Аэродром для Уралвагонзавода

Владимир Челищев    На территории Алтайского микрорайона в годы войны был аэродром.

    В архиве выставочного комплекса УВЗ хранятся документы, фотографии, карты, подтверждающие существование аэродрома в годы Великой Отечественной войны. Копии этих документов сейчас демонстрируются в музее школы №20. У педагогов и учеников этой вагонской школы хорошая задумка - установить на месте старого аэродрома памятник. Он увековечит практически неизвестный в городе факт деятельности в годы войны на территории Уралвагонзавода двух авиационных заводов. Каждый девятый легендарный штурмовик ИЛ-2 имел бронекорпус УВЗ. Уральский танковый завод отправил на предприятия авиапрома около 4000 бронеавиакорпусов. На этом аэродроме проходили испытания более 200 собранных в Нижнем Тагиле легендарных штурмовиков. Отсюда они улетали на фронт.

    Но у заводского аэродрома была почти семилетняя довоенная история. Он и закрепленный за Уралвагонстроем, а затем и Уралвагонзаводом самолет (У-2, позже П-5) появились в 1934 году. В ноябре 1934-го сюда был направлен Владимир Владимирович Челищев - опытный летчик, имевший за плечами большой летный стаж, награжденный грамотой, подписанной лично командующим Дальневосточным военным округом В.К. Блюхером, и именным оружием за умелые действия во время военного конфликта на КВЖД в 1929 году. Он окончил знаменитую Егорьевскую авиашколу, выпускниками которой были первые летчики страны и которую окончил В.П. Чкалов. После окончания боевых действий на КВЖД Челищев получил назначение командиром экспериментального воздушного поезда. В 1933 году впервые его самолет, с прицепленными к нему планерами, появился в небе над Москвой. В.В. Челищев осуществил неслыханный для тогдашней авиации воздушный десант на планерах. Летчик был зачислен в отряд особого назначения имени "Правды" и назначен консультантом Главного управления аэрофлота.

    О своей работе на Уралвагонзаводе в 30-е годы В.В. Челищев оставил очень интересные воспоминания "Из блокнота бывшего летчика". Руководители стройки, затем завода интенсивно использовали самолет для оперативного решения задач снабжения производства материалами, быстрой связи с предприятиями Челябинска, Магнитогорска, Свердловска, Серова, Сосьвы. Часто летали в Москву. Самолет, выделенный в распоряжение Уралвагонзавода, использовался не только по заводским делам, но и по заданиям руководства Нижнего Тагила.

    В очень засушливое лето 1938 года, вспоминал Челищев, на Урале горели леса. В то время летчику часто приходилось летать с первым секретарем городского комитета ВКП(б) Троховым в эпицентры пожаров.

Самолет Уралвагонзавода в 1930-е гг.

Самолет Уралвагонзавода в 1930-е г

    И был случай, когда только мужество, выдержка и большой опыт летчика спасли руководителя горкома от гибели. В то лето горел большой лесной массив между Нижним Тагилом и Кушвой. Челищев писал: "Тов. Трохов, желая посмотреть, не угрожает ли пожар железной дороге, попросил меня снизиться и пройти над железнодорожным полотном. Ветер был восточный, и дым с огнем относило в сторону. Мы снизились до бреющего полета. Было душно и жарко. Однако лететь было можно. Неожиданно ветер переменился, и мы очутились в едком дыму. Надеясь на то, что мы его быстро проскочим, я продолжал полет, но начал задыхаться.

    Тогда я начал набирать высоту, а дым все плотнее окутывал самолет. Кругом ничего не было видно.

Самолет Уралвагонзавода

Самолет Уралвагонзавода

    Задыхающийся, напрягая последние силы, я вел самолет по пионеру вверх. "Только бы не свалиться на крыло, не потерять сознание и выдержать", - проносилось в голове. А когда, казалось, не было сил держаться, я дал форсаж мотору, и самолет буквально вырвался на свежий воздух. Внизу расстилалось море дыма и огня. Потерявший создание Трохов лежал в пассажирской кабине. На обратном пути он еле-еле пришел в себя.

    После этого случая я стал более осторожен с лесными пожарами".

    Таких случаев, когда от профессионализма летчика В.В. Челищева зависели жизни работников завода, руководителей Нижнего Тагила и сохранность самолета, было много.

    В фондах музея хранится редкий, пожелтевший от времени документ 1937 года "Аттестация на летчика Уралвагонзавода им. Ф.Э. Дзержинского" за подписью главного инженера предприятия С.Ф. Горбунова. "Летчик УВЗ Владимир Владимирович Челищев, - говорится в нем, - за время пребывания на Уралвагонзаводе показал себя как грамотный летчик, отлично владеющий самолетом. Электронная версия historyntagil.ru. Выполняя задание дирекции завода, совершал полеты в тяжелых метеоусловиях, строго укладываясь в установленные сроки.

    Гористая местность на Севере Урала, отсутствие запасных посадочных площадок, малый размер аэродромов на промышленных точках (так, например Надеждинский, Сосьвинский аэродромы), быстро меняющаяся погода и невозможность получить метеосводку (за отсутствием станций на северных точках) – всё это создаёт чрезвычайно тяжёлые лётные условия для работы лётчика, с каковыми лётчик Челищев В. В. справляется".

Планерный кружок УВЗ в 1947 – 1948 гг.

Планерный кружок УВЗ в 1947 – 1948 гг.

    В Нижнем Тагиле Челищев не оставил своего увлечения планерами. В 30-е годы при аэродроме он организовал планерный кружок, работа которого продолжалась до конца 40-х.

    В предвоенные годы особо отличившиеся стахановцы удостаивались права в качестве пассажиров на заводском самолете сделать круг над Нижним Тагилом. Впечатления были незабываемыми.

    В 1942 году В.В. Челищев ушел на фронт. Воевал в чине гвардии капитана в 97-м Гвардейском ночном бомбардировочном авиаполку. Осуществил более 70 боевых вылетов. Был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги" и другими. В 1945 году был заместителем коменданта Софии – столицы Болгарии. В 1946 году вернулся на родной завод. Но уже не летал, работал заместителем начальника отдела подготовки кадров, а затем начальником автоцеха.

    В 1947 году прекратил свою деятельность и заводской аэродром, не стало у предприятия своего самолета.

А. ПИСЛЕГИНА.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 03.12.2010 №90; газета "Весь Тагил" от 11.11.2010, №16.

Главная страница