Начало развития авиации в Нижнем Тагиле

    Наш родительский дом находился и сейчас находится на Гальянке, на улице Верескова (ранее – Симбирской, Революции). И вновь образованный в 1933-1934 годах Тагильский аэроклуб избрал место для будущего аэродрома на поле почти за нашим огородом.

    Аэродром, самолеты, парашюты – все было ново, интересно, заманчиво. Многие юноши и девушки устремились в аэроклуб, в том числе и моя старшая сестра Валентина Баранова. Вместе с другими она освоила летное дело, и многие ее знакомые по аэроклубу часто бывали у нас дома. Помню некоторые фамилии: Вера Шпилева, Оня Токарева, Владимир Обедов, Павел Шинкоренко, Александра Дьяконова, Нина и Василий Бердниковы, Виктор Пермяков…

 

    

Фото из газеты "Тагильский рабочий" за 1936–й год: в День авиации секретарь горкома ВКП(б) тов. Окуджава на городском аэродроме среди курсантов. В первом ряду третья справа Валентина Баранова.

Фото из газеты "Тагильский рабочий" за 1936–й год: в День авиации секретарь горкома ВКП(б) тов. Окуджава на городском аэродроме среди курсантов. В первом ряду третья справа Валентина Баранова.

    Но первый аэроплан в небе Нижнего Тагила появился еще в июне 1914 года. Пилотировал его Сергей Исаевич Уточкин, один из первых летчиков, совершавших полеты во многие города России и мира. В 1923 году в нашей стране создается Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), которое затем влилось в ОСОАВИАХИМ. В Нижнем Тагиле бюро ОДВФ организовали 1 августа 1923 года. А 5 июня 1925 года образовалось окружное общество, и в его состав вошли 17 районов, в том числе и Н.-Тагильский горком.

    В ноябре 1933 года по распоряжению начальника авиации Урала тов. Афанасьева в Нижний Тагил командированы два авиатора для создания авиаклуба, который и начал свою работу в 1934 году. Первые курсанты-летчики приступили к занятиям без отрыва от основного производства. На их долю выпали все заботы по строительству ангара для самолетов, приведения в порядок летного поля, доставки вручную цистерны для бензина…

    Площадь аэродрома в черте города, с южной стороны Гальянки, была размером 750 на 750 погонных метров. Кроме этого, имелась посадочная площадка, разработанная силами общественности, на Уралвагонстрое – 400 на 400 погонных метров. Все работы контролировались начальником аэроклуба тов. Власовым.

    В конце 1935 года, то есть через полтора года обучения курсантов, аэроклуб выпустил первых 18 пилотов. Выпускная комиссия Военно-воздушных сил присвоила им звание пилотов запаса РККА. В числе выпускников были: стахановцы Коржавин и Архипов, первая девушка-пилот Зинаида Долженкова с завода №63, машинист экскаватора Тагилстроя Забиров… Благодаря газете "Тагильский рабочий" того года, сохранившейся в краеведческой библиотеке при музее–заповеднике, мы имеем возможность познакомиться с фотографиями первых пилотов.

    Занятия второй группы курсантов начались 5 января 1936 года: городская группа – 12 человек, группа Уралвагонстроя – 18.

    В 1935 году в Нижний Тагил для развития парашютного спорта прибыл инструктор тов. Пономарев. В первую группу вошли активисты комсомольских организаций. В 1938-м призывной пункт города получил спортивный отряд парашютистов, подготовленный Нижнетагильским аэроклубом. В 1939 году 25 парашютистов подготовил инструктор В. Солнцев.

    Работа аэроклуба без внимания не оставалась. В 1936 году постановлением бюро Н.–Тагильского горкома ВКП(б) (тов. Окуджава) и президиума горсовета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов (тов. Гущин) руководители тов. Аксенов, Мельников, Михайлов, Свояков занесены в Книгу почета. В 1939-м аэроклуб получил переходящее Красное Знамя Свердловского областного Совета ОСОАВИАХИМА за безаварийную работу и успешное выполнение подготовки пилотов.

    Корреспонденты газеты "Тагильский рабочий" периодически информировали жителей города об успехах аэроклуба. Так, в 1940 году неоднократно печатались заметки об увлекательной, но нелегкой профессии летчика.

20-летняя Валентина Баранова. Фото сделано на избирательном участке. ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА.    Всесоюзный День советской авиационной культуры, затем – День авиации, был утвержден правительством Советского Союза в 1933 году и ежегодно отмечался 18 августа. В Нижнем Тагиле в 1933-м его отмечали в городском саду (парк имени Бондина), а с 1934-го – на аэродроме. В 1934-м на Уралвагонстрое в честь Дня авиации организовали четырехчасовой субботник, а заработанные средства перечислили в Фонд обороны.

    В 1936-м году аэроклуб совместно с редакцией газеты "Тагильский рабочий" провел агитполет по колхозам района. Представителей передовых колхозов приглашали принять участие в праздновании Дня авиации. С каждым годом праздник проходил интереснее, на аэродроме собиралось много народа, а летчики, планеристы и парашютисты показывали свои достижения.

    22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В ноябре летный и технический состав аэроклуба на двух самолетах переправили в Арамиль, в полевых условиях учебные самолеты "У-2" переоборудовали в легкие бомбардировщики, а на базе аэроклуба создали 698-й легкобомбардировочный ночной авиаполк. В конце марта 1942 года его расформировали, а персонал пересадили на самолеты ИЛ-2 и отправили на фронт.

    На аэродроме ОСОАВИАХИМа Нижнего Тагила появился эвакуированный Калужский аэроклуб. Из тагильских и калужских планеристов были созданы два отряда, они готовили для фронта специалистов высокого класса и заняли первое место среди парашютно-планерных клубов. В 1943 году нарком обороны СССР наградил клуб переходящим Красным Знаменем, а личный состав – денежными премиями.

    Многие выпускники Нижнетагильского аэроклуба воевали на фронтах Великой Отечественной: Н. Алексеев прошел всю войну и расписался на стене рейхстага, летчики-истребители В. Кузьминых и В. Пермяков сопровождали самолет товарища Сталина в Тегеран на знаменитую конференцию…

    На праздновании Дня авиации в 1945 году Нижнетагильский аэродром принимал гостей, на специальной выставке была отражена история советской авиации в войне с Германией. В 1948 году ОСОАВИАХИМ прекратил свое существование, на его базе организовали Добровольное общество содействия армии (ДОСАрм).

    Аэродром вытеснили при строительстве Гальяно-Горбуновского жилого массива в 1974 году, и он перебазировался в Быньги. Жители Гальянки еще долго скучали по самолетному гулу, по тем волнительным моментам, когда наблюдали за прыжками парашютистов.

    Моя сестра в 1941 году вышла замуж за летчика Леонида Ушакова и уехала с ним в Краснодар. Там они прожили всю жизнь, там и похоронены. Мысль написать о Нижнетагильском аэродроме появилась давно, но оказалось, что в городской архив аэроклуб документов не сдавал. Попытки работников аэроклуба отыскать документы прошлых лет к 75-летию организации тоже не увенчались успехом. Но мне удалось кое-что найти в фондах исторического архива и музея "Горнозаводской Урал". Я благодарна за помощь сотрудникам архива И. Мазор, В. Лавровой и директору Т. Вязовой, заведующей краеведческой библиотекой при музее–заповеднике Л. Кокшаровой и главному библиографу В. Дацкевич. А еще я благодарна судьбе, что, работая над данным материалом, познакомилась с Ольгой Карпушкиной, мастером спорта СССР, летчиком первого класса, отдавшей авиации 52 года.

Надежда КЛЕВЦОВА, член клуба краеведов при краеведческой библиотеке музея–заповедника.

    (Полная версия исследования будет опубликована в альманахе "Тагильский краевед").

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 11.09.2013.

 

 

Главная страница