Уголок старой Выи

    В былые советские послевоенные годы парни с Выи, которые ходили на танцы в парк им. Горького, в шутку называли его в своем кругу "козьим загоном". Это кем-то спонтанно данное парку прозвище было по своей сути в крайней степени абсурдным, ибо козы в нем никогда не паслись. Парк был огорожен высоким забором, охранялся сторожем, и, конечно же, нахождение там чьих бы то ни было коз исключалось. Тем не менее, в 50-х - 60-х годах прошлого века крепко приставшее к парку Горького нелепое название "козий загон" нередко можно было услышать в обиходе речи большинства молодежи Выи. Например, если друзья-товарищи, собравшись летним вечером, договаривались идти на танцы в парк, говорили, обычно, так: "Идем в козий!"

    Дурной пример, как говорится, заразителен. Привычка называть парк смешным прозвищем перешла от ребят и к девушкам. Признаться, тогда я тоже, подражая друзьям, бравировал этими словечками.

Показательные мастерские. Фотооткрытка начала XX века. Изд. П. Овчинникова

Показательные мастерские. Фотооткрытка начала XX века. Изд. П. Овчинникова

    Шутливое прозвище парка возникло все-таки не случайно и не на пустом месте. Его появлению объективно способствовали малые размеры танцплощадки, не вмещавшей иногда всех желающих потанцевать, и самого парка по сравнению с городским имени Бондина, а также глухой забор вокруг. Однако несмотря ни на что молодежь Выи любила парк Горького, считала его "своим в доску", постоянно ходила туда танцевать.

    Может показаться странным, но английское слово "парк" в буквальном переводе имеет три значения: "загон", "ограда", "отгороженное место". Русское же слово "загон" понимается как "загороженное место для скота". Однако этому сравнению не следует очень огорчаться. Ведь в современном понимании парк - это большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоемами, предназначенными для культурного времяпрепровождения.

Холм в парке им. Горького, на котором ранее была танцплощадка. Июнь 2009 г.

Холм в парке им. Горького, на котором ранее была танцплощадка. Июнь 2009 г.

    В Выйском саду до войны были летний кинотеатр, танцевальная площадка и парашютная, видная со всей Выи, вышка.

    Мы, дети окраины, горняцкой, рабочей, приходили в этот сад, как в другую страну! "В стене той заветная дверца, за дверцей другая страна..."

    И первым чудом был низкий, покрашенный в зеленый, с дощатой верандой и двумя дверями сарай. Кассирша, распродав на веранде билеты, отдергивала крючки на дверях, и мы врывались в полутемный, заставленный стульями зал. Стулья были венские, сзади скрепленные в ряды длинными некрашеными планками, они страшно скрипели, часто ломались, но до удобств ли было, когда усатый киномеханик, самый для нас важный на Вые человек, заряжал бобинами с пленкой стоящий сзади, прямо в зале, аппарат. Гас свет, закрывались двери, и, доводя наше ожидание до сладкой дрожи, вспыхивал грязно-белый, в складках экран.

Главные ворота парка им. Горького

Главные ворота парка им. Горького

    В этом саду был и пивной ларек. "К его окну с поднятым ставнем тянулась очередь, а на свежевыкрашенных в голубой цвет скамейках под редкой еще сенью молодых тополей (старые в большинстве спилили, они уж в наше время начинали сохнуть), под уходящим солнцем сидели шахтеры и, сдувая на землю пену, пили пиво. Обезвоженные тяжелым, потным трудом, тела их с наслаждением впитывали ядреный напиток – на лицах были улыбки, довольство, отдых", - так тепло вспоминал свое детство и юность наш земляк, известный писатель и старожил знаменитой Пароходной улицы, упиравшейся одним из своих концов в парк, Борис Путилов.

    Танцплощадки давно уже нет, и звуков духового оркестра больше не слышится, отчего на душе становится немного грустно. Это называется ностальгией по прошлому, по безвозвратно ушедшей беспечной и веселой молодости. Но старый парк, которому не так давно минуло 130 лет, существует и поныне. Одной из своих сторон он упирается в мрачные кирпичные развалины, часть которых, впрочем, уже убрана. Это останки некогда весьма знаменитого и красивого по своей архитектуре усадебного комплекса, изначально принадлежащего купцу Н. С. Волкову. Именно здесь купец и предприниматель Николай Степанович Волков построил один из первых и лучших в городе пивной завод. Позади этих строений он разбил парк с лиственницами, кедрами, липами, сиренью, фруктовыми деревьями… В 1890-х годах постаревший, потерявший былой кураж Волков продал свои дома, а сам уехал из Тагила в Санкт-Петербург, где след его навсегда затерялся.

    Приобретенная в начале XX века (примерно в 1906 г.) Верхотурским уездным земством усадьба Н.С. Волкова с превосходными домами и парком долго не бездействовала. Волею судеб ей было предназначено сыграть важную роль в истории Тагила. Дело в том, что земство решило своими силами создать в ней образцовые учебно-показательные мастерские – прообраз нынешних профтехучилищ.

    В изумительном по архитектурному виду здании бывшего дрожже-пивоваренного завода, стоявшем на углу улиц Этапной и Тагильский криуль, земство разместило большие и хорошо оборудованные производственные мастерские для обучения детей кустарей и мелких промышленников Верхотурского уезда различным рабочим специальностям не горнозаводского профиля.

    Официальное открытие мастерских состоялось 21 октября 1911 года, Это было замечательное событие в жизни бурно растущего города. Открывал торжество председатель Верхотурской уездной земской управы А.П. Мухлынин.

    Вместе с ним в церемонии участвовали члены уездной управы А.И. Леонтьев и П.М. Корсакин; земский начальник Тагила А.А. Ляпцев; прибывший из Перми член губернской земской управы И.Я. Черемных; представители главных управлений Нижнетагильского железоделательного завода; управляющий Выйским медеплавильным заводом Л.И. Челышев; директор Нижнетагильского реального училища П.Ф. Огарков; старшина Выйско-Никольской волостной управы П.В. Щербинин; священник Никольской церкви отец Антоний Меньшиков и родители будущих учеников.

    Почетные гости ознакомились с устройством и техническим оборудованием мастерских и хвалебно о них отозвались. В своих выступлениях они искренне говорили об актуальности, крайней необходимости и чрезвычайной общественной пользе учреждения в уезде таких мастерских. В Нижнем Тагиле в период капитализма наряду с горнозаводской промышленностью развивались разнообразные кустарные промыслы, торговля и особенно не горнозаводская промышленность (пивоваренные заводы, механические мастерские, устройство водопроводов и т.д.)

    Священник Меньшиков освятил помещения и отслужил со всеми благодарственный молебен по случаю открытия мастерских, благословил учеников на усердную учебу, а преподавателей и мастеров - на упорный труд по выведению отроков в мастеровые люди. Земство устроило для всех богатый обед. Первыми учениками мастерских стали 46 подростков в возрасте старше 14 лет, преимущественно тагильчане. Славное событие было отмечено в губернской и местной печати. Приглашенный фотограф запечатлел церемонию открытия на снимках.

    Мастерские состояли из трех основных отделений – кузнечного, слесарно-механического, столярно-токарного, и двух вспомогательных – меднолитейного и резьбы по дереву. Здесь готовили водопроводчиков, литейщиков, слесарей, кузнецов, токарей, плотников, столяров-краснодеревщиков и рабочих других профессий. Станки работали от одного двигателя, соединяясь общей трансмиссией. Цеха освещались электричеством.

    Однако профессиональным обучением оказался охвачен только район Тагила. Среди учеников была очень низкой доля кустарей и мелких промышленников Верхотурского уезда - всего 8 процентов, что означало отступление от основной задачи создания показательных мастерских. Рабочими специальностями овладевали дети заводских, железнодорожных служащих и рабочих (50%), доля детей из прочих категорий населения составляла 42 %. В ходе обучения учащиеся мастерских занимались производственной деятельностью, выполняя заказы губернской и уездной управ по ремонту сельскохозяйственных машин, зданий, изготовлению мебели.

    Ребята, приехавшие из других населенных пунктов, проживали в общежитии в усадьбе, для всех было устроено бесплатное питание, введена учебная рабочая и выходная форма одежды. Нуждающимся ("беднейшим") ученикам земством выплачивалась стипендия. Местные ребята-сверстники с завистью смотрели на учащихся мастерских, щеголявших в красивой форменной одежде, заводили с ними дружбу.

    На территории мастерских работали библиотека и музей, по назначению использовались бывшие купеческий жилой особняк, склады, контора. В музее в числе ценных экспонатов находились портреты членов семьи купца Волкова: самого Николая Степановича, его жены, сына и дочери. В широком и длинном палисаднике со стороны улицы Тагильский криуль была посажена так называемая "Парадная аллея" тополей. Бывший Волковский парк поддерживался в хорошем состоянии. Он стал называться Земским парком, а примерно с 1910-1912 годов стал регулярно открываться для посещения широкой публике и, главное, сделался общедоступным.

    В помещениях мастерских проводились и культурные мероприятия общегородского характера. Например, в местной газете сообщалось, что 27 марта 1912 года актеры Выйского народного театра выступили здесь с премьерой спектакля по пьесе Н. А. Островского "Не все коту масленица" и имели огромный успех.

    В годы первой русской буржуазно-демократической революции 1905 - 1907 гг. и в период наступившей черной реакции 1907-1912 гг. в мастерских были расквартированы царские войска для подавления выступлений бастующих тагильских рабочих.

    Во время Первой мировой войны учебно-показательные мастерские выполняли военные заказы губернского земства. В 1915-м году там работали 88 наемных рабочих и 41 ученик. В годы Гражданской войны на базе мастерских было налажено производство полевых кухонь для Белой армии.

    Время до Октябрьской революции 1917 года было периодом развития, совершенствования и расцвета земских учебно-показательных мастерских. Жители города, еще хорошо помнившие прежнего хозяина усадьбы купца Волкова, по старой привычке тоже называли их "волковскими". Народное название "Волковские мастерские" прочно закрепилось за учебно-показательными мастерскими, распространилось на всю усадьбу и навсегда вошло в историю города.

    Учебно-показательные мастерские вполне заслуженно назывались образцовыми. Они были настоящей кузницей молодых рабочих кадров. Их выпускники славились высокой квалификацией и были мастерами своего дела. Например, из их стен вышли пользовавшиеся известностью в Нижнем Тагиле столяры-краснодеревщики братья Вячеслав Никитич и Иван Никитич Просвиряковы, делавшие красивую дорогую мебель. Позднее Вячеслав Просвиряков работал столяром в городском краеведческом музее.

    Верхотурское уездное земство по праву можно считать пионером-первопроходцем в области профтехобразования не горнозаводского профиля не только в Верхотурском уезде и Нижнем Тагиле, но и в Пермской губернии, на всем Урале.

    Сохранились дореволюционные фотографии земских учебно-показательных мастерских, сделанные в 1911 году - в год их открытия. На снимках здание мастерских находится справа, а слева - бывший купеческий особняк с башней. Они выглядят потрясающе красиво, поражают самое богатое воображение. Своей полезной деятельностью в прошлом они заслужили того, чтобы о них помнили нынешние и последующие поколения тагильчан.

Сергей ВЛАСОВ, краевед-любитель.

    Литература: Газета "Тагильский вариант", №42(91) от 29.11.2012.

 

 

Главная страница