыха, уютная комната матери и ребенка, просторные камеры хранения и, конечно, залы ожидания - громадные, светлые, полные воздуха. Было бы суждено сбыться этим планам, но грянула война.

    И опять в памяти десятков тысяч тагильчан последней картиной родного города оставался вокзал, его скромное дощатое здание, потемневшее от времени. А многим не суждено было увидеть его больше.

    С особым чувством проходят по привокзальной площади ветераны Великой Отечественной войны, в те далекие годы совсем юные сандружинницы. Сколько эшелонов раненых прошло через их руки, сколько страданий прошло через сердца добровольных помощниц медиков, молодых железнодорожниц! Помнит вокзал и великий праздник - День Победы с ликованием и слезами.

    Были и другие пассажиры у Нижнетагильского вокзала. В дальний путь на целину уходили поезда. Со всех концов страны приезжали в наш город строители будущих гигантов - стана "650", цеха термической закалки рельсов, конвертерного, доменной печи N 6. Встречал и провожал их тагильский вокзал. Но время брало свое. Старое здание, простоявшее не один десяток лет, не могли спасти никакие реконструкции. Все более неудобным становился вокзал для горожан. Город рос, а ворота его оставались теми, что и шесть десятков лет до этого. Двухэтажное деревянное здание, тесные - не пройти - зальцы, давка у дверей при прибытии и отправлении поездов, раздражение приехавших в наш город туристов и командировочных - негде отдохнуть, неудобная камера хранения, на отшибе расположен павильон касс.

    Каждый день с этими и другими проблемами сталкивалась Е.В Наумова, 30 лет проработавшая начальником вокзала. Это под ее руководством собран уникальный альбом фотографий, шаг за шагом отражающий строительство нового вокзала. Всматриваешься в фотографии и воочию видишь громадный объем работы, выполненной при этом и реконструкции привокзальной площади.

Новое здание вокзала

Новое здание вокзала

    Волнующий день. Короткий митинг, перерезана красная ленточка, и новый красавец-вокзал встречает первых посетителей. Это было в 1966 году." Новое здание встретило пассажиров чистотой, уютом, просторными залами ожидания, нарядной и удобной комнатой матери и ребенка. Под рукой камеры хранения, билетные кассы. Не выходя из здания можно пообедать.

    Большая работа проделана железнодорожниками по улучшению обслуживания пассажиров. Усовершенствована справочно-информационная служба, создано бюро по распределению и использованию мест в поездах, с организацией которого жители Нижнего Тагила и прилегающих к нему поселков получили возможность приобретать билеты у себя на станциях.

    В 1976 году пущен поезд "Малахит", тагильский фирменный высоко держит свою марку и сегодня: его отличают чистота, комфорт, широкий набор услуг для пассажиров.

    В начале 1977 года был открыт пешеходный тоннель с выходом на посадочную площадку, реконструированы платформы.

    Но в конце 70-х - начале 80-х годов большим недостатком в обслуживании пассажиров была система продажи билетов прямого и местного сообщения. Билеты оформлялись вручную. Электронная версия historyntagil.ru. Билетный кассир по телефону вызывал диспетчера, тот вызывал свердловского диспетчера, после чего все данные по проезду билетный кассир ручкой заполнял дважды (на проездном документе и корешке билета). Такая работа приводила к огромным очередям, производительность труда была низкой (80-100 билетов за двенадцатичасовую смену). Не изменила ситуацию и попытка предоставить услугу по доставке билетов на дом. Медленно оформлялись билеты и для проезда в пригородном сообщении.

    Шли настойчивые поиски новой системы организации продажи билетов. В 1984 году на Свердловской железной дороге была приобретена система продажи билетов "Экспресс-2", а в 1986 году Нижнетагильскому отделению выделили шесть первых комплектов ее.

    В настоящее время полностью автоматизирована система продажи билетов. Увеличилась да 800 документов в смену производительность труда билетных кассиров, т.е. в 10 раз, улучшились условия.

    В пригородном движении первые машины ЭБКМ были получены работниками вокзала в 1982 году. Однако каждая могла работать только в одном направлении. Приходилось в одной кассе устанавливать две машины, что усложняло работу билетного кассира. С приобретением в 1983 году новых машин "ОКА-250" пригородного движения, которые могут оформить билеты до пяти направлений, производительность труда билетных кассиров увеличилась до 600 билетов в смену.

    Обе эти системы работают надежно, но в ближайшие годы начнется новый этап перевооружения в продаже билетов.

    Более 15 лет успешно решает все проблемы начальник вокзала С.И. Ветошкин. Он стал не только по должности, но и сути подлинным хозяином сложного вокзального дела, настоящим мастером организации производства, мимо которого не пройдет ни большая, ни малая проблема вокзала. Его трудная, многогранная деятельность на этом посту отмечена заслуженной наградой - знаком "Почетного железнодорожника".

    Историю творят люди. Сергей Иванович с большим теплом говорит о своем коллективе. Здесь помнят и ценят труд ветеранов Н.Е. Безбородовой, бывшей заведующей городскими билетными кассами, А.М. Спиридоновой, бывшей заведующей кассами вокзала. По всей сети дорог было известно имя дежурного помощника начальника вокзала Л.Я. Копыловой, ей неоднократно присуждалось звание лучшей по профессии по сети железных дорог. И сегодня успешно трудятся заведующая городскими кассами К.И. Гребнева, заведующая кассами на вокзале Т.В. Круговова, дежурный помощник начальника вокзала А.М. Мохунова и многие другие.

    Вокзал переживает непростые времена. Экономическая нестабильность, падение жизненного уровня многих людей сказались и на его работе. И все же ежесуточно он принимает 52 пары поездов пригородного сообщения (для сравнения: в 1953 году их было 3), 14 пар пассажирских поездов в год обслуживает 8 млн. пассажиров.

    Живет и трудится вокзал уральского рабочего города.

И. ОЛЬШАНСКАЯ.

Статья "Вокзал не для двоих" в разделе "Галерея"

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 22.08.1996.

Главная страница