Станции Вагонзавод – 60 лет

Шел 1930-й год. В вековечной тайге в 10 километрах от Нижнего Тагила зазвенели пилы лесорубов, замелькали лопаты и тачки землекопов, а потом появились строительные механизмы тех времен. Так началось строительство промышленного гиганта Уралвагонзавода.

Для выхода на магистральную железную дорогу на десятом километре перегона Сан-Донато – Салка в лесном урочище Красный Бор среди вековых корабельных сосен выбрали площадку подходящего профиля и наметили строительство новой станции, в феврале 1932-го она была введена в постоянную эксплуатацию под названием Красный Бор, а через год переименована а Вагонозавод.

Штат станции набирался в основном из жителей соседнего села Покровки, но было много и приезжих, спасавшихся от коллективизации и деревенского голода – на производстве давали хлебный паек. Штат стрелочников не держался. Приедет человек из деревни, поступит стрелочником, оглядится – рядом престижные предприятия, обещающие квартиры, детсады, имеющие столовые. А на станции в лучшем случае угол в общей квартире. Вот всеми правдами и неправдами и увольняется.

Осенью 1955-го поступила разнарядка, что через неделю на отделение дороги направят стрелочников – выпускников одного из железнодорожных училищ. Люди нужны, а селить некуда, общежитие в Нижнем Тагиле еще только закладывается. Организовали группу во главе с главным кондуктором И.М. Сенькиным, мастером на все руки. В зале для пассажиров отгородили комнату, сложили плиту, два двухметровых окна на треть заложили кирпичом, утепляли. Завезли шесть кроватей с комплектами постельного белья, так и разместили прибывших девушек – стрелочниц.

Первую продукцию Уралвагонзавод выпустил к октябрьским праздникам 1936 года. Выпускались тогда вагоны трех видов: крытые, платформы, полувагоны. Эвакуированный во время войны на территорию УВЗ Харьковский завод был перепрофилирован на изготовление танков. Танковые экипажи принимали машины прямо на "трамплине", и после пробного пробега они грузились в эшелон. Передаточным паровозом отправлялись в парк "Б" станции Смычка, за 15 минут менялся паровоз на электровоз, и эшелон следовал дальше по назначению на Свердловск или на Чусовскую.

Методом народной стройки осенью 1942-го на станции Вагонозавод построены подъездные пути № 6 и 7. После войны подъездные пути добавлялись еще. В 1973-м стрелки, маршруты и сигналы на станции были оборудованы электрической централизацией, стрелочников исключили из штатного расписания станции.

К своему шестидесятилетию станция Вагонозавод подошла с полностью укомплектованным штатом, оснащенная по последнему слову техники, имеющейся на Свердловской железной дороге. К ней примыкают подъездные пути четырех промышленных предприятий: "объединений "Уралвагонзавод" и "Уралхимпласт", цементного и химического заводов, работающих со станцией по единым технологическим процессам. Кроме того, в качестве субклиентов к станции примыкают строительный трест № 88, котельно-радиаторный завод, десятки других предприятий.

По объему отправления народнохозяйственных грузов станция Вагонозавод находится в первой пятерке 33 грузовых станций Нижнетагильского отделения дороги. На станции прошли основательную "стажировку", начиная с должности дежурного по станции, некоторые командиры высшего и старшего ранга, как, например, В.Г. Конев (впоследствии начальник Свердловского отделения дороги), В.П. Федорович (начальник отдела контейнерных перевозок и коммерческой работы НОД–5), В.А. Жиляков – старший диспетчер отдела перевозок, В.С. Лошманов – начальник отдела перевозок, И.С. Тясто – дежурные по отделению.

А. КОЖЕВНИКОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 13.03.1992.

 

 

Главная страница