С XIX века на страже железных дорог

    18 февраля 2009 года транспортная милиция отметила 90 лет со дня создания. Однако государственные органы, обеспечивающие правопорядок на транспортных магистралях Российской державы, имеют почти 200-летнюю историю.

    На ранних этапах развития железнодорожного транспорта задачи борьбы с преступностью были возложены на жандармские управления железных дорог. Основными силами охраны "благополучия и порядка" были сотрудники патрульно-постовой службы.

    Наиболее распространенным видом преступлений, совершавшихся на железной дороге, было хищение перевозимых грузов. Кражи отличались дерзостью и изобретательностью, но, несмотря на это, успешно раскрывались.

    Сразу после Февральской революции 1917 года Временное правительство расформировало железнодорожную жандармскую полицию как наиболее консервативную и преданную царю организацию. Вскоре ей на смену пришли рабочие и сторожевые дружины, а также отряды Красной гвардии.

    В целях обеспечения порядка и единства управления на всех железных дорогах страны 18 февраля 1919 года в СМИ публикуется постановление ВЦИК "Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны". Именно с этой даты она исчисляет свое рождение. Электронная версия historyntagil.ru. В Нижнем Тагиле линейный отдел милиции был официально создан 23 апреля 1937 года.

    Первым начальником ЛОМ был Василий Трубецков, выходец из рабочей семьи, доброволец-красноармеец. Он возглавлял отдел до 17 июня 1945 года. Ушел из жизни при исполнении служебного долга. Ему пришлось руководить Нижнетагильской транспортной милицией в самое трудное время – в годы Великой Отечественной войны.

    Вызванные военным временем экономические трудности резко оживили преступность. Назрела необходимость объединения органов транспортной милиции и государственной безопасности. В 1954 году создается Управление транспортной милиции МВД СССР, в Нижнем Тагиле в это время ЛОМ на станции Нижний Тагил реорганизуется.

    С 80-х годов дежурная часть находилась в здании железнодорожного вокзала, но в 1998 году переехала на улицу Садовую, 23, где размещается по сей день.

    С начала 90-х транспортная милиция претерпела серьезные структурные преобразования: вводится госпожнадзор, отделение дознания, рота ППС, отделение по профилактике преступлений несовершеннолетних, служба общественной безопасности и криминальная милиция. В это время началась компьютеризация отделов и обновление автопарка.

    Заметный след в истории ЛОВД на станции Нижний Тагил оставили полковник милиции Владимир Козлов и подполковник Владимир Пергун. За славные дела и преданность служебному долгу оба были удостоены государственных наград.

    Необходимо отметить, что важную роль в становлении отдела играли не только руководители, но и рядовые сотрудники. Сейчас ЛОВД на станции Нижний Тагил успешно работает под руководством полковника Олега Гомолы.

Николай КРАПИВИН, председатель совета ветеранов ЛОВД на станции Нижний Тагил.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 18.02.2009.

Главная страница